Новости партнеров
Культура

По ком звонит колокольчик?

20.10.2014 16:05|ПсковКомментариев: 24

На сцене Псковского академического театра драмы имени Пушкина состоялась четвертая премьера сезона: приглашенный режиссер Искандер Сакаев поставил спектакль «Ветер шумит в тополях» по пьесе Жеральда Сиблейраса.

Если предыдущую премьеру - спектакль Олега Молитвина «Скупой» по Мольеру - хотелось назвать удачной или, точнее, удачливой, то для работы Искандера Сакаева это определение кажется легковесным. В успехе его спектакля (а тот, кто уже видел «Ветер шумит в тополях», согласится, что это успех) нет случайности, везения. Но есть ощущение нормы. Потому что это нормально, когда профессионализм режиссера и всего актерского ансамбля дают прекрасный художественный результат, и по другому просто быть не может. Это нормально, когда спектакль вызывает ощущение цельности, при которой сценографию не «хочется похвалить отдельно», хотя работа художника-постановщика Дины Тарасенко заслуживает всяческих похвал, и это же отметил Виктор Яковлев в своем «Актерском дневнике». Просто все вместе: декорации, костюмы, свет, музыкальное оформление - это плоть от плоти истории трех стариков, вынужденных проживать в приюте для ветеранов.

Я не случайно говорю «проживать», а не «доживать». Потому что Гюстав (народный артист России Владимир Свекольников), Фернан (народный артист России Юрий Новохижин) и Рене (заслуженный артист России Сергей Попков) живут настоящим, в предлагаемых жизнью обстоятельствах — хоть бы и на террасе своей богадельни. Будущего у них почти не осталось, но они не считают, что обязаны интересоваться лишь собственной смертью (а стариков зачастую смерть не только и не столько пугает, но и привлекает). Не особенно их интересует и прошлое. Они его практически не обсуждают. И для зрителя эти случайные истории из прошлого служат либо источником смеха, либо разочарования. Вот Гюстав едва ли не проговаривается, что был женат, и Рене пытается узнать - что же произошло с этим браком. И ты ждешь какой-то восхитительной и, конечно, слезоточивой истории то ли о вечной любви, то ли о разбитом сердце. А там все буднично: ушла к аптекарю, и хватит об этом. Оказалась не достойна носить фамилию знатного дворянского рода, к которому принадлежит Гюстав. И для его приятеля оказывается сюрпризом происхождение Гюстава, а у зрителя невольно мелькает мысль, что старик, возможно, врет: для дворянина этот полусумасшедший солдат Первой мировой слишком деятелен, энергичен, нет признаков вырождения, зато много жизнелюбия. На аристократа больше похож сам Рене, который признается, что он-то - парень из народа, всю жизнь мечтал стать рамочным мастером, но вот поврежденная (на войне) нога...

Или история с героической фразой Фернана: «Мы зайдем с тыла, мой капитан!» У человека еще с Первой мировой железо в голове, и во время Второй мировой он так мечтал вернуть немцам их «подарок» - ясно же, что сейчас будет какой-то страшный рассказ в духе «вся рота полегла, а мы с капитаном». Куда там! Будет смех и грех. Характерный вообще для воспоминаний старых солдат: они страшно не любят в своем кругу говорить о своих подвигах, если это не подвиги определенного свойства...

Так что бог с ним, с прошлым, оно на втором плане. На втором плане молодые Гюстав (Максим Плеханов), Фернан (Николай Яковлев), Рене (Виталий Бисеров) - они одеты в военную форму самых сочных цветов, причем цветов французского флага. Они могут играть мускулами, напряженно грести веслом или идти в гору, они могут потрясающе точно маршировать и потрясающе прямо стоять в траурном карауле. Но их нет, уже нет... Настоящие Гюстав, Фернан и Рене - вот они, на первом плане, в своих линялых костюмах, повторяющих тон одежды молодости. Это они живут здесь и сейчас, больше интересуясь прогулками Рене вокруг женской школы или «кознями» сестры Магдалины (одна из четырех ипостасей Илоны Гончар) с ее пугающим колокольчиком. Это они болтают, ссорятся, объединяются вдвоем против одного. А еще - спасают друг друга. И строят планы побега, туда, где ветер шумит в тополях.

И в какой-то момент ловишь себя на странном ощущении. Знаете, когда читаешь книгу, которая очень нравится, и пальцами пытаешься оценить толщину еще не прочитанного. И радуешься, когда еще много осталось, испытывая при этом покой и радость. Вот тут было то же самое, но вместо покоя - тревога. Потому что ты не знаешь, сколько еще осталось (и дело тут не в продолжительности спектакля). Ты каждый раз пугаешься, когда падает в обморок Фернан или вдруг прикладывает руку к груди Гюстав, или как-то безнадежно тяжело опускается на стул Рене. И ничего в этот момент не хочешь, кроме одного: чтобы впереди было много! Пусть эти старики кричат друг на друга, пусть меряются эрекцией, совершают свои подвиги в виде вылазок за калитку приюта. Только пусть будут еще и еще! Чтобы долго... Потому что говорить со стариком - одно из главных удовольствий в жизни и никогда не знаешь, сколько его осталось. Так что - давайте, сопротивляйтесь, дуйте до своих холмов и тополей. «Скоро мы будем там, наверху». Все там будем.

...А на выходе из театра вдруг к несчастью вспомнишь: ведь всего этого могло не быть. Могло не быть Фернана-Новохижина (я и рада бы забыть высказывания умного, талантливого, относительно молодого, дерзкого директора театра Сергея Дамберга: «Новохижин? Да нет никакого Новохижина», «Новохижин и Яковлев давно не работали никем и что-то перепутали», я рада бы забыть, но ведь он перед артистами так и не извинился). И к Сергею Попкову могла не вернуться радость творческого общения со своими коллегами - артистами в расцвете своих творческих сил... Просто потому, что кто-то считал: в Пскове театра не было и воссоздавать его не с кем. Кто-то заламывал руки и закатывал глаза, когда ему называли имена и требовали для этих имен работы, потому что эти имена и есть театр, а не устаревшая традиция и пыль веков. И не будет этих имен - не будет сочного второго плана, который должен будет выйти на первый план, и уже выходит, но хочет поддержки и той же радости творческого общения с мэтрами, если угодно.

Конечно же, не надо перед походом в театр читать перебранки и ссылки в социальных сетях. Это убивает предчувствие театра. У меня просто так получилось. Слава богу, что потом был спектакль «Ветер шумит в тополях».

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 224 человека
Лента новостей