«Милая, как ни придумывай, / Мы все-таки врозь. / Любимая, / Ты по-прежнему там… / А я, говорящая, что мне не нужно слов, прошу: / - Говори!» - эти шокирующие обывателя стихотворные строчки Светланы Сургановой, как и вся сценическая «легенда» группы «Ночные снайперы», всегда приковывали к двум немного брутальным барышням с гитарой и скрипкой внимание желтой прессы, вопреки тому, что популярность их песен никак не была связана со скандальным пиаром.
Светлана Сурганова, еще в бытность свою «со-фронтвумен» группы «Ночные снайперы», по крайней мере два раза выступала в Пскове с фестивальными концертами. Тогда она пребывала если и не в тени Дианы Арбениной, но все-таки чуть позади, хотя песни, по собственному признанию, писала с детства. В 2003-м произошел внезапный разрыв. Зазвездившаяся Диана неожиданно выгнала бывшую подругу из «снайперского» проекта. Об истинных причинах распада творческого союза обе харизматичные «рокерши» предпочитали молчать. Со стороны же казалось, что колоритная скрипачка с уютной внешностью домашней хозяйки в джинсах вышла в тираж. Однако – нет, уже очень скоро, преодолев неизбежную в таких случаях депрессию, Сурганова начала музицировать, сочинять и исполнять, что вылилось в рождение оркестра ее имени. Последовали альбом и концертный тур, ротации на радио и телеэфиры, и как-то так само собой вышло, что из одной хорошей группы получилось две.
Стиль, в котором играет Сурганова, получил несколько манерное определение «ви-ай-пи-панк-декаданс», и как-то все это сочетание знакомых слов расшифровывается. Вроде как трип-хоп и джаз-рок, впрочем, я не музыкальный критик, хотя прослушивание новых записей Сургановой оставляет более чем приятное впечатление. Не зря ее называют самой интеллегентной хулиганкой.
Как это понять? А так, что поэтические традиции русского «Серебряного века» и французского символизма (отсюда и вечный Декаданс) вплетаются в драйв и звучание века двадцать первого. Ну, и множатся на творческую одаренность конкретно Сургановой.
Она очень милая женщина. Мне посчастливилось пообщаться с ней тет-а-тет. Недолго, но содержательно. Разумеется, про отечественную рок-музыку, про нашу публику, про концерты в таких небольших городках, как Псков. Светлана, разумеется, говорила о том, что ей нет никакой разницы, где и перед кем выступать, а порой как раз концерты в камерной обстановке дарят самый лучший кайф. А куда без кайфа? Напоследок она даже, выдав пару теплых слов в мой адрес, зачем-то погладила меня по плечу, как-то по-матерински, ласково и искренне.
«Ничего себе, - помнится, подумал я, - Какой оригинальный способ общения с журналистами!»
Ничего личного, но удивляет сам факт совпадения образа и человека, то есть того, что артист (по определению - яркий и нездешний) так или иначе декларирует, и того, как он ведет себя вне сцены, за кулисами, с незнакомыми и случайными, в общем-то, людьми. Внешнее и внутреннее, имидж и, извиняюсь, контент, оказывается, способны жить неразлучно как глаза на лице, тогда как в большинстве случаев артист – это все-таки лицедей (читай - лицемер), и сие неизбежно, таковы непреложные законы искусства.
«Возлюбленная Шопена» сегодня, по признанию все тех же критиков, уникальна на российской рок-сцене, возвращая слушателя в незабвенные восьмидесятые, когда феномен «русского рока» был своего рода особой духовной практикой.
Ныне другие времена, и другие хит-парады. Из радио слышна по преимуществу попса, а оригинальные рок-проекты попадают в разряд «неформата». Но когда энергийная эклектика сургановского «панка» реанимирует классические строчки стихов, почивших за переплетами толстых томов, рождается новый формат, доселе неизвестный, широкий, как Нева, и вертикальный, как космос души поэта.
Р. С. Светлана и ее «Оркестр» выступят в Пскове, в рамках фестиваля, посвященного Дню независимости России, 12 июня в 22.30.
Саша Донецкий