Новости партнеров
Культура

Реставрация Поганкиных палат, открытие музея кузнечного ремесла, строительство фондохранилища - Псковский музей в 2015 году ждут большие перемены

29.07.2014 13:01|ПсковКомментариев: 10
 
2015-й может стать переломным годом для всего музейного сообщества города Пскова. Намечаются большие реставрационные работы, о которых Псковской Ленте Новостей рассказал директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев. 
 
 
- Юрий Николаевич, что за проект вы намерены начать реализовывать в 2015 году?
 
- Этот проект поддержан Всемирным банком и Министерством культуры РФ. Уже продела гигантская работа, сейчас выходим на проектную документацию реставрационных работ по двумя объектам - Музейный квартал, который включает в себя Поганкины палаты, здание Картинной галереи (бывшая промышленная школа Фан-дер-Флита), и так называемый Дом ксендза (Палаты у Сокольей башни или Дом Рокотова). В музее существует концепция использования этих зданий, но классическая, музейная. Давным-давно назрела необходимость реставрации этих помещений, не один десяток лет к этому шли многие поколения музейщиков. 
 
- Что намерены сделать с Поганкиными палатами?
 
- На данный момент, согласитесь, Поганкины палаты - одно из крупнейших зданий гражданской архитектуры XVII века - используется лишь на 30%. А ведь существует хозблок, складские помещения купца Поганкина, подвалы совершенно шикарные. Это все простаивает на данном этапе в силу объективных причин, потому что необходимо провести серьезные реставрационные работы, проложить коммуникации, обеспечить серьезный климат-контроль и, в конечном итоге, построить нормальную вменяемую экспозицию на вновь открывшихся площадях. Я всегда говорил, что противоречия между обществом и музеем заключаются, прежде всего, в том, что музей показывает из своего собрания лишь верхушку айсберга - в лучшем случае 3-5%, в нашем случае - 7%. Я не говорю, что надо показывать все 100%, есть материалы, которые имеют прикладное, научное значение и не столько экспозиционны. Но все-таки увеличить эту цифру нам бы реставрация зданий, новых помещений позволила.
 
- А что появится в Доме Рокотова?
 
- Реставрация Дома ксендза позволила бы нам создать новый музей. Мы хотим открыть там музей кузнечного ремесла, коим славился Псков во все века. Рядом Кузнечная слобода, улица Кузнецкая, извечно там селились кузнецы. Здесь был бы кузнечный музей, начиная от VIII-IX веков и вплоть до современных мастеров. Хотелось бы посвятить его памяти Всеволода Петровича Смирнова. Идей много, и все они лежат на поверхности. В Картинной галерее все понятно - необходимо ее развитие вширь. Мы смогли бы освоить цокольный этаж для экспозиционных нужд. А это огромная площадь. В Поганкиных палатах на первую линию выходит, прежде всего, сам архитектурный памятник, он был бы там экспонатом №1.
 
 
- То есть, в 2015 году Поганкины палаты и другие музейные объекты могут стать для туристов недоступны?
 
- Как только мы определимся с финансированием, естественно, Поганкины палаты будут закрываться. Но закрываться они будут поэтапно, потому что не хотелось бы лишать наших гостей и псковичей достаточно интересных экспозиций и выставок. Но тут мы будем исходить из сохранности и безопасности тех памятников, которые расположены непосредственно в Поганкиных палатах. Совершенно безболезненно можно начинать работы в подвальной части, не затрагивая сами палаты и основные экспозиции. Потом безболезненно, разобрав экспозицию прикладного искусства, начинать работу в двухэтажной части, а потом, переместив иконы, серебро, историческую экспозицию в иные помещения и развернув там временные экспозиции, можно было бы заниматься трехэтажной частью. У нас существует утвержденный план перемещения наших экспонатов, чтобы это было как можно менее болезненно для самих экспонатов и для наших посетителей. Мы не хотим их лишать экспозиции икон, экспозиции серебра, не хотим убирать мечи псковских князей в запасники. Намечены те залы, где будут расположены новые-старые экспозиции. Конечно, нам придется свернуть в этом случае ряд выставочных программ, но, как говорится, можно и потерпеть. Главное, чтобы начались работы. 
 
- Неоднократно говорили и о необходимости обновления Покровской башни...
 
- Да, действительно. Второй объект - это Покровский комплекс, его приспособление для музейных нужд. Хоть и сейчас он достаточно активно используется с точки зрения визуального показа, частично группы сейчас проводятся и непосредственно внутрь башни. Но пока это носит номинальный характер, потому что башня все-таки требует определенного приспособления - это и освещение, и создание более безопасного маршрута по этажу под названием Нижний бой в подземной части этой башни. До сих пор у нас не освоены слухи в башне, которые требуют очень серьезного реставрационного вмешательства. Получение проектной документации станет руководством к действию для будущих работ. Будет ли это делаться в рамках Всемирного банка или исключительно в рамках федеральных средств Министерства культуры - здесь я никаких гарантий дать не могу. Но во всяком случае мы опираемся на те гарантии и обещания, которые прозвучали несколько лет назад из уст нашего министра культуры и были с большим энтузиазмом восприняты всем музейным сообществом Пскова.
 
- А что с планами строительства фондохранилища в Пскове?
 
- Андрей Анатольевич (Турчак, врио губернатора Псковской области - прим. редакции) неоднократно уже говорил, что в 15-м году начинаются работы по нулевому циклу строительства будущего нашего фондохранилища. Это очень серьезная работа. Это черта города, это охранный слой, это серьезные реставрационные работы. Но силы, естественно, в городе есть, которые готовы выполнить эти работы. Это позволило бы расширить наши экспозиции. 
 
- Эти работы намерены осуществлять поэтапно или комплексно?
 
- Если говорить о Музейном квартале, для нас было бы интересно, чтобы все работы шли в комплексе. Существует четыре объекта, которые оторваны друг от друга, и каждый требует определенного подхода. Поганкины палаты - это первый объект, который требует соответствующей реставрации и приспособления. Второй абсолютно независимый объект - Картинная галерея, которая требует фасадных работ. Они могут идти параллельно. Палаты у Сокольей башни находятся на отшибе. Это тоже абсолютно независимый объект, реставрационные работы там могут вестись параллельно. Возвращаясь к нашей наболевшей теме - фондохранилищу, это тоже объект, строительство которого может вестись независимо от других работ. Если все эти объекты запараллелить, для нас это было бы наиболее выгодно. Во-первых, мы сразу выиграем в сроках. Хотя, безусловно, это создаст определенные неудобства в перемещении экспонатов, но мы такие возможности просчитываем. Мы были бы рады, если бы работы хотя бы начались, все равно на каком объекте. Желательно, конечно в Поганкиных палатах, но если они начнутся в палатах у Сокольей башни, это тоже будет хорошо, маленький прорыв и большущая победа.
 
Пока этим летом мы ждем проектную документация - то, над чем мы трудились все эти годы совместно с нашими коллегами из Италии. Она станет основой для исполнения работ. Живем мы, естественно, ожиданиями. Но мы не просто сидим в ожидании на завалинке, ножки свесив. Мы продолжаем развивать наши экспозиции, делаем выставочные программы по мере наших сил и, что немаловажно, средств. Планов громадье. Мы надеемся, что 2015-й станет переломным годом. Главное, чтобы работы не закончились, внезапно начавшись. Потому что сил и нервов уже потрачено много. Пока это бумажная работа, за которой стоят часы работы сотрудников нашего музея. Работа серьезная, как и объект. Таких по пальцам одной руки можно перечислить.
 
Беседовала Светлана Аванесова 
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 155 человек
Лента новостей