Новости партнеров
Культура

Пьеса: выбери меня!

17.06.2008 12:03|ПсковКомментариев: 2

Актерский дневник

В Пушкинском театре началась работа над новым спектаклем

Драматург ставит точку и выпускает пьесу в свет. И, как всякий любящий отец, надеется, что она встретит свою судьбу, свой театр, что она покорит его несомненными достоинствами, очарует прелестями, что страсть будет взаимной, роман возвышенным, а брак долгим и счастливым. Пути пьесы к театру неисповедимы, о них существуют легенды,  о них слагают предания. Каждый мало-мальски сведущий театрал расскажет вам историю, как чеховская Золушка-«Чайка» стала венчанной принцессой Московского Художественного театра и, положив начало новой театральной эры, определила его судьбу и творческое кредо на век вперед. Часто драматург, не доверяясь случаю, сам становится во главе театра, либо, напротив, режиссер, не надеясь найти невесту на стороне, берется за драматургическое перо, и возникает череда совершенно уникальных явлений театральной истории, увенчанных именами Шекспира, Мольера, Гете, Брехта. Но по-прежнему ищут друг друга старые, как мир, две половинки – театр и пьеса, ищут и находят. Повинуясь все же некоторым закономерностям.

Итак, «Убийство Гонзаго». Автор – Недялко Йорданов, известный болгарский писатель, поэт, драматург. За почти двадцать лет существования пьеса обошла сцены десятков российских и европейских театров и вошла в так называемый цикл «ГАМЛЕТ-ТЕАТР», состоящий из пьес, объединенных героями и сюжетом великой трагедии Шекспира. Самая известная из них – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» англичанина Тома Стоппарда (переведенная, кстати, Иосифом Бродским), еще есть «Фортинбрас спился» Януша Гловацкого (США), есть и другие. Что ни говори, шекспировский «Гамлет» чрезвычайно притягателен, поэтому окологамлетовской драматургии, созданной «по мотивам» и продолжающей жизнь шекспировских героев, просто не могло не возникнуть. Герои Йорданова – те самые актеры бродячей труппы, что прибыли в Эльсинор по приглашению Гамлета, дабы, разыграв перед королем Клавдием убийство герцога Гонзаго, изобличить его в убийстве Гамлета-отца. Да, та самая «мышеловка», но обернувшаяся «мышеловкой» и для актеров, оказавшихся заложниками крутой политической игры. И не миновать бы им плахи, если бы… Впрочем, придете – увидите. Директора театра Чарльза сыграет Юрий Новохижин, а его актеров Галина Шукшанова, Оксана Корнаухова (псковский дебют выпускницы Ярославского театрального института), Эдуард Золотавин и Александр Сергеев, теперь уже дипломированный выпускник нашего колледжа Культуры и Искусства. Из шекспировских персонажей, помимо актеров, драматург вывел на сцену только Офелию (Валентина Банакова), Горацио (Роман Сердюков) и Полония (эта роль поручена мне). Трагифарс – так определяет жанр режиссер-постановщик Вадим Радун и предлагает сыграть спектакль энергично и весело.

Как нет однозначного ответа, выбирает мужчина женщину или наоборот, так и с театром и его гаремом, то бишь репертуаром: поди разберись, кто кого находит. В идеологические времена существовало понятие «репертуарная политика», предписывающая в первую очередь блюсти тематический баланс спектаклей исторических, военно-патриотических, либо так называемых «датских», т.е. поставленных к юбилейным датам советской истории. Но помимо политических, были и творческие критерии. Такие, как многообразие жанров, т.е. в театре должны быть комедия и трагедия, драма и мелодрама, обязательно детская сказка, желательно детектив и мюзикл. Старались, чтобы афиша состояла из драматургии классической и современной, отечественной и зарубежной. Теперь, кажется, все свелось к интересам кассы и производственно-финансовым возможностям. Но существует и еще один весьма немаловажный критерий – режиссерские предпочтения.

- Вадим Иосифович, - спросил я Радуна, - как пьеса приходит в театр? По каким принципам выбираете вы?

- Я всегда отталкиваюсь от актеров. К сожалению, возможности труппы и театра сейчас ограничены, пространства для маневра все меньше, но ядро осталось и есть все основания надеяться на хороший творческий результат. Кроме того, по моим критериям, в пьесе не должно быть ненависти, не должно быть националистических тенденций – в любой форме, но должна быть некая духовная высота, которой я хотел бы достичь. И еще –  возможность метафорического театра, который я всегда исповедаю, противопоставляя его театру бытовому.

- А зритель, о нем вы думаете? Считаете, «Убийство Гонзаго» вызовет интерес?

- Если мы сыграем азартно – несомненно. Будет интересно нам – будет интересно и зрителю, это закон. И еще: даже в таком небольшом городе, как Псков, есть люди разных уровней интересов и интеллекта, забывать об этом нельзя, как нельзя думать, что сегодняшнего зрителя замкнуло на одном «Аншлаге», хотя и есть такая тенденция. Поживем – увидим…

Спектакль «запущен» в работу. Идут репетиции, по эскизам художника Валерия Мелещенкова шьются костюмы, решенные на этот раз в стиле Питера Брейгеля, строятся декорации. Премьера намечена на конец июля.

Вик. ЯКОВЛЕВ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 152 человека
Лента новостей