Новости партнеров
Культура

Праздник непослушания

21.03.2008 16:27|ПсковКомментариев: 0

Вы не знаете, какой месяц в году самый праздничный? Только не надо говорить, что тот, где больше всего красных дней. А какой месяц самый длинный? Тоже затрудняетесь?

Тогда, наверное, вы пропустили презентацию выставки «Бесконечность марта» в зале Псковского представительства Российского Фонда Культуры вечером 20 числа, где, не обращая внимания ни на зимнюю стужу за дверью, ни на календарь, грозящий неминуемым приближением апреля, март был официально объявлен бесконечным. В самом деле, вдумайтесь, например, в словосочетание «бесконечность ноября» или «бесконечность августа» - от этого веет если не унынием, то скукой. То ли дело март: и погода без конца преподносит сюрпризы, и настроение. И праздники в марте достаются не одному только прекрасному полу. (Какой настоящий мужчина пропустит день подводника?)

Но долой прозу жизни! В «бесконечности (∞) марта» есть ведь и поэзия математики, и философский подтекст. Об этом и рассказывали участники выставки узкому кругу собравшихся гостей, а заодно и благосклонно внимающему им «хозяину» выставочного зала Юрию Крупинину, впервые, по его собственному признанию, столкнувшемуся со столь концептуальным искусством. Более привычным для себя визуальным окружением Крупинин назвал традиционный реализм таких псковских художников, как Погостин или Литвинов, поэтому его толерантность в отношении «Бесконечности мАрта» заслуживает особого упоминания.

Собственно, организация выставок современных художников не является основной сферой деятельности Российского Фонда Культуры, представительство которого в Псковской области возглавляет Юрий. Крупинин. Ведь Российский Фонд Культуры – «крупнейшая  неправительственная организация Российской Федерации, способствующая сохранению и развитию отечественной культуры, осуществляющая творческую, финансовую и организационную поддержку инициатив граждан и организаций в области культуры, искусства, науки и образования». Своим возникновением в 1986 году тогда еще Советский Фонд Культуры обязан энергии таких личностей, как Раиса Горбачева и Дмитрий Лихачев, а сегодня его президент - Никита Михалков, «личным представителем» которого является, согласно его собственной формулировке, Юрий Крупинин. Видимо, именно ярко выраженная индивидуалистическая позиция выдающегося кинорежиссера повлияла на манеру его псковского представителя говорить о деятельности Фонда в Псковской области исключительно в единственном числе первого лица. Надо отдать должное активности Ю. Крупинина в организации праздников и фестивалей, развитии меценатства, работе с детскими и пенитенциарными учреждениями, распределении стипендий. При этом будущих стипендиатов он также определяет лично, не прибегая к помощи даже такого средства широкого информирования потенциальных кандидатов на участие в конкурсе как Интернет. «Я просто не вижу в этом необходимости», - сообщает Юрий Александрович. «Я человек прошлого, «докомпьютерного», века».  

Тем, кто раньше бывал в Лавке Художника на Профсоюзной, 3, концепция выставки может показаться не в меру раскрепощенной, а жанровое и стилистическое разнообразие работ поразительным. Стены этого зала терпели многое, но чтобы иконопись соседствовала с экспрессионизмом, а классические «холст, масло» - с компьютерной обработкой фотографии – такого здесь еще не видели. Кстати, титульная работа выставки выполнена именно в этой последней, «смешанной» технике, подтверждая намеренность подобного смешения стилей. 

На взгляд регулярного посетителя псковских вернисажей, оригинальность открывшейся выставки проявляется уже в значимом отсутствии привычного и, кажется, всех до сих пор удовлетворявшего обоснования состава выставленных работ институциональной или клановой общностью их создателей (например, их членством в Союзе художников). Само это отсутствие внешней мотивации намекает на глубинную связь между произведениями, поэтому любые философские комментарии авторов падают на благодатную почву. Самым смелым шагом со стороны инициатора проекта – известного «infantterrible» псковской художественной сцены Валентина Решетова стало объединение в едином пространстве маленького зала своей (совместной с Сергеем Миловым) церковной живописи – написанных для храмового окружения икон, изображающих двенадцать христианских праздников, и произведений светских, тоже очень праздничных, но не имеющих никакого отношения к библейской тематике. Среди этих работ импрессионистичные пейзажи Владимира Салова, городские виды Александра Николаева, натюрморты Елены Серовой, фотофантазии Екатерины Дурниковой (Скво). Объясняя этот шаг, авторы декларируют в качестве центральной художественной идеи проекта самоценность эстетической природы искусства и бесконечность изыскиваемых им возможностей выявлять красоту материального или духовного мира. Праздничный «византийский» колорит выставленных иконописных произведений напоминает о том, что, возможно, именно эстетическое воздействие византийского церковного искусства было исходной причиной выбора Русью своей религии. Конечно, восприятие иконы в музейном контексте – давно не новость, и эстетическая ценность ее не подлежит сомнению, но, ставя ее на одну доску (простите за невольный каламбур) с произведениями совершенно другого статуса,  авторы проекта идут на очевидный риск. Причем художник-провокатор Решетов не в первый раз словом и делом бросает вызов основной массе «псковских художников».

Однако есть подозрение, что очередная провокация в очередной раз окажется без последствий. Скандала не будет. Более того, вряд ли состоится даже художественная или культурная полемика. Поскольку мы не научились еще вести спор по теоретическим вопросам не переходя не личности, полемика отменяется самой атмосферой теплой встречи старых друзей по приятному поводу, которая царила на презентации. Выставка, идея которой возникла во время дружеского чаепития, была представлена публике в камерной обстановке домашнего праздника, отчасти обусловленной размерами помещения. Как в хорошей семье, где и худой мир всегда лучше доброй ссоры, даже очевидное несходство вкусов и взглядов двух представленных сторон-организаторов вряд ли послужит поводом для острого диалога. На открытии собственной выставки художники оказались в роли одаренных, но шаловливых школьников, которых, однако, мудрый педагог не оскорбляет недоверием, а воспитывает через похвалу. Такое отношение читалось и в мягкой укоризне, с которой Юрий Александрович намекнул, что рассчитывал увидеть несколько другие работы, и в его сдержанно-одобрительной оценке применения «нашей Катей» компьютерных технологий в обработке фотографии.  

Не поймите превратно, посещать такие камерные выставки «псковских художников», общаться с милейшими людьми, собирающимися на таких презентациях – одно удовольствие. Могу даже согласиться, что такая домашняя непринужденность и почти полное отсутствие критического контекста, характерные для псковского искусства – это не только минус его, но и плюс. Может, ввести традицию указывать рядом с названиями произведений и личные координаты их авторов, например, номера телефонов? А что, все ведь свои…

Марина Николаева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 236 человек
Лента новостей