Сегодня: Воскресенье, 19 Ноября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Nordman Lumi для псковской зимы Glades.ru Квартиры для счастливых людей Факторинг от Промсвязьбанка ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Будь в форме-7 Набор в йога студию в Пскове МеdEХРО.PRO-SPORT Лучшая интерьерная печать в Пскове



Если для того, чтобы вернуть молодежь к Пушкину, нужно одеть хоть плавки, я готов – Василий Лановой

04.06.2008 10:29 ПЛН, Псков

В Псковской области проходит XLII Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Основные торжества прошли 31 мая и 1 июня на Михайловской поляне на территории Пушкинского музея-заповедника «Михайловское», и так было всегда. Традиционно, уже в 42-й раз, сюда съехались поэты, пушкинисты, литературоведы, музыканты и артисты, чтобы подышать воздухом, которым когда-то дышал Пушкин и передать частичку своей души и таланта слушателям – людям, которые ежегодно приезжают сюда прикоснуться к пушкинскому гению.

С одним из почетных гостей Пушкинского праздника – народным артистом СССР Василием Лановым – удалось побеседовать псковским журналистам. Думаю, я не совру, если скажу, что для всех нас это были 36 минут счастья, подаренные Василием Семеновичем после того, как он прочитал шестую главу романа Пушкина в стихах «Евгений Онегин» для аудиокниги на Острове уединения в Михайловском и быстренько «заморил червячка» в гостевом домике. Говорили ОБО ВСЕМ:

Псков

О прошлом Пушкинского праздника поэзии и о настоящем молодежи

- Я в Михайловском не первый раз. Бывал здесь не так часто, но зато в удивительные времена Семена Степановича Гейченко, когда на Михайловской поляне не было места, чтобы сесть очередному приходящему гостю, когда принимали участие в Празднике поэзии Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Сергей Юрский – лучшие наши чтецы. Поляна в те времена была забита, как сельди в бочке. Думаю, возможно будет говорить о возрождении России, во всяком случае на культурном и духовном уровне, когда эта поляна вновь будет вся забита. Это, если хотите, просто задача, потому что сегодня главным становится все что угодно, только не наша русская классика, духовность - то, чем всегда отличался русский человек от многих-многих других. Теперь приобщились к главному – рынку. Но, будем надеяться, что все-таки россияне не только хлебом едины.

Я говорю об этом с такой горечью, потому что вижу, какими попадают в мои руки ребята с третьего курса, а я возглавляю кафедру сценической речи в театральном училище им. Щукина. Когда я у них спрашиваю, что бы он хотели читать, то, что они мне приносят, - это стопроцентно говорит о гигантской деградации в духовном плане по сравнению с моим поколением. Они несут мне сегодняшних писателей, которые сочиняют дурацкие детективы, чушь какую-то, бессмыслицу, которая даже как чтиво ради развлечения не годится. Но ведь в детективах совершенно не прослеживается человеческий характер, а это и есть суть культуры, литературы, суть того, чем мы занимаемся. И великое счастье, когда удается уговорить моих учеников вернуться к Достоевскому, Баратынскому, Толстому – то есть к фундаменту русской культуры. А поначалу сопротивляются. Когда я спрашиваю у студента, «вы знаете, кто такой Вронский?», он мне говорит «чего-то слышал». А когда спрашиваю: «есть ли в «Войне и Мире» кто-то кроме Наташи», мне говорят «наверное, есть». И когда проходит время, и на следующий семестр после моих навязываний ученики просят что-нибудь эдакое, для меня это великое счастье. Меня очень рано приобщили к классике, в 13 лет, поэтому для меня это единственный кислород, и когда я вижу, что мои ученики постепенно начинают к этому возвращаться, для меня это великий праздник. Обязательно все мои проходят через «Войну и мир», через Пушкина, Лермонтова, Достоевского.

Сегодня, мне кажется, поэзия - это самый короткий пусть к тому, чтобы сохранить русскую специфичность, независимость, уйти от давления запада по этой части на нас. Я считаю, что наша культуре и духовность выше западной только потому, что мы меньше в рынке живем. И, слава богу, для нас недавно только стали главным деньги. Мы жили спокойно, духовно, посмотрите, что сейчас делается, какое кино нам навязывается! Раньше делали гениальные кинокартины, а сейчас делают одну скачущую молодежную массу с утра до вечера. Это очень горько и грустно, потому что у Александра Сергеевича все-таки анализ влияния духовности и культуры на человека как ни у кого величайшее. Поэтому я с большой радостью приезжаю сюда, отменяю все дела. Всегда для меня радость пройтись по этим волшебным местам, приобщиться натурально к этому воздуху, этим удивительным минутам Александра Сергеевича…

О комарах и «Евгении Онегине»

Тут стоит пояснить, что Василия Семеновича пригласили на Пушкинский праздник поэзии вместе с другими известными артистами – Ларисой Голубкиной и Валерием Кухарешиным – для участия в записи аудиокниги по роману «Евгений Онегин». В течение нескольких часов артисты по очереди приходили на Остров уединения в Михайловском, где была установлена студия звукозаписи, и читали главы романа. Конечным продуктом их усилий стало 100 дисков с записью романа, продажа которых была устроена уже на следующий день, 1 июня. Все бы ничего, но артистам изрядно мешали комары, а они в Пушкиногорье особенно кровожадны и «голосисты». Василий Семенович считает, что надо сделать все, чтобы комаров не было. Хотя они есть и имеют на это полное право.

- Когда мы записывали главы «Евгения Онегина» на Острове уединения в Михайловском, мне сказали, как зрители наблюдали, пока мы делали свою работу: сидели, лежали, стояли, слушали. Ошибся – повторяешь, ошибся – повторяешь. Мы практически вскрывали суть нашей профессии. Но ни один человек не ушел. Больше того, на их лицах было удивление: «ничего себе, одна глава записывалась 1 час 40 минут», и потрясение в том смысле, что это тяжелый труд, оказывается.

Зрители мне не мешали абсолютно. Слава богу, я 51 год в театре. За это время можно было привыкнуть не обращать внимания на зрителей! Я и в театре никогда не смотрю на зрителей, делаю свое дело профессионально. Если оно сделано добротно, это обязательно ложится на пользу и на зрителя.

О настоящем Пушкинского заповедника

Он очень изменился. Во-первых, мне приятно, что сюда не впустили новых русских. Я горжусь за свою страну, что хотя бы Пушкина охраняют от этого. Я видел здесь массу построенных домов, но какие это дома! Они выполнены в том же стиле, в котором были здесь дома всегда: деревянные, никакого выпендрежа, балкончиков – дивные, русские, настоящие дома! Я в восторге оттого, сколько замечательного тут понастроено, и погода выдалась удивительная, все расцвело!

О духе Пушкина

Для меня дух Пушкина в Пушкиногорье всегда одинаков – и тогда, и сейчас. Я просто здесь всех знаю – и Прасковью Александровну Осипову-Вульф в Тригорском, и Евпраксию, Анну и Александра – детей ее. Я с ними просто знаком хорошо. Я хожу среди них, как среди старых знакомых, я читаю о них уже 50 лет стихи, воспоминания и дневники. Просто я этим увлекаюсь всю жизнь, а сюда, в Пушкиногорье, приезжаю очищаться. 

О «Ситцевом Пушкине»

Предыстория заданного вопроса такова: те, кто был на Михайловской поляне 31 мая, наверное, помнят, как Ижевский театр «Молодой человек» в течение нескольких часов развлекал гостей пушкинского праздника. На поляне была поставлена сцена с ситцевыми декорациями, выполненными по мотивам серии художника Игоря Шаймарданова «Ситцевый Пушкин». И вот на этой сцене артисты вместе с посетителями Пушкинского праздника вспоминали стихи, написанные Пушкиным, посылали поэту СМС-сообщения, обскакивали в мешках Дантеса за то, что он убил Пушкина, разгадывали перевертыши, созданные по мотивам стихов поэта, играли в «дворянскую чехарду», выносили и примеряли на себя гигантский размеров фрак, потому что Пушкин – великий…

Василий Лановой всего этого веселого баловства не видел из-за занятости в записи глав «Онегина», однако, уцепившись за идею ижевского театра о гигантском фраке, сказал:

- Если для того, чтобы вернуть молодежь к Пушкину нужно одеть хоть плавки, я готов!

… Естественно, журналисты воспользовались предоставленной возможностью общения с народным артистом и спрашивали не только о том, что напрямую касается Пушкинского праздника поэзии. Так, например, мы поинтересовались, что думает Василий Семенович по поводу классической литературы в виде комиксов. На что народный артист предложил тем, кто пропагандирует комиксы, «не трогать нашу классику». Да и вообще, он считает комиксы «прямым путем дебилизации человечества».

Чтобы приучить молодежь к чтению, он предлагает взорвать телевизор.

- Когда я включаю телевизор, я его сразу же выключаю, потому что невозможно: сериал, сериал, сериал. Минимум сценария. Показ старых картин почему-то воспринимается как феномен возврата к Советскому Союзу. Да ничего подобного – просто хороший сценарий. А сейчас напишут сто серий и не знают, куда героя главного поместить и как с ним покончить. Как приучить к чтению, не знаю. Но знаю, что глобализация – чудовищная вещь для культуры и духовности. Она хороша для производства носков, ботинок и всего материального, но тогда надо смириться с тем, что со временем человечество будет задушено глобализацией и умрет с полным отсутствием мозгов.

По просьбе журналистов Василий Лановой также поделился своим мнением по поводу американской киноверсии романа Толстого «Война и мир».

- Не знаю, в какой унитаз спустить бы. Нет, ради бога, спасибо, что они так любят Толстого. То, что они этот фильм сделали, уже хорошо. А если спросить, как они это сделали, я всегда говорю: не надо нам делать американскую классику, а им – к нам соваться. Потому что каждый должен заниматься своим делом, если это, конечно, предмет искусства и если к этому всерьез относиться. Хотя отдельные вещи в американской экранизации были хороши: Наташа, Пьер, но в общем получилось как заграничный «Тихий Дон». Вон японцы когда представили свои фильмы - мир ахнул, но прошло время и они стали снимать как американцы. Но это стремление привести все к единому стандарту лишает национально-культурной возможности выжить. Глобализация – катастрофа для культуры. Мы это видим по целому ряду вещей. Как только мы вышли на общий рынок, был закрыт целый ряд студий: «Ленфильм», студия Горького. И на это даже не обращают внимания.

Кстати, «Война и мир» является одной из любимых книг Василия Семеновича:

- Эта книга вечна. Про меня говорят, «наверное, совсем сбрендил», а я говорю «а вы напишите лучше». Читаю и каждый раз новое открываю. Нравится мне Распутин последних лет. Он говорит о болячках в период распада страны, души русского человека – Потрясающие рассказы, выходившие при советской власти - «В ту же землю», «Прощание с Матерой». Они сегодня как никогда нужны. Да и вообще все «деревенщики» - Астафьев, Распутин, Абрамов – сегодня работают, как никогда.

Среди полнометражных современных фильмов артист выделил для себя «Остров» и «Звезду:

- Замечательные фильмы! Особенно в «Звезде» приятно, что люди воспринимают войну, так же как в те времена чувствовали. Точно как и я, когда был в оккупации между Винницей и Одессой. 

Зацепил Василий Семенович и проблему сохранения РУССКОЙ молодежи и специфики русской культуры:

- Я уже лет 15 являюсь председателем международного детского кинофестиваля в «Артеке». И вижу, с каким трудом каждый год мы набираем со всего мира несколько картин, которые можно показать детям. Норвежцы, итальянцы делают замечательные картины. Но нет ни одной украинской картины, хотя фестиваль проводится на территории Украины. А это первейшая государственная задача, иначе мы вообще потеряем поколение и все, присущее русским детям. Они и так уже наполовину прыгают не по-русски, а по-американски. У Распутина есть книга «Боль в сердце», в которой он говорит «Такое ощущение, что я живу в стране, которую захватили иностранцы. Постепенно из нее вытекает все, свойственное только нам». И правда: почему, например, немецкие старые народные вещи ценят и хранят необычайно, а мы так легко отдаем? Надо четко знать: не будет этого, не будет русской молодежи. Не будет корней – не будет специфики русской культуры. Я назначен в Общественную палату по рекомендации президента, и эти проблемы всерьез там обсуждаются. Мне кажется, может, сегодня вопросы культуры наиглавнейшие с точки зрения будущего своеобразия страны. Именно культура – летописец жизни, а не экономика.

…Таков был разговор со знаменитым артистом, отдавшим более 50 лет служению академическому театру им. Вахтангова и снявшимся почти в 40 кинокартинах. Кто не помнит его Артура Грэя в «Алых парусах», Анатоля Курагина в «Войне и мире», Ивана Варавву в «Офицерах», генерала Вольфа в «Семнадцати мгновениях весны», Андропова в кинокартине «Брежнев»…

Однако самой «любимой, самой драгоценной и вечной» своей работой в кино Василий Семенович считает эпизод на пляже в фильме «Полосатый рейс», где он говорит всего одну фразу: «Хорошо плывет эта группа в полосатых купальниках». Некогда было ошибиться...

Татьяна Иванова

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
42-й Пушкинский праздник поэзии


 

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Loading...


Голосование

Какие из характеристик кандидатов должны являться определяющими при выборе сити-менеджера Пскова?













Календарь

«« 2017 г.
«« ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30