Новости партнеров
Культура

Савва Ямщиков: Ленин – не мой кумир, но интеллигенция - дерьмо

01.09.2005 17:09|ПсковКомментариев: 6

Ямщиков – фамилия не просто известная или даже легендарная, для очень и очень многих в нашей стране интеллигентов (вернее, кто привык себя так называть) эта фамилия «одиозная». По-праву считая себя псковичом (как он сам выражается, «здесь я прожил жизнь, не короче столичной»), Ямщиков и сегодня, после многолетней депрессии, после вынужденного молчания, после «возвращения в живое дело» и, соответственно, в информационное пространство, остается страстным пропагандистом отечественной культуры и яростным критиком «пены дней». Об этом его последняя книга публицистики с симптоматичным названием «Давайте одумаемся», об этом он снимал недавно фильм (осенью - премьера на телеканале «Россия»), об этом мы говорили, встретившись в выставочном зале «Приказных палат» у копий древних псковских икон

- Савва Васильевич, как вы себя ощущаете в ситуации перманентной идейной борьбы, когда на вас обильно навешивают всякого рода «ярлыки»?

- Видите ли в чем дело, ярлыки следует навешивать на тех, кто сотрудничает с газетами «Коммерсант» и «Новой газетой», потому что они не скрывают враждебного отношения к тому месту, где они живут. Они называют нашу Родину «этой страной», они наводнили свои газеты пошлятиной, порнографией, они  ориентируются на таких циничных мерзейших писателей как Виктор Ерофеев, как Пригов, как Жванецкий, как Вишневский. Они заполонили экраны телевизоров. Я это называю по Николаю Рубцову «иных времен татары и монголы». Я – славянофил в традициях 19 века, в традициях Хомякова, Леонтьева, Аксакова, Достоевского, а это были очень интернациональные люди. Поскольку Бог дал мне возможность знать западную культуру (потому что мои учителя в университете были выдающиеся ученые, которые мне читали Итальянское Возрождение), я прекрасно осведомлен о том, что Московский Кремль строили итальянцы, что Петербург построен французами и итальянцами, то есть я далеко не квасной патриот. Но то, что творят эти люди… Вы меня простите, конечно, но почему Алла Пугачева, Фазиль Искандер и Жванецкий получают орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени, а величайший писатель земли русской Валентин Распутин четвертой? А потому, что «эти» лижут у тех, кто хапнул наши деньги. Когда в начале девяностых на съезде кинематографистов эта рвань, эти Соловьевы, эти Андрюши Смирновы поносили всех: Ростоцкого, Хуциева, Бондарчука… Вот пусть они хоть один фильм такой, как у Бондарчука, снимут! Ну, что такое Соловьев? «Асса»? и «Белая роза»? Ведь это же пошлость! И он еще потом спрашивает, откуда взялись поганцы? Так это они породили, Гребенщиковы… Гребенщиков тут заявил, что самый поганый роман – это «Война и мир», потому что там нет ни одного интересного образа. Извините, мой друг, с которым я вместе снимал фильм «Андрей Рублев», Андрюша Тарковский, он весь ВГИК проходил с «Войной и миром» под мышкой. 

- И тем не менее, вы сотрудничаете с телевидением?

- Я давно уже не сотрудничал, и сейчас только начинаю. Я работал на телевидении 20 лет, и мои  передачи шли по «Первому каналу», у меня была своя программа, а потом… ТВ заполонили другие люди. Какое телевидение? О чем вы говорите? Канал «Культура»? Кто там? Ерофеев, Архангельский, люди, ненавидящие Россию и не скрывающие этой своей ненависти. Увидите вы там Распутина, Белова или Солженицына? Нет! Свою первую премию президент дал Жванецкому. Это что? Одесский смехач, кому он нужен?

- Так именно из-за этого вы впали в депрессию?

- Я не впал, я болел. Это не в коем случае не связано с этими поганцами. Это чисто мозговое расстройство. Конечно, когда в 1993 году расстреливали парламент по письму академика Лихачева, писатель Владимир Максимов, который всю жизнь боролся с Советской властью, за полгода умер от рака. Он сказал тогда, что руки не подаст тем, кто требовал людей убивать.

- Получается,  в нашей стране давно произошел глобальный раскол культурного пространства?

- У нас продолжается Октябрьская революция, и сейчас – самая страшная фаза. И если в семнадцатом годе виновата интеллигенция Серебряного века, то сегодня виновата наша, вшивая, интеллигенция. Мой друг Игорь Золотусский, замечательный критик, опубликовал в «Литературной газете» большую статью «Интеллигенция: смена вех». И задал вопрос: «Вы не боитесь, что у вас на том свете спросят: «Каин, что ты сделал с братом своим?» Вы простите, но когда Окуджава в 1993 году орал: «Раздавите эту гадину!», он смыл себя как личность полностью. Песенки – это еще не все.

- Но идейно близкие вам люди, такие как Проханов и Лимонов, например, активно сотрудничают с глянцевыми журналами типа «Плэйбой», публикуют в них свои новые произведения, выступают на ТВ?

- Лимонов – мелкий фраер и пошляк. Это – разрушитель. Не все, кто сотрудничает с Прохановым, мои друзья. И я не приветствую увлечение Проханова всем этим глянцем, телевидением, хотя писатель он хороший, Саша – талантливый человек. Потом он пскович, плюс к тому - политик. Солженицын его очень ценит, а Солженицын зря ничего не говорит.

- Позвольте, но его оценки, Солженицына, я имею в виду, мягко говоря, иногда коробят. В одной своей статье, допустим, он такие чудовищные вещи написал о романе «Петербург» Андрея Белого…

- Вот эти авангардисты и разрушали Россию. Извините, в Серебряном веке русской культуры было много талантливых людей, но все они были циники и пошляки. И Александр Блок за этот цинизм рассчитался жизнью. Остальные – Гиппиус, Мережковские – так ничего и не поняли. Искали Антихриста в «Петрах и Алексеях», в своих книгах, тогда как на самом деле Антихрист сидел у них в башнях, у Вячеслава Иванова, где они собирались. Они Ленина и компанию и породили. У меня далеко не однозначное отношение. Я долгие годы учился и дружил со Львом Гумилевым, я очень ценю стихи его мамы, Анны Ахматовой, и у сына к матери свои счеты, но… Если она в двадцать лет переспала на глазах мужа с художником Модильяни, это ее дело – любовь, но то, что она вышла замуж за Пунина, который в 1918 году в газете потребовал у Луначарского расстрелять Николая Гумилева… вот это… Ленин вовсе не мой кумир, но его замечание, что «интеллигенция - дерьмо», я поддерживаю.

 - То есть вы себя лично к интеллигентам не относите?

 - Вообще-то называть себя интеллигентом может только Никита Михалков. Я отношу себя к труженикам. Я занимаюсь своим делом и стараюсь говорить то, что думаю. Потому что единственный мой судья – Бог.

- По поводу присоединения Пскова к Москве. Вы поддержали идею празднования юбилея.

- Да, ведь это было. Я, возможно, и не хотел бы, чтобы тот, средневековый Псков, входил в Московское государство, но история, к сожалению, не нас слушает.

Беседовал  Павел Клюкин                                           

                     

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 237 человек
Лента новостей