Новости партнеров
Культура

Хорошие соседи, Счастливые друзья

07.04.2008 09:18|ПсковКомментариев: 0

Вечером 4 апреля в галерее «Приказная палата» с большим оживлением и воодушевлением, при большом стечении публики (особенно заметном в сопоставлении со скромными размерами помещения) состоялось открытие крупной (особенно в сопоставлении со скромными размерами города) выставки современного псковского искусства. Или, что корректнее – выставки современных псковских художников, их известных имен, программных работ и знаменитых творческих кредо.   

Выставка «P.ART», организованная региональным общественным движением «ПСКОВАРТ», представила зрителям разнообразные живописные и графические произведения, а также инсталляции и объекты. Помимо того, что все художники-участники «объединены идеей творчества», многие из них являются соседями по мастерским, расположенным в Доме купца Сафьянщикова. Сам этот дом, давно обжитый художниками, уже успел стать «брендом» современного искусства в Пскове, когда три года назад соседи и единомышленники решили создать общественное движение «ПСКОВАРТ». К трехлетию этого движения и приурочена выставка, в которой участвуют Владимир Бердышев, Ирина Гладун, Анатолий Жбанов, Илья Семин, Виктор Тимофеев, Эдуард Шарипов, Дмитрий Яблочкин. «Сегодня наша цель – создание Центра творческой и выставочной деятельности в стенах Дома. Мы открыты для общения, сотрудничества и творческого партнерства» - с такими словами обращаются организаторы к общественности.  

Говоря о современном искусстве, которое псковичи смогут увидеть в Приказной палате до конца апреля, не мешает для начала определиться с термином «современный». Демонстративно позиционируя себя вне «сентиментального реализма», равно как и «провинциального импрессионизма», это искусство современно в смысле «modern». К тому же, что в конце ХХ века стало принято называть «contemporaryart», эта выставка не имеет никакого отношения. Причем, как и положено модерному искусству, еще ничего не подозревающего о постмодернизме, это противопоставление никак не артикулируется. Плюрализм способов художественного самовыражения, ирония и тотальная деконструкция, возможно, уже на подходе, но их еще не видно за горизонтом. Для художников движения «ПСКОВАРТ» по-прежнему актуальна очень серьезная (порой – до смешного серьезная) рефлексия по поводу истории искусства ХХ века, очень качественная живопись и графика, за которой чувствуется сильная традиционная школа и очень концептуальное хулиганство в формах, канонизированных авангардом прошлого столетия.

Своей «встроенностью» в историко-культурный процесс ХХ (XXI) века выставка, безусловно, заслуживает внимания. Разнообразие жанров, техник, материалов, тем, концепций и «посланий» делает ее частью этого большого целого, и в этом смысле английское слово «PART» в названии выглядит обоснованным.

С художественной точки зрения, контраст с салонной живописью, покрывающей стены многих псковских галерей, целиком в пользу художников «ПСКОВАРТ». Улыбку, но также и уважение вызывает то, с какой серьезностью они культивируют идеалы «Искусства» с большой буквы, как старательно поддерживают культурный миф о художнике-творце. Краткие, но яркие выступления авторов, представляющих свои работы публике, наряду с их романтичным внешним обликом, иллюстрировали мировоззрение, обобщенно выражаемое сентенциями типа «искусство может нравиться или не нравиться, но оно должно заставлять думать», «в искусстве не бывает победителя», «художник не должен работать на потребу толпы», «нельзя думать о деньгах больше, чем о женщинах и вине» и т.п. Подобное мировоззрение биполярно, и в этом тоже видна принадлежность к культуре модернизма. На одном полюсе – «прекрасное и вечное», на другом – власть (идеологии или денег), извечное искушение преходящим успехом. И искусство, способное противостоять авторитетам, «заставляя думать». Многократно повторенное слово «интеллект» и его производные могут считаться ключевыми словами презентации. Только зритель, которому достанет «интеллекта», способен оценить смелость, с которой некоторые из участников выставки «разрушают некогда прекрасное здание академического искусства» и ниспровергают его символы в виде членского билета Союза Художников. (Кстати, прямая связь визуального искусства со словом, которая наглядно проявляется именно в последней упомянутой работе – тоже признак искусства модернизма, достигший пика в советском концептуализме). Но если в советское время подобная художественная и гражданская позиция была сопряжена с долей риска, то сегодня, когда хулиганить, как кому вздумается, в искусстве позволено всем, когда каждый может выбрать себе нишу, есть ли смысл так ополчаться на Академию и на Салон?

Однако (и наверное, это даже неплохо), несмотря на численное превосходство в пространстве выставочного зала концептуалистов и их бесспорную человеческую харизматичность, выставка не вписывается в рамки единой концепции. Художественные связи между работами разных авторов не прочнее простых добрососедских отношений, но и это совсем не мало. Работы не мешают друг другу, а вступают в выборочные взаимоотношения, создавая собственный контекст. Аналогичным образом движение «ПСКОВАРТ» объединяет людей разного возраста, разных жизненных взглядов, и смысл проекта, собравшего их в одном зале, шире рамок индивидуальных творческих позиций. 

Призывая к созданию центра, способного стать площадкой для развития новых творческих сил, члены движения делают заявку, не уступающую по своей культурной значимости всей амбициозности их творческих исканий. Понятно, на какой пример ориентируются «жильцы» Дома Сафьянщикова: петербургское Товарищество «Свободная культура», известное как Арт-Центр «Пушкинская, 10». Прочно обосновавшись в пустующем доме на улице Пушкинской, независимые питерские художники и музыканты превратили его в культурный центр, приобретший за почти двадцатилетнюю историю своего существования международную известность. Несмотря на уже солидный возраст тех, кто когда-то основывал товарищество, на уже «музейный статус» их творчества, (что вообще-то противоречит самой природе радикального искусства), Арт-Центр «Пушкинская, 10» до сих пор не потерял актуальность потому, что здесь есть возможность существовать и очень экспериментальным молодежным движениям (как художественным, так и музыкальным). Сейчас, помимо нескольких десятков художественных мастерских, здесь располагаются галереи, клубы, концертные площадки и т.д. Как сообщила председатель общественного движения «ПСКОВАРТ», в одной из этих галерей в июне должна пройти и выставка псковских художников.

Объективно говоря, такие художники из Дома Сафьянщикова, как, например, Анатолий Жбанов, принадлежат к тому же культурному поколению, что и представители Музея Нонконформистского Искусства на Пушкинской, 10, так что установившиеся между ними связи обещают быть прочными, а выставки псковских художников в Петербурге – регулярными. Вопрос в том, осуществится ли идея культурного Центра в Пскове. Этот вопрос, как всегда, сильно зависит от презираемого «идеальным художником-творцом» металла и почти столь же презренного «пиара». Любопытно, что хотя напрашивающаяся аллитерация в названии выставки: «P.ART» - «PR» была на презентации своеобразной фигурой умолчания, и о ней старались вслух не говорить, аспект этот присутствовал весьма зримо, в виде картонной коробки «На восстановление Дома Сафьянщикова» в руках Ирины Жбановой, куда присутствующие могли опускать купюры. Ведь если капитальный ремонт и реконструкция знаменитого здания на Пушкинской были осуществлены в свое время с помощью петербургских властей, то псковским художникам рассчитывать на аналогичную помощь пока не приходится. 

Марина Николаева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 239 человек
Лента новостей