Сегодня: Четверг, 17 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Здоровье в движении! Фестиваль Шансон Квартиры от муниципального застройщика Аренда Непогода нынче в моде Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Руки вверх! Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Жаркие дебаты «Лошадиное дело». Без масок и хлыстов Лучшая интерьерная печать в Пскове Псковские автосервисы выбирают запчасти из Интернет-магазина «Глэдис»



«Рыбак и его душа»: «Как посмел ты красавицу эту...»

06.02.2015 17:27 ПЛН, Псков

Как было уже ранее сказано, напрасно режиссер спектакля «Рыбак и его душа» Игорь Яцко чуточку оправдывался, а точнее объяснял псковским зрителям — почему XXII Пушкинский театральный фестиваль открывает Оскар Уйальд. Но не напрасно говорил он о близости двух художников, разошедшихся во времени на полвека: эстеты, денди — все это и гораздо большее роднит Пушкина и Уайльда.

Тем более, что и рамки фестиваля давно расширены: Карамзин, Гоголь, Достоевский, Шекспир, Грибоедов, Блок — это еще неполный перечень тех, кого организаторы вписывали в пушкинский контекст, и связи образовывались вполне естественные. И получалось хорошо. И на этот раз получилось хорошо. По моему мнению, а оно не единственное.

Наверняка артистам «Школы драматического искусства», занятым в этом спектакле, было нелегко на нашей большой сцены. «Рыбак и его душа» - штучка камерная, и это чувствуется. Ее играют в Тау-зале «ШДИ», сценическое пространство от зрителей отделено свечами в канделябрах, сцены нет. В Пскове же эстетский салон, в котором начинают рассказывать сказку, оказался не на одном уровне с публикой (только сцену, то есть место действия имею в виду, ничего больше). Это расстояние, возможно, лишило спектакль какой-то части напряжения, динамики. Но не помешало рассмотреть всю его красоту (а это не только безупречно сидящие фраки-смокинги, искусство опускаться на стул, а не садиться, манера курить). И кому-то показалось, что «Рыбак и его душа» Игоря Яцко слишком красив.

Но и сказка Уайльда невозможно красива. Режиссер поставил ее всю, весь текст без купюр. Всю эту странную историю о Рыбаке, который полюбил маленькую Деву морскую: «Маленькая Дева морская, маленькая Дева морская, я люблю тебя. Будь моей женою, потому что я люблю тебя». В этом месте слегка усмехаются зрители (ну действительно же смешной аргумент — кто спорит). Но вообще на псковском спектакле смеялись мало. Да и вовсе не смеялись. Разве что интермедия — песня о Марко на стихи Максима Горького под музыку Вертинского — ожидаемо освежила всех перед антрактом:

А вы на земле проживете,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют!

В остальном же все были серьезны. Это же важно: человек полюбил, ему мешает воссоединиться с возлюбленной душа. Мешает самим фактом своего присутствия в человеке. И человек ее прогоняет. Не продает (никто не покупает), не дарит, а избавляется. Отрезает от себя, как ведьма научила.

Это общение с ведуньей, в которую легко перевоплощаются три леди из салона (так же легко, как джентльмены во фраках становятся тунцами — если нужно, чтоб зритель увидел море), - было сыграно великолепно. Впрочем, уровень исполнительского мастерства и постановочной культуры в «ШДИ» высок настолько, что его даже как-то не принято отмечать. А хочется. Как хочется выделить какую-то сцену в этом спектакле, но на самом деле и этого не нужно. Потому что там все цельно и плавно, ровно и разно одновременно. Как море. И в этой изысканной атмосфере самому хочется поиграть. Вот Душа рыбака (уже отдельная, с большой буквы) уходит: «побрела по болотам, рыдая». И хочется пропеть Заболоцкого:

Как посмел ты красавицу эту,

Драгоценную душу твою,

Отпустить, чтоб скиталась по свету,

Чтоб погибла в далеком краю?

Хотя Душа рыбака изначально не так чтоб красавица. Она отчаянно трусит, заикается, боится уходить в мир без сердца, а Рыбак сердца не отдает — самому нужно, чтобы любить. И Душа, которая теперь обязана трудиться, легко учится плохому. И обманом воссоединяется с Рыбаком, которого не трогали ни мудрость, ни богатство, предложенные все возвращающейся к нему Душой. Но тронули ножки. Даже не «две пары стройных женских ног», а одна — ножки неизвестной танцовщицы. Ведь у Морской девы только хвост... И отправляется Рыбак взглянуть на ноги танцовщицы, и воссоединяется с ним его коварная Душа, но свою любовь он теряет.

Все это: атмосфера элегантного салона, путешествия Души, неведомые прекрасные города, чудеса морских глубин, темные тайны ведьм — зритель не только видит, но и слышит. Порой даже отвлекаясь от действия, потому что целый оркестр самых экзотических инструментов в руках одного Антонио Грамши — это отдельное чудо. И это все, что хочется говорить о спектакле: чудесно, изысканно, элегантно, изящно. Возможно, что и слишком.

Но «Школу драматического искусства» любят и за это тоже. За «слишком».

Елена Ширяева

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
XXII Пушкинский фестиваль


 

Беспокоит ли вас продление Западом санкций против России?












Loading...


Голосование

Беспокоит ли вас продление Западом санкций против России?












Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31