В ноябре 2016 года Пскову стали известны трагические выводы экспертов рабочей группы по монументальной живописи федерального Научно-методического совета при посещении храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелетово (в 40 км от Пскова) - мирового шедевра, выдающегося памятника псковской школы архитектуры и монументальной живописи XV в. Тональность заключений протокола выездного заседания перешла рубеж пессимизма - рискуют исчезнуть не только фрески, но и сам храм! Ситуация стала остроаварийной – «это стадия открытого «чахоточного» процесса», разрушения идут в режиме текущего времени и в любой момент могут привести к обрушению. Нельзя допустить, чтобы этот блистательный памятник, по оценкам экспертов, не уступающий наследию Микеланджело, «наша Сикстинская капелла», в котором воплотилось лучшее за все века Псковской школы искусства, - погиб от, мягко говоря, небрежения в наше время! Это на грани преступления. Эксперты утверждают: если не предпринять решительных и скорых мер, храм с уникальными фресками рухнет через 4-5 лет.
По горькой и точной оценке председателя секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Л.И.Лифшица «Гибель храма в Мелётове - это наш национальный позор»!
Аннотация:
Статья посвящена остроактуальной проблеме создания Музея фрески в Пскове как ведущего стратегического направления реализации главного культурного Псковской области
Среди 5 тысяч памятников древности, коими обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова:
Кроме того, экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила в т.н. Довмонтовом городе Пскова множество фрагментов росписей из разрушенной церкви Св.Софии (Николы с Гребли - по С.В. Белецкому), а в храме Рождества Христова (Покрова - по С.В. Белецкому), сохранившемся до сводов, сняла со стен и отправила на реставрацию в Санкт-Петербург целые композиции фресок, датируемых вт. пол. XIV-XVвв. Все они находятся ныне в фондах ГЭ. Однако этот замечательный список следует дополнить еще одним шедевром - фресками, покрывающими стены и своды готической католической часовни в капелле св. Креста… в сердце Польши, в Кракове, древней столице Польского государства. Росписи выполнены псковскими мастерами в расцвете славы в 1470 г. по заказу польского короля Казимира IV.
Эти сокровища также ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже. Однако трудно себе представить любого туриста, который, побывав в столичных городах Греции, Италии и Франции, умудрился бы не увидеть всего названного: тогда он вынужден был бы признаться: «Слона-то я и не приметил!»
Но с псковскими фресками происходит именно так! Главные свои шедевры мы давно и талантливо скрываем от людей. Проведя социологический опрос в любой аудитории, можно легко убедиться, что фрески Снятного и Мелетова «живьем» в лучшем случае видели один раз в жизни 1-2% псковичей (не говоря уже о туристах)! Нередкость услышать от псковичей, что они никогда не бывали и даже ни разу не слышали о Мелетове - главном псковском фресковом памятнике… Не в этом ли одна из причин сегодняшней катастрофы? С Мирожей дело обстоит лучше, а фрески Довмонтова города были увидены совсем малым числом счастливцев. Подобное положение имеет свои сложные и многообразные причины. Одно только описание истории открытия древней живописи в XIX веке, освобождения от побелок, чудеса ее реставрации и трудности хранения может претендовать на то, чтобы стать в своем роде бестселлером, полным детективных драматических поворотов и прекрасных обретений.
Если обобщенно представить проблемы подлинников,
Очевидное противоречие:
Псков имеет уникальные памятники монументальной живописи мирового уровня |
Псков почти не показывает и свои первоклассные фрески и крайне мало дает о них информации |
может и должно разрешиться созданием Музея фрески.
Что необходимо предпринимать для подлинников?
1. Хранить идеально правильно всю монументальную живопись Пскова, осуществляя систематически реставрационные, ремонтные и прочие мероприятия, системно и в полном объеме финансируемые.
2. Музеефицировать те объекты, которые целесообразно показывать туристам с учетом вышеизложенного. Так, если расширить временные рамки и обратиться к более поздним памятникам, то антипримером здесь может послужить часовня св. Анастасии с фресками по эскизам знаменитого Н.К.Рериха. Эта изящная архитектурная «шкатулочка» не должна, во-первых, быть в введении перманентно возводящихся здесь зданий, во-вторых, следует помнить, что такое редкое произведение чрезвычайно интересует многочисленных зарубежных и русских почитателей Рериха, - держать ее закрытой и отгороженной от города просто неприлично.
3. Вести систематическую, концептуальную выставочную деятельность по пропаганде и просвещению главного наследия псковской культуры. Здесь были явные, но, к сожалению, кратковременные успехи Псковского музея, подготовившего в 2007/8гг. три выставки, не имеющие ныне продолжения:
*копий фресок, исполненных различными художниками из собрания Псковского музея-заповедника;
*оригиналов(!) из Довмонтова города, представленных Государственным Эрмитажем летом 2007 года;
*копий фресок работы профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Александра Константиновича Крылова (декабрь-февраль 2008);
*наконец, в январе 2015 г., с большим перерывом, снова руководитель мастерской церковной живописи Института им. И.Е. Репина Александр Константинович Крылов привез в Псков копии фресок, которые «представляют русскую монументальную живопись на протяжении 500 лет, причем, всю Россию: Москва, Поволжье, Новгород, Псков, Ладогу и др.».
Удивительно, что выставки разного художественного достоинства демонстрировались с большим успехом и, не будучи коммерческими по определению, стали таковыми по итогам посещаемости и беспримерному вниманию прессы. Все это подтверждают наше мнение о всеобщем огромном интересе к древним фрескам Пскова.
4. Необходимо постоянно делать копии, копии-реконструкции, графические обмеры, макеты, фотографии всех псковских фресок, а также создавать большой сравнительный рядом по непсковским. памятникам. В связи явственно обозначившейся угрозой потери мелетовских (и не только!) фресок это чрезвычайно важно»! Эта работа давно велась различными художниками и реставраторами, и копии хранятся как в их личных коллекциях, так и в различных музеях, вплоть до знаменитого Русского музея в Санкт-Петербурге. Подобные документы (а копии фресок можно назвать и так, хотя лучшие художники стараются не только уловить внешнее подобие, но вникнуть в духовный замысел оригинала) в первую очередь ценны как свидетельство того, какого характера росписи были в храме. К сожалению, слишком многое исчезло на наших глазах, чтобы позволить себе считать копирование простой учебной работой.
Сама идея копирования древних фресок – как идея собирания духовных ценностей явилась впервые у М.В.Ломоносова, в непростых условиях наступления западной светской культуры, попирания ценностей древнерусского искусства, в чем он усматривал национальную опасность. И еще в своем XVIII веке предложил путь спасения: тотальное копирование древнерусской живописи. Эту работу можно назвать главной для создания Базы Данных об исчезающих на глазах фресках, она же закономерно приводит к идее в духе времени - создания Виртуального Музея Фресок параллельно с Музея копий фресок и т.п.
5. Наконец, венцом всех усилий должно стать создание полноформатного, с оригиналами и копиями, с использованием современного музейного оборудования в прекрасном старинном здании воистину уникального Музея Фресок в Пскове.
Итоги
Фрески Пскова – настоящая энциклопедия духовной жизни, глубокое и редкое по красоте «умозрение в красках». Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в каменных книгах Мирожи, Снятного, Мелетова. Целью этой громадной духовной работы была и демонстрация исторической эрудиции и приобщение к мировым ценностям – Псков искал свой путь в Вере, искал истово и искренне. Это был путь духовной аскезы, подвижничества жертвенности, эсхатологической ответственности. На пути Богоискательства мистические озарения преображают лик псковской живописи. Классическая ясность Мирожи сменилась порывисто-экспрессивной манерой Снетогорья, а Мелетово предстало как блистательный по живописной культуре, разнообразию манер и мощи замысла истинный шедевр не только псковского, но русского и мирового искусства.
Музей фрески – это мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова - его фресок - основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен.
Круг памятников. В настоящее время сохранились следующие памятники, имеющие стенописи:
1. |
До середины 12 в. |
Мирожский Спасо-Преображенский собор. Фрески (до сер. 12 в.) выполнены византийскими мастерами, приглашенными владыкой Нифонтом. |
2. |
Начало 14 в. |
Снетогорский собор Рождества Богоматери. Росписи 1313 г. Работа псковских художников, начало псковской школы. |
3.
|
Середина - конец 14 в.
|
Фрески Довмотова города (середина и конец 14 в) Открыты и отреставрированы Почетным гражданином Пскова В.Д.Белецким (более 150 кв.м. живописи находятся ныне в фондах государственного Эрмитажа. До сих пор в восточной части Довмонтова города стоят сохранившиеся до сводов храмы (с их стен и были сняты фрески, которые Псков “забыл” вернуть, и которые художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, также как сами церковные здания – о становлении архитектурной школы Пскова.) Примечание: Раритетом, палладиумом Музея Фрески должны стать оригиналы (сколько бы их не было) из Довмонтова города. Пскову необходимо предпринять шаги к сотрудничеству с Государственным Эрмитажем в этом направлении, хотя сейчас, после кончины В.Д.Белецкого, добиться возвращения фресок очень трудно. Почетный гражданин Пскова и первооткрыватель фресок, он мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея Фрески. 14 в. – это крайне редко встречающиеся в мире фрески. Белецкий говорил о девяти храмах в Довмонтовом городе, о 150 кв.м. великолепной живописи – и это должно стать гордостью Музея Фрески в Пскове. Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел. |
4 |
Середина 15 в. |
Мелетовская Успенская церковь с росписями 1465 г. – шедевр зрелой псковской школы, загадка и завет потомкам от мудрых предков. Редчайший по красоте и глубине ансамбль, почти недоступный для посещения и трудный для осмотра из-за большого количества утрат и рискующим погибнуть через 4-5 лет! |
5. |
16 в. |
Фрагменты росписей 16 века в главном Успенском пещерном храме Псково-Печерского монастыря (фрески на предалтарной стене за иконостасом совершенно недоступны, закрыты). |
6. |
17 – 20 вв. |
Кроме того, фресками по свидетельству летописей, были украшены почти все храмы Пскова, и не только изнутри, но и снаружи. В 17 в. росписи были в каменных административных и жилых палатах. Традиция, видимо, никогда не умирала, так что крупные художники “серебряного века” А.В.Шусев и Н.К.Рерих возобновили ее, создав часовню св. Анастасии (на берегу Великой, рядом с вновь возведенной Ольгинской), где вдохновленные Псковом, стилизовали и архитектуру, и живопись в древнерусском духе. |
Таким образом, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, - Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, - а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры в уникальном Музее Фрески; без этого музея, - как сказал известный знаток древнерусского искусства, А.Н. Овчинников, «Псков - не Псков».
«Летом прошедшего 1860 года удалось мне исполнить мое давнее желание – посетить… Псков. Еще много сохранилось… древнего, хотя много уже уничтожено временем и невежеством», - эти слова графа М.Толстого
(М. Толстой Святыни м и древности Пскова. М., 1861 С.I) звучат еще более актуально для нас. Старинный Псков стремительно уходит. Сколько церквей с замечательными росписям утрачены безвозвратно! Немного жизни, несмотря на реставрацию и особое хранение, остается и главным памятникам города - ансамблям храмов с фресковыми росписями. Призванные их сохранить, мы должны помнить: фрески «уходят». Непонимание первоочередности проблемы сохранения фресок может привести к непоправимым потерям; ответственность за это лежит на сегодняшнем поколении псковичей, - «слава» Герострата, уничтожившего великий храм древности, реально угрожает нам. Новый Музей Фрески мог бы широко открыть двери для всех желающих войти в сложный мир православного искусства. Его созидание должно быть делом не отдаленного проблематично-богатого будущего, а практически первоочередной, концептуально-осознанной работой. Важнейшим и первым шагом на пути к его созданию должен стать Виртуальный Музей Фрески.
Но уже одновременно с ним надо возводить настоящий, достойный Пскова Музей Фрески. Эта мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен. Ибо, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, - Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, - а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры, - истинно народной русской культуры, - в уникальном Музее Фрески; без этого музея - «Псков - не Псков».
Кандидат искусствоведения Тамара Шулакова