Новости партнеров
Культура

Шокирующие истины боди-арта

17.01.2006 12:04|ПсковКомментариев: 6

Под медитативный и слегка психоделический аккомпанемент группы «Пупкин бэнд» на авансцену клуба «T. I. R» явилась яркая блондинка (из одежды – только сапоги-ботфорты и устремляющийся к прозрачности намек на женские трусики) и непринужденно легла на стол. Многоликая и многоокая публика, сдвинувшись в тесный полукруг, сфокусировала на девичьем теле любопытные и алчущие зрачки и радужные оболочки. Неужели стриптиз? Но спустя минуту, разрушая сомнительные гипотезы зрителей, с бутылкой масла и пластилиновым ракообразным в руках вышел художник и принялся энергично поливать девушку маслом.

Модель, лежа на спине и откинув голову, помогала тщательно растереть смазку по всей доступной периферии своего юношеского эпидермиса. Украшение из пластилина водрузилось на грудь модели. Перфоманс? Наконец возникли сосуды, инструменты, гипс и вода. Химическая реакция, и белая консистенция готова к творческому акту. Медлить нельзя. Боди-арт, или действо под названием «Голая правда», споро достигает кульминации: художник накладывает гипс жаркими слоями (температура материала достигает 50-ти градусов). Еще некоторое время все ждут, пока белая масса застынет. Материал принял и зафиксировал форму тела. Девушка освобождается из гипсового кокона, звучат аплодисменты…

Примерно за час до шоу я, обозрев экспозицию (фрагменты женских ягодиц, бюстов, животов и, извиняюсь, лобков), заглянул за кулисы клуба и познакомился с автором оригинальной идеи – питерским лепщиком-реставратором Дмитрием Коугия. В окружении друзей и музыкантов из «Пупкин бэнда» он за импровизированным столом с остатками выпивки и закуски вспоминал детали недавней художнической акции приватного характера: как запечатлел, выражаясь патетически, «интимную анатомию наружных половых подробностей женщины». Гипсовые слепки в количестве дюжины лежали рядом. Весьма выразительный фрагмент, впрочем, и представленные в зале на общее обозрение части выглядели не менее реалистично. Эпатаж и провокация, как известно, бродят в крови у всякого уважающего себя новатора.

- Как у вас родилась столь неоднозначная эстетическая концепция? – спрашиваю я у Дмитрия. – До сих пор «боди-арт» я представлял себе исключительно в жанре красочной росписи по телу, ну еще тату и прочие членовредительства, вроде пирсинга и искусства нанесения шрамов…

- Все это робко и несмело существует в декоративном искусстве достаточно давно, – делится эстетическим опытом Дмитрий. - Наверное, столько, сколько существует гипс. Это такой же материал, как камень, как мрамор. Но есть специфика: моментальная пластика! Остается все: фактура кожи, все шероховатости, неровности, вплоть до мельчайших физических деталей, до пупырышек. При этом гипс как бы подчеркивает, утрирует естественную пластичность женского тела, тогда как классический скульптор при помощи особых приемов, известных каждому монументалисту, создает собственный артефакт. В этом – принципиальная разница. Я даю правду жизни. В боди-арте прежде всего важно донести до зрителя тело.

- Любой человек может стать объектом ваших творческих притязаний или нет?

 - Нет, далеко не любой. Все-таки я создаю образы. Здесь актуальны и форма, и поза. Масса нюансов. На мой вкус, чем больше мяса, тем интересней. Как модель, мне сегодняшняя девушка не очень интересна. По пропорциям она приближается к идеальным стандартам фотомодели. А я предпочитаю женщин, скажем так, «кустодиевского типа».

 - А части тела какие предпочитаете?

- Преимущественно задницы. На самом деле, это моя любимая часть… да…

 - Однажды я собственными ушами слышал, как Дима сказал одной красотке, – вступает в разговор мульти-инструменталист группы «Пупкин бэнд» Саша Улаев. – «Девушка, у вас такое симпатичное лицо, можно я запечатлею вашу задницу?»

- Вы только женские тела привлекаете или мужчины тоже не прочь?

- Пока только женщин. Многие сами просятся, желают попробовать. Мужчины почему-то боятся.

- Вообще, как давно вы увлеклись боди-артом?

- Идея возникла с год назад, и сегодняшняя выставка – это наша премьера, первый выход в свет. Наша, потому что без участия псковского дизайнера Саши Николаева ничего не вышло бы. Он двигает идею в массы, так сказать, переосмысляет ее в дизайнерском направлении, развивает. Мыслей-то множество. Хочется, например, попробовать сразу несколько тел, единым куском, и мужских, и женских. Групповуху… Ха! У меня мечта. Сделать что-то вроде барельефа в каком-нибудь Центре сексопатологии. Простатит и его последствия – главная движущая сила искусства! От сексуальной неудовлетворенности все.

 - Пресловутой фрейдовской теории сублимации придерживаетесь?

 - Фрейд, конечно, виноват. Понаписал разной белиберды, но в главном он прав: все-таки происходит вытеснение сексуальной энергии. Либидо, будь оно не ладно.

На стенах висят, словно в анатомическом театре, гипсовые слепки, еще хранящие тепло и неповторимость живой плоти. Гипс создает некий эффект отстранения, ассоциирующийся с античными образцами, а ведь у каждого присутствующего здесь и сейчас «объекта» существует реальный субъект, живой человек; как остроумно и мудрено сформулировано в пресс-релизе: «представленный на выставке жанр сочетает в себе перформативность боди-арта и документальность фотографии… глубоко личный «снимок на память» (Вот какая была грудь у вашей бабушки в юности – смотрите и завидуйте!) и нечто абсолютно самостоятельное, один раз отделившееся и навсегда отделавшееся от прежнего владельца».

Я воображаю, как лет через сорок-пятьдесят участница сегодняшнего боди-представления достает из чулана слепок своего нынешнего тела и, обливаясь слезами печали и умиления, переносится в далекий январский вечер 2006-го… Клуб «T. I. R.», эклектичный саунд «Пупкин бэнда» и шокирующая истина боди-арта: «Арс лонга, вита бревис эст».

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 144 человека
Лента новостей