Новости партнеров
Культура

Псковские фрески - шедевры, неведомые миру…и псковичам

23.11.2016 11:00|ПсковКомментариев: 22

В ноябре 2016 года Пскову стали известны трагические выводы экспертов рабочей группы по монументальной живописи федерального Научно-методического совета при посещении храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелетово (в 40 км от Пскова) - мирового шедевра, выдающегося памятника псковской школы архитектуры и монументальной живописи XV в. Тональность заключений протокола выездного заседания перешла рубеж пессимизма - рискуют исчезнуть не только фрески, но и сам храм! Ситуация стала остроаварийной – «это стадия открытого «чахоточного» процесса», разрушения идут в режиме текущего времени и в любой момент могут привести к обрушению. Нельзя допустить, чтобы этот блистательный памятник, по оценкам экспертов, не уступающий наследию Микеланджело, «наша Сикстинская капелла», в котором воплотилось лучшее за все века Псковской школы искусства, -  погиб от, мягко говоря, небрежения в наше время! Это на грани преступления. Эксперты утверждают: если не предпринять решительных и скорых мер, храм с уникальными фресками рухнет через 4-5 лет. 

По горькой и точной оценке председателя секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Л.И.Лифшица «Гибель храма в Мелётове - это наш национальный позор»!

Аннотация:

Статья посвящена остроактуальной проблеме создания Музея фрески в Пскове как ведущего стратегического направления реализации главного культурного Псковской области

Среди 5 тысяч памятников древности, коими обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова:

  • Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (пер. пол. XII века)
  • Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г.)
  • Церковь Успения Богоматери в селе Мелетово (1465 г.), в 45-ти км от Пскова.

Кроме того, экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила в т.н. Довмонтовом городе Пскова множество фрагментов росписей из разрушенной церкви Св.Софии (Николы с Гребли - по С.В. Белецкому), а в храме Рождества Христова (Покрова - по С.В. Белецкому), сохранившемся до сводов, сняла со стен и отправила на реставрацию в Санкт-Петербург целые композиции фресок, датируемых вт. пол. XIV-XVвв. Все они находятся ныне в фондах ГЭ. Однако этот замечательный список следует дополнить еще одним шедевром - фресками, покрывающими стены и своды готической католической  часовни в капелле св. Креста… в сердце Польши, в Кракове, древней столице Польского государства. Росписи выполнены псковскими мастерами в расцвете славы в 1470 г. по заказу польского короля Казимира IV.

Эти сокровища также ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже. Однако трудно себе представить любого туриста, который, побывав в столичных городах Греции, Италии и Франции, умудрился бы не увидеть всего названного: тогда он  вынужден был бы признаться: «Слона-то я и не приметил!»

Но с псковскими фресками происходит именно так! Главные свои шедевры мы давно и талантливо скрываем от людей. Проведя  социологический опрос в любой аудитории, можно легко убедиться, что фрески Снятного и Мелетова «живьем» в лучшем случае видели один раз в жизни 1-2% псковичей (не говоря уже о туристах)!  Нередкость услышать от псковичей, что они никогда не бывали и даже ни разу не слышали о Мелетове - главном псковском фресковом памятнике… Не в этом ли одна из причин сегодняшней катастрофы?  С Мирожей дело обстоит лучше, а фрески Довмонтова города были увидены совсем малым числом счастливцев. Подобное положение имеет свои сложные и многообразные причины. Одно только описание истории открытия  древней живописи в XIX веке, освобождения от побелок, чудеса ее реставрации и трудности хранения может претендовать на то, чтобы стать в своем роде бестселлером, полным детективных  драматических поворотов и прекрасных обретений.

Если обобщенно представить проблемы подлинников,

  • то на первом месте будет именно проблема сохранности древней живописи. Мировое, общечеловеческое значение псковских фресок - безусловная истина; значит, должно  хранить их как можно дольше и как можно лучше. Это исключает как периодическое, так и спонтанное посещение памятников туристскими группами. Здесь не только говорить и ходить, но «дышать надо вполголоса», - как сказал незадолго до своей безвременной кончины лучший реставратор монументальной живописи в России, знаток наших фресок и их «лечащий врач» Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Нужно ясно представлять, что фрески «уходят», это неизбежный процесс, который где-то заторможен, - как в Мироже, хорошим хранением и реставрацией, и где-то активно разрушителен, как в отдаленном Мелетове. Значит, число посетителей должно быть очень ограничено. Однако для чего в конечном смысле такие строгости, не хранение же ради только самого хранения!? Безусловно, и для того, чтобы была возможность показа и рассказа туристам со всего света о великих шедеврах искусства, делающих честь не Пскову, но человечеству! Налицо явное противоречие, из которого может быть только один выход – скорейшее принятие решения о создании Музея фрески как стратегическом направлении реализации главного культурно-туристского потенциала Псковской области.
  • Вторая проблема подлинников существует одновременно с первой - это проблема доступности  для посещения туристами и паломниками. Из всех указанных памятников только Мирожа возможна для осмотра, да и то с известными ограничениями. Другие храмы, не будучи до конца музеефицированными и находясь в отдалении от города, исключают появление здесь среднестатистической туристской группы. Количество согласований и препятствий на пути отдельных энтузиастов, желающих эксклюзивно попасть в Снятный и Мелетово, может быть описано исключительно в духе родной нам русско-византийской, а также постсоветской бюрократии. Особо «засекреченными» для псковичей оказались фрески Довмонтова города. Открытые знаменитым археологом Василием Дмитриевичем Белецким и отреставрированные лучшими специалистами Эрмитажа, более 150 кв. м превосходной живописи XIV-XV вв. находятся ныне в фондах (даже не экспонируются!) знаменитого петербургского музея и вход туда затруднителен даже для одиночных специалистов. А на родине фресок, в Довмонтовом городе,  за непрезентабельным  забором до сих пор стоят сохранившиеся до сводов храмы. Именно с их стен и были сняты фрески, которые Псков «забыл» вернуть домой, именно они художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, также как сами церковные здания - о становлении архитектурной школы Пскова уже в XIVвеке. Весь Довмонтов город –  эти изумительные подлинные Псковские Помпеи (по  выражению Е.Н.Морозкиной) - в настоящем своем виде  представляет лишь досадную «непонятность» для туристов, а подчас - и для слабо подготовленных экскурсоводов. На вопросы: «Что это?» и «Почему это в таком виде?» - отвечать чрезвычайно сложно. Почетный гражданин Пскова и первооткрыватель фресок, В.Д.Белецкий мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея Фрески в Пскове, где они  должны стать ядром коллекции и его гордостью. Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел…

  • Третья проблема подлинников - своеобразная «информационная блокада» - слабейшее положение дел в просветительской, рекламно-издательской области и особенно в деле пиара псковских фресок как главного бренда Пскова. Нескольких буклетов и проспектов, посвященных фрескам, небольшое количество серьезных монографий, привлекающих узких специалистов, - этого явно очень мало. Необходимы красочные  солидные альбомы - каталоги, масса красивых и разноформатных, средней стоимости буклетов, наконец, путеводителей, компакт-дисков по Пскову, где фресковой живописи – как главному художественному достоянию Пскова, наряду с архитектурой, уделялось бы достойное место… 

Очевидное противоречие:

Псков имеет уникальные памятники монументальной живописи мирового уровня

Псков  почти не показывает и свои первоклассные фрески  и крайне мало дает    о них информации

может и должно разрешиться созданием  Музея фрески.

Что необходимо предпринимать для подлинников?  

1. Хранить идеально правильно всю монументальную живопись Пскова, осуществляя систематически реставрационные, ремонтные и прочие мероприятия, системно и в полном объеме финансируемые.

2. Музеефицировать те объекты, которые целесообразно показывать туристам с учетом вышеизложенного. Так, если расширить  временные рамки  и обратиться к более поздним  памятникам, то антипримером здесь может послужить часовня св. Анастасии с фресками по эскизам знаменитого Н.К.Рериха. Эта изящная архитектурная «шкатулочка» не должна, во-первых, быть в введении перманентно возводящихся здесь зданий, во-вторых, следует помнить, что такое редкое произведение чрезвычайно интересует многочисленных зарубежных и русских почитателей Рериха, - держать ее закрытой и отгороженной от города просто неприлично.

3. Вести систематическую, концептуальную выставочную деятельность по пропаганде  и просвещению главного наследия псковской культуры. Здесь были явные, но, к сожалению, кратковременные успехи Псковского музея, подготовившего в 2007/8гг. три выставки, не имеющие ныне продолжения:

*копий фресок, исполненных различными художниками из собрания Псковского музея-заповедника;

*оригиналов(!) из Довмонтова города, представленных   Государственным Эрмитажем летом 2007 года;

*копий фресок работы профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Александра Константиновича Крылова (декабрь-февраль 2008);

*наконец, в январе 2015 г., с большим перерывом, снова руководитель мастерской церковной живописи Института им. И.Е. Репина Александр Константинович Крылов привез в Псков копии фресок, которые «представляют русскую монументальную живопись на протяжении 500 лет, причем, всю Россию: Москва, Поволжье, Новгород, Псков, Ладогу и др.».

Удивительно, что выставки разного художественного достоинства демонстрировались с большим успехом и, не будучи коммерческими по определению, стали таковыми по итогам посещаемости и беспримерному вниманию прессы. Все это подтверждают наше мнение о всеобщем  огромном интересе к древним фрескам Пскова.

4. Необходимо постоянно делать копии, копии-реконструкции, графические обмеры, макеты, фотографии  всех псковских фресок, а также создавать большой сравнительный рядом по непсковским. памятникам. В связи явственно обозначившейся угрозой потери мелетовских (и не только!) фресок это чрезвычайно важно»! Эта работа давно велась различными художниками и реставраторами, и копии хранятся как в их личных коллекциях, так и в различных музеях, вплоть до знаменитого Русского музея в Санкт-Петербурге. Подобные документы (а копии фресок можно назвать и так, хотя лучшие художники стараются не только уловить внешнее подобие, но вникнуть в духовный замысел оригинала) в первую очередь ценны как свидетельство того, какого характера росписи были в храме. К сожалению, слишком многое исчезло на наших глазах, чтобы позволить себе считать копирование простой учебной работой.

Сама идея копирования древних фресок – как идея собирания духовных ценностей явилась впервые у М.В.Ломоносова, в непростых условиях наступления западной светской культуры, попирания ценностей древнерусского искусства, в чем он усматривал национальную опасность. И еще в своем XVIII веке предложил путь спасения: тотальное копирование древнерусской живописи.  Эту работу можно назвать главной для создания Базы Данных об исчезающих на глазах фресках, она же закономерно приводит к идее в духе времени - создания Виртуального Музея Фресок параллельно с Музея копий фресок и т.п.

5. Наконец, венцом всех усилий должно стать создание полноформатного, с оригиналами и копиями, с использованием современного музейного оборудования в прекрасном старинном здании воистину уникального Музея Фресок в Пскове.

Итоги

Фрески Пскова – настоящая энциклопедия духовной жизни, глубокое и редкое по красоте «умозрение в красках». Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в каменных книгах Мирожи, Снятного, Мелетова. Целью этой громадной духовной работы была и демонстрация исторической эрудиции и приобщение к мировым ценностям – Псков искал свой путь в Вере, искал истово и искренне. Это был путь духовной аскезы, подвижничества жертвенности, эсхатологической ответственности. На пути Богоискательства мистические озарения преображают лик псковской живописи. Классическая ясность Мирожи сменилась порывисто-экспрессивной манерой Снетогорья, а Мелетово предстало как блистательный по живописной культуре, разнообразию манер и мощи замысла истинный шедевр не только псковского, но русского и мирового искусства.

Музей фрески – это мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова - его фресок - основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен.

Круг памятников. В настоящее время сохранились следующие памятники, имеющие стенописи:

1.

До середины 12 в.

Мирожский Спасо-Преображенский собор. Фрески (до сер. 12 в.) выполнены византийскими мастерами, приглашенными владыкой Нифонтом.

2.

Начало

14 в.

Снетогорский собор Рождества Богоматери. Росписи 1313 г. Работа псковских художников, начало псковской школы.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина - конец

14 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрески Довмотова города (середина и конец 14 в) Открыты и отреставрированы Почетным гражданином Пскова В.Д.Белецким (более 150 кв.м. живописи находятся ныне в фондах государственного Эрмитажа. До сих пор в восточной части Довмонтова города стоят сохранившиеся до сводов храмы (с их стен и были сняты фрески, которые Псков “забыл” вернуть, и которые художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, также как сами церковные здания – о становлении архитектурной школы Пскова.)

Примечание: Раритетом, палладиумом Музея Фрески должны стать оригиналы (сколько бы их не было) из Довмонтова города. Пскову необходимо предпринять шаги к сотрудничеству с Государственным Эрмитажем в этом направлении, хотя сейчас, после кончины В.Д.Белецкого, добиться возвращения фресок очень трудно. Почетный гражданин Пскова и первооткрыватель фресок, он мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея Фрески. 14 в. – это крайне редко встречающиеся в мире фрески. Белецкий говорил о девяти храмах в Довмонтовом городе, о 150 кв.м. великолепной живописи – и это должно стать гордостью Музея Фрески в Пскове. Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел. 

4

Середина

15 в.

Мелетовская Успенская церковь с росписями 1465 г. – шедевр зрелой псковской школы, загадка и завет потомкам от мудрых предков. Редчайший по красоте и глубине ансамбль, почти недоступный для посещения и трудный для осмотра из-за большого количества утрат и рискующим погибнуть через 4-5 лет!

5.

16 в.

Фрагменты росписей 16 века в главном Успенском пещерном храме Псково-Печерского монастыря (фрески на предалтарной стене за иконостасом совершенно недоступны, закрыты).

6.

17 – 20 вв.

Кроме того, фресками по свидетельству летописей, были украшены почти все храмы Пскова, и не только изнутри, но и снаружи. В 17 в. росписи были в каменных административных и жилых палатах. Традиция, видимо, никогда не умирала, так что крупные художники “серебряного века” А.В.Шусев и Н.К.Рерих возобновили ее, создав часовню св. Анастасии (на берегу Великой, рядом с вновь возведенной Ольгинской), где вдохновленные Псковом, стилизовали и архитектуру, и живопись в древнерусском духе.

Таким образом, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, - Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, - а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры в уникальном Музее Фрески; без этого музея, - как сказал известный знаток древнерусского искусства, А.Н. Овчинников, «Псков - не Псков».

«Летом прошедшего 1860 года удалось мне исполнить мое давнее желание – посетить… Псков. Еще много сохранилось… древнего, хотя много уже уничтожено временем и невежеством», - эти слова графа М.Толстого

(М. Толстой Святыни м и древности Пскова. М., 1861 С.I)  звучат еще более актуально для нас. Старинный Псков стремительно уходит. Сколько церквей с замечательными росписям утрачены безвозвратно!  Немного жизни, несмотря на реставрацию и особое хранение, остается и главным памятникам города - ансамблям  храмов с фресковыми росписями. Призванные их сохранить, мы должны помнить: фрески «уходят». Непонимание первоочередности проблемы сохранения фресок может привести к непоправимым потерям; ответственность за это лежит на сегодняшнем поколении псковичей, - «слава» Герострата, уничтожившего великий храм древности, реально угрожает нам. Новый Музей Фрески мог бы широко открыть двери для всех желающих войти в сложный мир православного искусства. Его созидание должно быть делом не отдаленного проблематично-богатого будущего, а практически первоочередной, концептуально-осознанной работой. Важнейшим  и первым шагом на пути к его созданию должен стать Виртуальный Музей Фрески.

Но уже одновременно с ним надо возводить настоящий, достойный Пскова Музей Фрески.  Эта мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен. Ибо, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, - Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, - а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры, - истинно народной русской культуры, -   в уникальном Музее Фрески; без этого музея - «Псков - не Псков».

Кандидат искусствоведения Тамара Шулакова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Считаете ли вы нагрузку на сегодняшних школьников чрезмерной?
В опросе приняло участие 249 человек
Лента новостей