Новости партнеров
Культура

В Картинной галерее Псковского музея произошла «смена караула»

22.09.2017 11:18|ПсковКомментариев: 1
В живописную канву произведений, представляющих искусство начала XX века («Красный» зал) в Картинной галерее Псковского музея-заповедника, введены два новых экспоната: подписная работа П. С. Наумова «Город» (1920 г.) и впервые выставляемый «Этюд головы»(1919-1920) С. Я. Раскина.
 
Как сообщили Псковской Ленте Новостей в музее, оба произведения являются временной заменой двум живописным шедеврам из собрания Картинной галереи («Олонецкий дед» Б. Д. Григорьева и «Две» К. С. Петрова-Водкина), переданным на временное хранение в Государственную Третьяковскую галерею для участия в грандиозном выставочном проекте – «Некто 1917».
 
Автор первой из вышеназванных работ Павел Наумов (1884-1942) - известный в свое время живописец, рисовальщик и педагог - получил первоначальное образование в частной художественной школе на Украине. Позднее учился в ВХУ при Академии художеств у Д. Н. Кардовского. После получения звания художника в 1911 году был экспонентом множества выставок и сотрудничал с различными художественными объединениями 1910-1920-х гг. Участвовал в исполнении декораций росписей по эскизам Н. К. Рериха. Дух и форма его ранних произведений близки творчеству символистов.
 
 
«Город» П. С. Наумова, выполненный позднее, в 1920 году, когда увлечение символизмом пошло на спад, представляется одной из наиболее сильных в художественном отношении работ этого художника. В сравнении с предшествующими работами, живописный язык этого холста становится более лаконичным, формы деревьев и городских построек заметно кубизируются, цвет приобретает густоту и насыщенность. Пространство городского пейзажа построено таким образом, что внимание зрителя невольно сосредотачивается на движении пластических масс переднего плана. Оно направлено от двух небольших женских фигур левого края вправо, к огромным темноизумрудным деревьям, среди которых движется всадник на терракотово-красном коне. Округлые дугообразные цветовые ритмы связывают все элементы пейзажа в единое пластическое целое и одновременно придают ему нечто завораживающее.
 
Об авторе второй из вновь вошедших в состав картинной галереи работ Якове Раскине (1891-?) известно крайне мало: в 1916 году окончил юридический факультет Московского университета, позднее учился в частной художественной школе С. М. Зейденберга, а в 1918-21 годах – в мастерской художника и педагога-новатора К. С. Петрова-Водкина. Однако весной 1921 года его исключили из Петроградских государственных свободных художественных мастерских за непосещение занятий.
 
Фигура художника Раскина представляется загадочной еще и потому, что о его творчестве можно судить на основании одной единственной работы – упомянутого «Этюда головы» недавно вернувшегося после реставрации из Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской Академии художеств и принадлежащего Псковскому музею-заповеднику. Не случайно ни одна из двух недавно прошедших больших выставок «К. Петров-Водкин и его школа» (Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и московская Галерея И. Галеева) не смогла представить ни одной работы этого автора.
 
 
На оборотной стороне псковского холста, по горизонтали, запечатлен старательно написанный натюрморт с различным хозяйственным инвентарем – ящик, молоток-клещи, бутыль с золотистой олифой. Это учебная постановка, обязательная для начинающих воспитанников мастерской К. С. Петрова-Водкина. Внизу справа - едва различимая подпись: Раскин. Позднее автор использует и вторую сторону холста, перевернув его по вертикали, где напишет «Этюд головы».
 
Монументальное изображение головы златовласого мальчика 4-5 лет, занимающее весь холст и тем самым максимально приближенной к зрителю, необычно не только в силу значительного превышения принятых масштабов. Вдумчивая проработка формы чуть отвёрнутой от зрителя головы подчеркивает серьезность и значительность нежного золотистого лица, глубину взгляда синих глаз под приопущенными веками. Кажется, что этот ребенок обращен мыслями к тому, что нам, в силу каких-то причин, недоступно.
 
Работа происходит из довоенного фонда музея, куда, по всей вероятности, попала с «Выставки картин русских художников», организованной совместными усилиями молодых псковских и петроградских художников в Порхове - Пскове весной 1920 года. В изданном тогда в Пскове и чудом сохранившемся кратком каталоге рядом с фамилией Я. Раскина значатся два «Этюда головы». Один из них, в числе еще нескольких работ других авторов (среди которых были, в частности. Б.Д. Григорьев и М.З. Шагал), не только остался в собрании Псковского музея-заповедника, но и, пережив войну, был сохранен его сотрудниками.
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 15 человек
Лента новостей