Новости партнеров
Культура

Гоголь как сыновнее явление Пушкина

06.02.2009 11:00|ПсковКомментариев: 0

XVI Всероссийский Пушкинский Театральный фестиваль. День первый

Первое заседание фестивальной Лаборатории в зале областной научной библиотеки открыла председатель комитета Псковской области по культуре Зинаида Иванова. Поздравив присутствующих с началом и почином, Зинаида Николаевна сказала о том, что, каким бы ни был кризис на дворе, не может быть и речи о каком-либо секвестровании Пушкинского Театрального фестиваля, как одного из главных наших культурных достояний.

Основным событием первого лабораторного дня стала презентация изданного Государственным Пушкинским Театральным центром в С.-Петербурге под руководством Владимира Рецептера фундаментального 4-томника «Пушкин в прижизненной критике». В предисловии к четвертому тому Рецептер пишет: «Важнейшую творческую особенность этого издания я вижу в том, что классическая методология великой пушкинистики прошлого века, ее петербургская школа глубоко и конкретно соединилась в этой работе с современной наукой о Пушкине. … Поздравляю всех участников издания с завершением этой фундаментальной тетралогии».

4-томник даже при первом беглом просмотре и впрямь впечатляет не только полнотой и многообразием собранных материалов, но и мощным научным аппаратом, сопровождающим тексты первоисточников. С.А. Фомичев, главный научный сотрудник Института Русской литературы (Пушкинский Дом) и постоянный участник  практически всех фестивалей, раскрывает один из томов:

-  Вот послушайте: «Пушкин царствовал десять лет, «Борис Годунов» был последним великим его подвигом. Теперь мы не узнаём Пушкина. Он умер, или, может быть, только обмер на время, может быть, его уже нет… Этот вопрос, это гамлетовское «быть или не быть» скрывается во мгле будущего». Это написано в 1834 году, когда Пушкин только что сочинил «Медного всадника».

И написал это не кто-нибудь, а Белинский - очень тонкий ценитель литературы. Последний 4-й том надо читать особо внимательно, это - критика 1834-1837 годов,  которая наперебой говорила о том, что уже нет Пушкина, Пушкин умер и едва ли воскреснет. Много раз в судьбе Пушкина были такие эпохи. Вспомним начало ХХ века, того же Ходасевича, который говорил, что Пушкина уже никто не читает, «кроме нас, ценителей». И то, что, несмотря на все приговоры, Пушкин жив, что ежегодно происходит такое событие как Пушкинский театральный фестиваль, говорит о том, что все эти оценки даже самых мудрых критиков, - все они ничто по сравнению с тем, чем является на самом деле Пушкин. И это издание – большое событие. Особая благодарность Владимиру Рецептеру: когда мы подготовили первый том – это был 96-й год, когда издать книгу было жутко трудно, - именно Владимир Эммануилович  и его Центр поверили в идею, поверили в людей и взяли на себя труд по его изданию. А всю главную работу по подготовке взвалила на себя Е. Ларионова, тогда вчерашняя студентка, а теперь наш ведущий научный сотрудник.

Е. Ларионова рассказала, как страшно было браться за эту казавшуюся неподъемной работу, в которой в общей сложности приняли участие около двадцати научных сотрудников, но сама идея принадлежит Сергею Фомичеву.

-  И теперь мы можем сказать, что труд завершен, и завершен достойно.

С большим сожалением узнали мы сегодня, что Валентин Семенович Непомнящий, встречи с которым так ждали, не смог  приехать в Псков по нездоровью. Но и он отозвался о новом издании. В.Э. Рецептер зачитал его письмо: «Грандиозное издание! А по качеству, по аппарату это один из самых фундаментальных трудов в пушкиноведении нескольких десятилетий. Читая, заглядывая в разные места этого издания и волей-неволей ставя себя на место человека, к которому все это относится, я оказывался в его литературных и общественных предлагаемых обстоятельствах, в том огромном едином контексте, который создан в этом труде. Для меня очень важно и то, как порой в дифирамбе сквозит детское еще непонимание, в откровенном неприятии - самодовольство взрослой испорченности мыслей и чувств, а во всем вместе - непостижность уму явления, носящего имя Пушкин, этого главы, вожатая и поводыря русской культуры, становящейся под его знаменем великою. …Этот труд вселяет надежду, что настоящая русская культура, ведущая родословную от Пушкина, все еще жива и может постоять за себя».

Говоря о начавшемся фестивале, вновь посетовали, что одно из главных  и все более существенных препятствий в приглашении спектаклей – техническое состояние сцены Псковского театра. С.А. Фомичев вспомнил глас вопиющего с псковской сцены Евгения Колобова, еще семь лет назад прокричавшего здесь (кому?!): «Приведите в порядок этот замечательный театр!» Но воз и ныне там.

Говорили и о Гоголе:

-  Гоголь – это праздник русской литературы, - сказал В.Э. Рецептер. - Гоголь для Пушкина – это сыновнее явление. Для нас он – радость и возможность почувствовать пушкинское направление в русской драме, в русском театре. Вот почему, я думаю, мы не ошибаемся, когда посвящаем Пушкинский фестиваль 200-летию русского драматурга Н.В. Гоголя.

Гоголь взял слово в этот же первый фестивальный день: Театр-студия «Пушкинская школа» (ГПТЦ, С.-Петербург) представил «Женитьбу» в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Петрова. Актеры – уже хорошо знакомые псковичам ученики В.Э. Рецептера, выпускники его пушкинского курса, умеющие работать зажигательно и увлеченно (вспомним хотя бы прошлогодние «Бесплодные усилия любви»  Шекспира). Необычное было уже в том, что спектакль игрался при закрытом занавесе: зрителей расположили амфитеатром по кругу, а центр сцены стал пространством игры. Непростая, надо сказать, для актеров задача, когда зритель не только «нос к носу» (обычное дело для Малой, например, сцены), но и со всех сторон. Спектакль замечательно придуман и продуман. Начиная от костюмов (художник  Ольга Морозова), в которых характеристика эпохи и гротесковая характеристика персонажей существуют на равных, от остроумно сочиненных режиссером вместе с актерами характеров, до умело созданных (опять же браво режиссеру) условий импровизационного существования. Не всем исполнителям удалось в полной мере освободиться от лишних напряжений, но некоторых из них можно поздравить с серьезной творческой удачей, и, на мой взгляд, в первую очередь - двух Денисов: Волкова (Подколесин) и Французова (Жевакин).

Вечером состоялось торжественное официальное открытие XVI Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в Большом концертном зале Областной филармонии. Зинаида Иванова зачитала поздравительную телеграмму, присланную в адрес фестиваля министром культуры России А. Авдеевым с пожеланиями «…творческих побед, воплощения самых смелых художественных идей, реализации новых замыслов, а зрителям - ярких впечатлений». Со словами благодарности за внимание к фестивалю и пожеланиями новых желанных встреч с искусством театра, гениальными творениями Пушкина и Гоголя к зрителям обратились В.Э. Рецептер и директор Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина Валерий Павлов.

И впечатления не заставили себя ждать. Закончился день ярким праздничным концертом солистов Московского театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (художественный руководитель - лауреат Государственно премии СССР и премии «Золотая маска», народный артист России Александр Титель) из романсов и фрагментов из опер русских композиторов по произведениям А.С. Пушкина.

Вик. ЯКОВЛЕВ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 186 человек
Лента новостей