Новости партнеров
Культура

«Любовь» Людмилы Петрушевской

25.04.2008 10:34|ПсковКомментариев: 2

Актерский дневник

На Малой сцене академического театра им. Пушкина состоялась премьера дипломного спектакля выпускного актерского курса областного колледжа Искусств по одноактной пьесе Людмилы Петрушевской «Любовь».

Могут ли быть нужны друг другу два никому не нужных  человека? Да еще когда комплекс ненужности доведен до крайности беспросветным одиночеством? Кажется, только Петрушевская умеет дошедшую до отчаяния ситуацию перевести в полную ее противоположность и обратить бытовую историю в притчу. Помню встречу с ней в начале 70-х в одном из московских студенческих пристанищ и впечатление несуразности и необъяснимого обаяния этой женщины, что была, как тогда казалось, намного старше нас, запомнилось общее почему-то бережно-нежное к ней отношение. Справляли новоселье: кто-то из друзей снял однокомнатную квартиру в Измайлово. Квартира была пуста, в качестве стола – расстеленное на полу покрывало, как на пляже. Сразу задалась атмосфера радостного возбуждения от этого пикника в центре цивилизации, и только Люся, как все ее звали, относилась к посиделкам на полу, как к чему-то естественному и вполне обыденному. Это было время публикации первых ее рассказов, но уже писались «Уроки музыки», поставленные тогда еще никому не известным режиссером Романом Виктюком в студенческом театре МГУ. Дебютом драматурга Петрушевской на профессиональной сцене стала именно одноактовка  «Любовь»: в 1974 году ее поставил в Театре на Таганке Юрий Любимов. Потом были знаменитые «Три девушки в голубом» в «Ленкоме» в постановке Марка Захарова (поставленные в нашем театре Вадимом Радуном в 95-м), «Квартира Коломбины» в «Современнике» в режиссуре Галины Волчек, многочисленные постановки в России и за рубежом, сборники рассказов и парадоксальных сказок. Несколько лет назад вышло собрание сочинений в пяти томах.

Ее диалоги избегают прямых противостояний, любая реплика может «отменить» смысл предыдущей, а персонажи никогда не бывают однозначны. Но какими-то окольными авторскими путями раскрываются и предстают живыми людьми, каждый со своей затаенной болью. «От людей никогда и ничто не бывает скрыто, все так или иначе просачивается сквозь стены домов и даже сквозь поры и череп одного, отдельно взятого человека», - пишет она в одном из рассказов. Потому-то пьесы Петрушевской – всегда великолепный актерский материал и отличная школа начинающего актера.

Спектакль наших дипломников стал и дипломной режиссерской работой выпускницы Санкт-Петербургского университета Культуры и Искусства Елены Савельевой (мастерская Анатолия Праудина). Но, прежде всего, чувствуется рука мастера курса и художественного руководителя постановки Вадима Радуна. И в неожиданной разработке линий персонажей (когда героиня в самом начале вдруг начинает агрессивно соблазнять героя), и в эксцентричности мизансцен, не всегда, на мой взгляд, оправданных. Создается впечатление, что режиссер сильно опасается, как бы зрителю не стало скучно. Но не скучно, нет, и, прежде всего, в те моменты, когда между Светой (Ольга Фомина) и Толей (Максим Плеханов) возникает общение именно «по Петрушевской», т.е. когда каждый, живя в своем, касается другого лишь внешней, казалось бы, стороной души, но на наших глазах и как бы исподволь возникает новое единство, становится очевидной их необходимость друг другу. Наверное, при желании, можно разглядеть и профессиональные недочеты, но, право, не хочется: очень и очень многое удалось молодым актерам. Самое главное – их самоотдача, включенность в игру, в сюжет подтекста. Даже в эпизодической по сути роли Евгении Ивановны, Анна Домбинимын сумела донести образ заморенной, изможденной одиночеством матери, от которой так и веет льдом прожитых лет: «Я без мужика, в холодной постели тридцать лет сплю, и она поспит…» Может быть, им еще не хватает жизненного опыта, может, они еще мало задумываются о смысловом содержании роли, но уже многое умеют, уже знают цену сценической органики и выразительности, а значит, со временем научатся ценить и методы глубокой работы над текстом, которые и делают мастеров из школяров.

Путь в творчество, и актерское тоже, непрост и, как говорится, тернист. Но я вспоминаю, какими были они, наши сегодняшние выпускники, четыре года назад, когда трудно было в них предположить будущих актеров. Сегодня их восемь, тогда было вдвое больше. Дистанцию прошли те, кто сумел отнестись к театру и профессии всерьез, кто сумел полюбить. Есть тут, вероятно, свои закономерности: когда я поступил в ГИТИС, нас было двадцать восемь, закончили четырнадцать, работают в театре меньше десяти. Кто останется из них – покажет время. А пока они под руководством Вадима Радуна показывают, на что способны сегодня. 22-24 мая пройдет своеобразный фестиваль дипломных работ – «Пир во время чумы» А. Пушкина, «Любовь» Л. Петрушевской, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова. И, конечно же, спектакли Пушкинского театра, в которых они – давние и полноправные участники.

Вик. ЯКОВЛЕВ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 226 человек
Лента новостей