Новости партнеров
Культура

Операция «Валькирия»: Суд истории

30.01.2009 15:56|ПсковКомментариев: 14

В современной Германии граф Клаус Шенк фон Штауффенберг считается героем. Хотя по существу он совершил предательство. Наряду с теми двумя сотнями высокопоставленных офицеров Вермахта, что были причастны к покушению на Гитлера 20 июля 1944-го года и путчу, вошедшему в историю под названием «Операция «Валькирия».

Активные путчисты были зверски замучены в гестапо и казнены. Их подвешивали за ребра на крюки и пытали, запечатлевая страдания на кинопленку. Эти садистские фильмы затем показывали фюреру. Еще 7000 человек, так или иначе причастных к заговору, были арестованы и отправлены в концлагеря.

Сам Клаус Штауффенберг, потерявший глаз и руку в боях за Гитлера, был расстрелян на следующий день после неудавшегося покушения и по легенде перед смертью успел выкрикнуть: «Да здравствует святая Германия!».

Что называется: Голливуд плакал по авантюрному сюжету с идеологическим посылом, а новоявленный «антифашист» граф Штауффенберг был обречен получить кинобессмертие. Поэтому, к истории, произошедшей 20 июля в Волчьем Логове, кинематографисты обращались не раз. И киноверсия с Томом Крузом в роли героя – наверняка не последняя реинкарнация этой темы.

Что касается собственно фильма, то три голливудских «монстра» - «20-й век Фокс», «Метро-Голдвин-Мэйер» и «Юнайтед Артистс» выдали если не шедевр, то добротную, высокобюджетную реконструкцию, «основанную на реальных событиях».

Понятно, что это не исторический документ, а художественное кино, однако создатели фильма, если верить экспертам-кинокритикам, отнеслись к фактам достаточно бережно. И пусть под Смоленском в марте не растет зеленая трава, как это показано в одном из эпизодов, а фильмовый Геббельс весьма смутно похож на свой прототип, реалии Третьего Рейха накануне агонии нацистского режима выглядят так, будто скопированы с подлинных фотографий.

План путча был прост: имевший непосредственный доступ к телу фюрера граф Штауффенберг должен был оставить свой портфель с взрывчаткой в комнате для совещаний, а затем, присоединившись к другим заговорщикам, осуществить операцию «Валькирия», разработанную как раз на случай какой-нибудь чрезвычайной ситуации. То есть, по замыслу офицеров, должна была сработать сама государственная машина: войска и вожди СС изолированы, военные приходят к власти, заключают сепаратный мир с союзниками, кровопролитной бойне - конец, Германия – спасена. Однако путч, как мы знаем, провалился, и, прежде всего, потому, что Гитлер чудесным образом остался жив, операцию «Валькирия» отменили, а те, кто успел присоединиться к путчистам, сами отправились за решетку. У Германии же увеличились шансы превратиться в сплошное картофельное поле, как это (то ли в шутку, то ли всерьез) предлагал Уинстон Черчилль, рассуждая о будущей судьбе немецкого народа.

Если же отвлечься от кино, и задуматься о смысле самой истории, то она, разумеется, не так однозначна, как нам ее показал Голливуд.

У голливудских продюсеров сомнений нет: раскаявшийся калека Штауффенберг – герой Сопротивления, а гитлеровский режим однозначно - зло. Тогда как у мертвых (да и живых) немцев наверняка – другое мнение. И не только у немцев, добавим мы, потомки тех, кто заплатил за победу самую высокую цену.

Полковник Штауффенберг такой же герой Сопротивления, как и автор плана «Барбаросса», сдавшийся в плен под Сталинградом генерал-фельдмаршал Паулюс, который, отказавшись пустить себе пулю в висок, тоже поучаствовал в борьбе в фашизмом на стороне советского командования.

Где, спрашивается, эти антифашисты были в 30-ые годы?

Штауффенберг, конечно, никакой не герой, а верный гитлеровец,  «прозревший» только тогда, когда советские войска вошли в Польшу, а союзники высадились в Нормандии. Убив Гитлера, его генералы-единомышленники вовсе не собирались каяться в грехах, а попросту хотели избежать позорного финала и спасти собственные шкуры. За благородной целью спасения Германии скрывались личные интересы и желание получить власть в стране. Для тех же немцев, что гибли под бомбами англо-американских авианалетов, путчисты навсегда останутся предателями, и никакой суд истории их оправдать не может. Так же как у нас в России никто не собирается оправдывать генерала Власова, который тоже вроде как предал Родину из благородных побуждений, осознав преступный характер сталинского режима.

То есть на самом-то деле вопрос о том, кто он, Штауффенберг, герой или предатель? – решался на полях сражений Второй мировой. Если предположить невозможное и представить себе, что гитлеровская Германия сохранилась на политической карте мира, то Штауффенберг для такой Германии предатель.

Напротив, по логике победителей, навязавших свою точку зрения побежденным, - он герой.

Подобная ситуация «исторического зеркала» раскалывает самосознание немцев, равно как и других народов, режимы которых принято называть «преступными». Это обстоятельство парадоксально роднит нас с немцами, заставляя пристально всматриваться в собственную историю и задаваясь невыносимо трудными вопросами.

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 184 человека
Лента новостей