Сегодня: Пятница, 24 Ноября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Европа Плюс бьет рекорды Отказ в ипотеке  «Видный»: квартиры для счастливых людей Не доводите предприятие до коллапса - коллектив завода «Точлит» Nordman Lumi для псковской зимы ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Новогодняя распродажа Факторинг от Промсвязьбанка «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Доверие клиентов TeleTrade Лучшая интерьерная печать в Пскове



Снисходительная усмешка Радуна

08.11.2005 22:47 ПЛН, Псков

4 и 5 ноября 2005 года в Псковском академическом драматическом театре имени Пушкина прошли премьерные показы новой режиссерской работы Вадима Радуна - «Игры «среднего» возраста» по пьесе Нила Саймона. 8 ноября этого же года была написана данная статья. Цель – по возможности коротко и по существу описать и классифицировать увиденное на подмостках Псковского академического театра, актуализировав тем самым оное в контекст непрерывно изменяющегося культурного процесса театральной Псковщины… 

В первую очередь автор полагает целесообразным разделить в рамках предложенного материала две абсолютно независимые друг от друга смысловые дефиниции – пьесу Нила Саймона (и самого Нила Саймона) и конкретную театральную постановку, осуществленную в конкретный промежуток времени, в конкретном месте, конкретными людьми, при вполне конкретных обстоятельствах. Итак:

Нил Саймон – несомненно один из наиболее «кассовых» авторов современного мира. Родился в Нью-Йорке, в Бронксе, в еврейской семье, в начале XIX века бежавшей в Америку из России (если совсем точно: из Одессы), спасаясь от погромов.  Свою деятельность на литературно-театральном поприще Нил Саймон начал в первой половине 1950-х годов, а первый оглушительный, истинно бродвейский успех пришел к нему в 1963 году после постановки пьесы "Босиком по парку". Успех этот с тех пор драматурга не оставляет, равно как и приставшее к нему клише (клеймо) "бродвейского комедиографа", а также реноме писателя поверхностного, легковесного, "развлекательного". Тем не менее, пережив за свой долгий театральный век множество, сменявших друг друга "авангардистских" течений, реалист Саймон по-прежнему продолжает оставаться неизменным лидером и любимцем Бродвея. Герои многих пьес Саймона - евреи: как он писал, "ведь я и сам еврей, так зачем же мне сочинять про тех, кого я совсем не знаю: про негров, или ирландцев, или индейцев?".

Здесь автор считает целесообразным обратиться ко второй дефиниции – Псковскому академическому, Вадиму Радуну и всему, что с этим связанно.

У автора возникает вопрос - зачем в первой половине второго тысячелетия, на  излете поздней осени, в глухой театральной провинции, немолодой, отягощенный жизненным опытом и грузом выстраданных философских сентенций режиссер, берется за постановку довольно таки глуповатых картинок из жизни нью-йоркских обитателей?

Директор театра Валерий Павлов, в своем интервью изложил следующую версию режиссерских мотивов: «Что заставляет хорошо обеспеченных американок собираться по пятницам вместе и играть в достаточно замысловатую игру – настольную викторину, «Игры среднего возраста» показывает, что женщин, будь то американка или русская, волнуют очень близкие вопросы, независимо от времени и континента». «Что бы сегодня ни говорили о российском театре литературные критики, театр всегда обращался к человеку, его внутреннему миру,   к тому, что его волнует и чем он живет».

Откровенно говоря, не сильно верится в то, что Вадим Радун, плененный  таинством сокровенных переживаний бьющих баклуши обеспеченных американок (россиянок, итальянок, китаянок и т.д.), решил обрушить всю мощь своего могучего таланта на изучение тонкостей внутреннего мира мелкобуржуазных дамочек.

Автору, почему-то представляется, что Вадим Радун, наконец, осознал неизбежное – всякое культурное рвение – «дрянь несуразная». Культура ничему не учит и «не куда не ведет». Культура – от лукавого. Главная книга – Библия, главный слог – Божий, главный смысл – Святая Троица. Все остальное – богомерзкие искания души грешной, человеческой. Поэтому не нужно больше стонов, катаний по сценической площадке, контрового света, отчаянной фонограммы, катарсисисов, откровений и горьких слез.

Все это следует оставить молодым и неискушенным «творцам». Пусть они рыдают над текстами вместе с депрессивными и материально не обеспеченными актерами. Пусть ищут ее – аксиому, глядишь, и найдут. Вадим Радун понял, что творения Гете, Гегеля, Канта, Шопенгауэра не остановили немецкую нацию от газовых камер и крематориев, Ф. Достоевский не схватил за руку подонка, вонзившего восемь раз нож в живот таджикской девочки хмурым Петербургским утром, пенсне А.Чехова не вспотело от удушливых зловоний ГУЛАГовской параши, а граф Л.Толстой не перевернулся в гробу, когда русских офицеров тысячами топили в феодосийской бухте, привязывая за ноги к топляку.

Вадим Радун устал говорить людям правду, и решил их просто повеселить. Взял молодых, в сущности, не опытных актрис и сделал «вумен-шоу». Как мог, так и сделал. А они - как могли, так и сыграли.        

Теперь о том, как сыграли. Какой то очень «образованный» человек, покидая театр после первого акта, произнес фразу – «КВН какой-то». Блеск и нищета провинциального сноба. Может быть и так. Театр наш действительно не столичного покроя. Как, впрочем, и главная псковская улица – московский переулок, олигархи – средний столичный бизнес, автобусные маршруты – десятая часть пролета трех московских остановок, р. Великая – пол плевка  Москва-реки, да и сам высказавшийся – четверть столичного театрала. Важно другое – все в рамках профессионального мастерства. Декорации – функциональны, мизансцены – проработаны, разводки – на лицо, свет, фонограмма и шумы – уместны и в меру. Девчонки играют зачастую неровно, но правильно. По крайней мере, самодеятельность сведена к минимуму. Есть и неплохие актерские работы (Юлия Гаттарова, Валентина Банакова). Мэтры (Виктор Бабич и Виктор Яковлев), что называется в норме. Не суетятся и не лицедействуют (в плохом смысле этого слова). Драматургический материал насыщен  стремительными диалогами, интригующим сюжетом, лиризмом и здоровым чувством американского (слегка туповатого) юмора. Зрительный зал остался в полном составе до самого окончания спектакля. В фойе было весело, народ шутил и улыбался.

«Надо смеяться, чтобы забыть свои беды», - писал Нил Саймон. И его герои всегда заставляют зрительный зал смеяться. Но драматургия Саймона - это смех сквозь слезы, это - трагикомедия - самый объемный жанр, максимально отражающий нашу бестолковую жизнь. Что-что, а мэтр это понимает. Автор текста склонен расценивать последнюю постановку некогда главного режиссера, как ироничную и снисходительную усмешку в сторону чересчур экзальтированной режиссуры.

А. Бертеньев          





 

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Loading...


Голосование

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Календарь