Сегодня: Понедельник, 27 Февраля    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Кинокайф Сплошные праздники Patron - товарная марка, которой можно доверять Ежик в тумане Январский топ продаж в магазинах «Соловьи» Кастинг на звание лучшей Лучшая интерьерная печать в Пскове  Европа Плюс - радио №1 в России
Великолукский драмтеатр возглавит заслуженный работник культуры РФ Валентина Зандер

Великолукский драмтеатр возглавит заслуженный работник культуры РФ Валентина Зандер

Великолукский драматический театр возглавит заслуженный работник культуры РФ  Валентина Зандер. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе администрации г. Великие Луки, представляя коллективу драматического театра нового...43



Актриса

13.05.2008 09:55 ПЛН, Псков

Двойной юбилей заслуженной артистки России Альбины Федоровой, - а это, помимо «круглой» даты рождения, еще и 30-летие начала работы на псковской сцене, - хороший повод попристальней вглядеться в творчество этой во всех отношениях незаурядной актрисы. Притягательность достоверности – именно это актерское качество и делает театр театром, искусством сиюминутным и вечным одновременно. Потому что, по слову Б. Пастернака, «Талант – единственная новость, которая всегда нова…» За эти годы несчетное количество раз видел ее на сцене, партнерствовал с ней в спектаклях и всегда задавался вопросом: чем же она берет? Что делает такого особенного, что притягательная достоверность и актерская заразительность никогда ей не изменяли? В Псковском театре всегда было, у кого поучиться. Сегодня признаюсь, что одним из таких учителей-практиков всегда считал и считаю Альбину Федорову.

Псков

Для меня ее сценическая жизнь как бы разделилась на две части. Первая, до Пскова, мне неведома и известна лишь по рассказам и впечатлениям тех, кто работал с ней в Благовещенске, Барнауле, Чите, Красноярске, когда слава о ней гремела по всей Сибири. Да и без этих рассказов легко представить ее тогда – статную, молодую, страстную, настоящую русскую красавицу. Выйдя впервые на сцену Амурского театра драмы в двадцать лет, она сразу попала на главные роли в пьесах В. Розова и А. Арбузова. Молодость всегда талантлива и привлекательна сама по себе, но мастера делают творческая одаренность, хорошая школа и большая работа. Все это подарила ей судьба. Известный театральный педагог и руководитель Амурского театра Н.И. Уралов сумел природную эмоциональную отзывчивость и способность ученицы верить в предлагаемые обстоятельства поставить на службу ремеслу и научил владеть всем, чем щедро наделила ее природа. Этапной ролью, еще в Чите, стала ее Настасья Филипповна в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, спектакле, о котором, благодаря работе Альбины Федоровой и Юрия Новохижина в роли Мышкина (ее супруга и теперь народного артиста России), заговорила и центральная пресса. Именно тогда, в 28 лет, ей и было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, - случай в театральной жизни тех лет, относительно скупых на награды, редчайший. Тогда, в 60-е, слово «заслуженный» в театральной программке означало гарантию высочайшего качества (чего, к сожалению, не скажешь о нашем времени). Потом была успешная, насыщенная классическими и современными ролями работа на сцене Красноярского краевого и с 10 мая 1978 года она – актриса Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина.

В актерской жизни есть некий незримый этап, когда обаяния молодости становится недостаточно. Вступает в права то, что принято называть жизненным опытом, возникают понятия «судьба роли» и «тема творчества». Уже много лет в нашем театре нет Художественного совета, но, когда он еще имел вес и значение, суждения Альбины Федоровой были едва ли не самыми яркими и авторитетными. Мне они запомнились умелым, профессиональным анализом спектаклей и актерских работ и той высокой планкой, которую ставила она перед собой и коллегами. Особенно когда речь шла о смысловой и эмоциональной наполненности роли, о том, как понятно и выразительно говорить со сцены о самом важном. В этом – главная черта и традиция русского театра, который всегда живо откликался на боли и чаяния своих зрителей, всегда был пищей уму и сердцу.

Первое мое с ней партнерство состоялось в пьесе «Родительская суббота» А. Яковлева, где мы играли мать и сына. Было легко и трудно одновременно. Она действительно проживала судьбу этой одинокой, еще привлекательной женщины, матери взрослеющего без отца подростка. Легко потому, что она просто жила и была, как жизнь, непредсказуема и неожиданна, и трудно оттого, что и самому надо было живо отзываться на все, что предлагала партнерша. А ее палитра была широка: от неудержимого гнева до нежности, от беспросветного одиночества до трогательной застенчивости. Ограниченность амплуа ей неведома, как и какие-либо проблемы в актерской технике, будь то пение, танец, пластика. В жутковатом детективе «Дождись темноты» Ф. Нотта ее слепая героиня Сузи по сюжету переиграла трех преступников, проникших к ней в дом. Слепоту сыграть не так просто, тем более в ситуации экстремальной. Я был одним из трех и мог наблюдать, как вся она превращалась в живой нерв и умела видеть происходящее вокруг всеми органами чувств, кроме зрения, - она вся была зрением!

В том, какой разной может быть актриса Альбина Федорова, убеждался потом многократно. Перечислять сыгранные ей роли – дело безнадежное, имя им легион, но грех не вспомнить хотя бы некоторые. Она могла быть снисходительно-царственной Екатериной Великой («Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя), игривой и кокетливой вдовушкой Белисой («Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега), трагически запутавшейся в своих чувствах Гертрудой («Гамлет» В. Шекспира), до гротеска самовлюбленной Клементиной (первая редакция «Забыть Герострата» Г. Горина). Благодаря умению по-женски, близко к сердцу принимать чужие заботы и относиться к другой судьбе как своей, ее героини всегда близки и понятны и находили неизменный отклик и сопереживание зрительного зала. И потому некоторые ее роли, такие как Кручинина («Без вины виноватые А.Н. Островского), Софья Коломийцева («Последние» А.М. Горького), Наталья Гавриловна («Гнездо глухаря» В. Розова), Аэлита Ивановна («Приятная женщина с цветком и окнами на север» Э. Радзинского), да и многие другие, - стали не только профессиональными достижениями, но и приобрели общественную значимость. Пожалуй, сейчас можно попытаться раскрыть и сформулировать главный творческий секрет Альбины Федоровой: вполне владея собой и своими эмоциями, она создает впечатление, что эмоции несут ее, что не они, а она в их власти, на их крыльях, - летит, не ведая, что случится через мгновенье, и за ней – в эти мгновенья – хоть на край света.

Вик. Яковлев

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Loading...


Голосование

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Календарь