Сегодня: Четверг, 24 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
За школьные парты со здоровой спиной! Руки вверх! Аренда Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Выставка «Здравствуй, школа!» Непогода нынче в моде Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Знаем проблемы - видим решение! Вся правда о подкупе избирателей Шок-цена на новостройку У ребенка мерзнут ноги: что делать? Шансон Консультации врача бесплатно Стадион в Острове Фестиваль



Мальчики кровавые в глазах

08.02.2006 09:53 ПЛН, Псков

Фильм «Сволочи» вышел в прокат сразу после оглушительного успеха «Дневного дозора», и продюсеры явно рисковали. С другой стороны, агрессивная реклама (в довесок к довольно необычному и даже эпатажному названию)  призвана возбудить интерес к новому продукту, хотя бы по известной инерции зрительского восприятия. В том, что именно на этот нехитрый ход и была сделана ставка, убеждаешься после просмотра. Фильм далеко не блокбастер. И не героическая экшн-драма, как объявлено в анонсе. Скорее, это все же такой «как бы юношеский мэйнстрим», подростковый кинематограф, все очень осторожно, почти без мата и насилия, правда, с налетом уголовной романтики. И толикой ужасов, причитающихся по жанру, но оставшихся за кадром. Зато ужасов чисто этического смысла хватает: детей, пусть и уголовников, взрослые на убой посылают.

На фильм истрачено, как указывается в таблоидах, три с половиной миллиона долларов. Много это или мало для современного кино  - вопрос спорный, но впечатление такое, что вернулся лет на 25 назад, в середину восьмидесятых, настолько добротна и вместе с тем беспомощна режиссура. Если считать эффект некоторой недосказанности, недоделанности, что ли, отсутствия четкой прорисовки характеров, какой-то принципиальной незавершенности новаторством, тогда - да, но «Сволочи» изначально на экпериментальность не претендуют. Обжигающего ощущения или маломальского сопереживания не возникает, и виноват в данном случае режиссер, не овладевший банальными приемами «саспинса», тогда как  из сценария действительно можно было бы сварганить и душераздирающий боевик, и жесткую военную драму: опытнейший Владимир Кунин, сценарист «Интердевочки», конъюнктуру чует.

Сюжет, конечно, надуман. Кунин, редкий циник и спекулянт «горячими темами», выдал на гора фантазию в стилистике перестроечной чернухи. В прессе уже появились публикации, в которых прямо говорится, что ничего подобного в реальности не происходило, и каким бы бесчеловечным и кровавым ни был сталинский режим, диверсантов из детей в 1943-ем не готовили. В Сибирь, в 37-ом, вслед за репрессированными родителями, пожалуйста, но что б таким варварским способом: бросать на немецкие зенитки мальчишек… в архивах НКВД таких документов не встречается. Более того, когда год назад по отечественному ТВ показывали «Штрафбат», все узнали, что даже из взрослых уголовников на фронт набирали добровольцев.

Ну, да ладно, сойдемся на том неоспоримом обстоятельстве, что художник имеет право на вымысел. Сюжетная схема, впрочем, отработана по шаблону: группу юных отморозков времен Великой Отечественной отправляют на секретную базу в горах, где готовят к выполнению секретного спецзадания: в Трансильвании необходимо уничтожить хранилище топлива Западной группы войск. Зачем понадобились именно дети – остается непонятным до конечных титров. Однако, полковник Вешневецкий (Андрей Панин), получив приказ, честно предупреждает подчиненных, что перед ними не дети, а натуральные «сволочи», готовые, не задумываясь, сунуть заточку под ребро.

Обучение диверсионной работе идет с переменным успехом. Несколько сирот гибнут: один пытается бежать, и его убивает охрана лагеря, другой, по-мальчишески понтуясь, срывается с горы, третий, малолетний вор в законе, вообще убивает проигранного в карты товарища, закрепив кольцо парашюта скрепкой, за что его и закапывают живьем рядом с телом погибшего. Вот такие суровые будни с прицелом на подвиг и почти неминуемую смерть. Хорошо еще, что существуют скупые островки мужской сердобольности, и завскладом (герой Андрея Краско) подкармливает полюбившихся ребятишек – Кота и Тяпу, понимая, что всех их ждет скорая гибель. А так… Как в стихотворении фронтового поэта Симонова: «Ни любви, ни тоски, не печали…» Только песни группы «Ленинград» «Никого не жалко» не хватает.

Финал более чем двусмыслен и провокационен. Я не имею в виду слащавую встречу двух чудом выживших героев. И не взрыв нефтехранилища, оправдывающего все жертвы. Настоящим приговором звучат слова немецкого военного, когда он осматривает трупы малолетних диверсантов, что-то вроде: «Майн Гот! Это же дети! Что же это мы творим, что за война такая?» За точность, кстати, не ручаюсь, цитирую по памяти. Суть не в этом. Сочувствие погибшим выражает враг, в  то время, как Вешневецкий глушит водку. Мучается, конечно, бедолага, но и его не жалко. 

Все. Аллес. Тотальный «сволочизм» нашей всеобщей жизни, и в прошлом, и ныне,  торжествует. А то, что нам показали, как выразился бы товарищ Сталин (и был бы прав), вредное и клеветническое произведение, никого не волнует. Ни авторов, ни прокатчиков. И вроде бы фильм рассчитан, прежде всего, на подрастающее поколение. С какими мыслями и чувствами выйдут юные ребята из кинотеатров?

Опять вспоминается Шнур из группы «Ленинград»: «Тема героев фильмов про войну, - Или про первый полет на Луну, - Или про жизнь одиноких сердец – У каждого фильма свой конец. - Никого не жалко, никого, - Ни тебя, ни меня, ни его».

Такова Россия?…   

                     Александр Донецкий

  

      





 

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Loading...


Голосование

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31