Новости партнеров
Культура

«Анти-Уорхол», популярная керамика и художественная терапия

26.09.2005 16:18|ПсковКомментариев: 0

В псковской галерее на Бастионной открылось «Соло на двоих» керамистки из Великого Новгорода Натальи Ковалевой и живописца из Вологды Сергея Веселова. Так, на пару, они и вошли в коллективное восприятие псковичей. Тихие или, вернее, спокойные, детально-подробные полотна Веселова, будто окошки в другой мир, который хочется рассматривать часами, и яркие, немного даже навязчивые и, тем не менее, уютные и оригинальные в своей нарочитой простоте барельефы и поделки Ковалевой, самое место которых где-нибудь на кухонной стене. Органичное сочетание, кстати. Сходите и посмотрите, если не верите.   

            - Почему одни художники пишут картины, а другие выражают себя в прикладном творчестве, в той же керамике, например? - спрашиваю я у Натальи.

            - Не знаю, - отвечает она, у меня просто было внутреннее чувство, что необходимо обратиться к керамике. Потом, у меня тогда была подруга, которая делала всякие бусечки-фенечки. Я работала архитектором в реставрационных мастерских, и у меня керамика была как хобби. Случилась перестройка, и пришлось всерьез стать керамистом.

            - Любопытно, керамисты как бы «нарабатывают» приемы, или изделия являются вам во сне, либо в состоянии аффекта? Или вы идеи «воруете» у других, как, собственно, и поступает большинство дизайнеров? Известно, что они специально ходят на выставки авангардистов, дабы «подсмотреть» какой-нибудь эффектный ход…

            - Я считаю, что украсть идею невозможно. Почему? Вот я даже захочу что-нибудь, мягко скажем, позаимствовать у Веселова. Не получится. Он – совсем другой человек. А техника это тоже что-то такое, что существует и для всех сразу, и глубоко индивидуально, невоспроизводимо. Я люблю стекло и цвет.

            - Эскизы к своим поделкам рисуете?

            - Обычно, нет. Иногда, в особом состоянии…

            - Бреда?

            - Вроде того. Я набрасываю множество рисунков, чтобы затем, в более рациональной, так сказать, творческой ситуации, их использовать.

            - Обычно художники редко соглашаются делить выставочное пространство с коллегами, если, конечно, это не коллективная акция. А вы пошли на это «Соло для двоих», почему?

            - Я человек не ревнивый, без чувства собственной важности, не страдаю «звездной болезнью». И мне интересно с таким человеком, как Сергей Веселов, выставиться. Я общительный человек, люблю общаться. Почему бы и не вдвоем?

            Сразу скажем, что в Новгороде Наталья регулярно выставляется дважды в год, а ее мастерская постоянно пуста – таким бешеным спросом пользуются ее милые сердцу поделки. Сергей Веселов тоже весьма избалован вниманием публики, ведь нынешняя экспозиция на Бастионной – это буквально то, что осталось от недавней юбилейной выставки. Почти все картины почитатели таланта раскупили: из семидесяти сохранилось двадцать две, добравшихся до Пскова. Сам художник в Псков не приехал – повредил ногу, и попал в больницу. Зато приехала на вернисаж его дочь Татьяна, известная новгородская тележурналистка, легко согласившаяся на общение:

            - Мой отец совершенно несуетный человек, - рассказывает Татьяна, - он не смотрит телевизор, не интересуется «злобой дня», поэтому для меня очень естественно, что он всерьез занимается и реставрацией, и кулинарией, и картины пишет. Я ведь на работы смотрю не так, как обычный зритель. Я могу их «читать». Он – мастер детали: белая лошадка, красная игрушка.

            - Он всегда так писал? Я имею в виду изменения в манере, которые происходят с возрастом у всякого художника?

            - Пожалуй, изменения происходят. Ну, как у Пикассо. Голубой, розовый периоды. Но все-таки определенной фантазийно-реалистической манеры он придерживается. Сказать, что это совсем абстрактные пейзажи, нельзя, но и в жизни их не существует. Его изображения-города это комбинации. Он собирает интересные образы и детали и соединяет их на пространстве одного холста. Получаются такие любопытные штуки. Можно рассматривать это год- два, и все время находить что-то новое. Вдруг! С такими картинами рядом не скучно. Эта живопись очень хорошо сосуществует с человеком. Точно попадает в «Золотое сечение». Ведь есть вещи, которые хороши, но рядом с ними нельзя жить. Я полагаю, что это одно из главных его достоинств.

            - А раньше Сергей Веселов бывал в Пскове?

            - Конечно. Когда-то здесь у него даже случилась романтическая история. Он познакомился с псковитянкой, но что-то у них не задалось. Однако к Пскову он относится до сих пор очень тепло.        

            - Когда смотришь работы Веселова, поражает их «тонкость», одухотворенность, - выносит свою квалифицированную оценку искусствовед галереи Ольга Кошелькова, - Каждая картина как будто создана для любования. Но можно любоваться побрякушкой, а здесь особое – возникает желание проникнуть вглубь картины, докопаться, где же там душа? Да и почва сама, все-таки Вологда – место редкое. Северная Русь – земля особенного покоя. И у Веселова любование искусством очень ярко проявляется, он ведь реставратор. С трепетом. С пиететом относится не только к натуре, но и к материалу. Это то, что на поверхности, что сразу видно. Здесь ведь нет задачи – продать , поразить, шокировать, огорошить цветом, отчего начинаешь задыхаться. Веселов не фраппирует зрителя, а тонко вовлекает в свои изображения. А большинство художников пытаются изгаляться, из кожи вывернуться.

            - Они просто пытаются хоть как-то конкурировать с другими визуальными искусствами, например, с кино или видео.

            - А вот я как раз ценю тихий свет, который присущ Сергею Веселову. Невольно ты втягиваешься в картину, «влипаешь» в нее. А Энди Уорхол – это уже знак. И все современные художники  -своего рода знаки.

            - Как же тогда быть с керамикой, которая рядом? Это же явно все на продажу рассчитано?

            - Я не согласна. Наталья Ковалева просто искала себя. И так совпало, так бывает. Людям нравится ее творчество. Ну, вот повезло… Покупают.

            Повезло не только Наталье. На следующий день я отправился на другой вернисаж – художника из Питера Игоря Шайморданова, и исключительно в силу того обстоятельства, что совсем недавно я о нем уже писал, не буду вновь витийствовать, а обойдусь несколькими фразами, отчего мой пиетет перед мастером нисколько не скукожится.

Да-с. Тридцатая юбилейная выставка Шайморданова показала, насколько художник может быть универсален. Живопись, графика, коллажи из ткани – все это знакомо и вроде бы понятно, обладая мощным терапевтическим действием, как бутылка хорошей водки или проза Генри Миллера. Но вот эскизы к спектаклям и театральным костюмам – иная ипостась.

            - Художник может что-то там ковыряться, - делится опытом Игорь, - получилось – не получилось – это его личное дело, а в театре, кровь из носу, но сделай! Кроме того, ты не один, а с коллективом: актерами, режиссером, декоратором, пошивочным цехом и так далее. И особенно радостно бывает, когда в реальности декорации получаются еще эффектнее, еще лучше, чем в моем замысле на бумаге или холсте.

            Лично я не видел, но подписываюсь, потому что эскизы и в самом деле впечатляют и ныне существуют как полноценные произведения искусства, которые можно повесить на стенку и долго творчески разглядывать. Внутренне ликуя от факта наличия гармонических личностей здесь и сейчас.

                                                                                                          SashaDonetsky

                     

             

  

                 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 228 человек
Лента новостей