Новости партнеров
Культура

Мини-Арт: Вещдоки из чемодана

20.03.2009 09:25|ПсковКомментариев: 1

Если смотреть выставку «Мини-Арт» строго по правилам чтения: слева направо, как протокол, сразу натыкаешься на актуальную инсталляцию Анатолия Жбанова под названием «Кризис - Перебор» (на фото), которая мало нуждается в нудных размышлизмах.

Популярное определение мини-арта: «максимум художественного пространства при минимальных выразительных средствах» здесь «работает» как ограниченный набор житейских и культурных ассоциаций. Старый стул со стеклом вместо сидалища. Этикетка «Сбербанка» прилагается; на полу, между ножек, одна из коих перевязана наподобие раненой ноги бойца, лежит кирпич. На кирпиче - игральные карты, намекающие на «очко».

Как минимум три-четыре концепта этого «найденного объекта» Анатолия Жбанова прочитываются с первого взгляда. Жизнь – хрупкая, как стекло, игра, в которой случается и «перебор». Допустим, с кредитной историей. Кирпич, бывает, падает на голову, но часто становится и оружием пролетариата, метающего камни в витрины. Сам стул – метафора сортирного стульчака. И одно из «официальных», допустимых в приличном обществе обозначений, извините, говна. Говно – к деньгам, которые сами говно. Жизнь, соответственно, - тоже.

Вот так вот. Причудливое сцепление, как выразились бы  структуралисты,  означающих и означаемых. В нескольких предметах – описание ситуации, в которой, увы, оказались многие. Народ «очкует» во всех возможных смыслах, в прямых и переносных, а также додуманных за художника.

Мини-арт предоставляет свободу интерпретации.

Другие «объекты» Жбанова вполне способны уместиться в чемодан, то есть отвечают другому требованию мини-арта: быть портативными, легко перемещаться через границы, государственные и эстетические, размещаться где угодно: в музее, на письменном столе, на книжной полке.

Это цветные табуреточки с идеологическими, соц-артовскими довесками: «герб СССР – деталь от мясорубки», к примеру, или кубик (типа пародии на игрушку Рубика) с портретами российских президентов, прежнего и нынешнего, дескать, как ни крути, а на любой грани встретишь знакомое лицо.

- Теперь всем понятно, что в Пскове есть современные художники, которые активно участвуют в различных художественных проектах, в том числе и международных. А мини-арт – это именно международный проект, родившийся в Арт-Центре Пушкинская, 10. Эти «объекты» Жбанова вызвали у нас просто фурор. – Делится впечатлениями специально приехавший на псковский вернисаж директор Санкт-Петербургского Музея нонконформистского искусства Евгений Орлов и тут же комментирует: - Недавно у нас в Питере прошла выставка мини-арта, и многие произведения, выполненные для этого проекта псковскими художниками движения «Псков-Арт», переместились сюда, в Псков. Кстати, это одно из ценных достоинств мини-арта. Работы компактны, без труда помещаются в сумку или чемодан, чтобы перемещаться из одного выставочного зала в другой. Они не требуют особых затрат ни при изготовлении, ни при перевозке, что актуально для нашего кризисного времени. Плюс к тому маленькие объекты можно показывать в условиях скромного пространства, что мы и видим здесь, в галерее на Гоголя, 10. Так что: «размер имеет значение».

К сказанному добавим (множа физиологические метафоры), что маленький «размер» компенсируется количеством (качество в данном случае – категория субъективная). Художники-минималисты мыслят «сериями», в результате чего мы как бы присутствуем не на обычной «сборной солянке», посвященной 4-х летию движения «Псков-Арт», а на нескольких персональных выставках.

То есть, если ее читать выборочно, как записную книжку, то наткнешься либо на замысловатые черно-белые сдвиги-иероглифы Эдуарда Шарипова, либо на «органы насекомых в рамках» Владимира Бердышева, либо на изделия из металла и иных нетрадиционных материалов от Виктора Тимофеева.

Что не угол, то персональная выставка.

- Сдвиг – это переход из одного пространства в другое. – Философствует Шарипов о своей «сдвигологии». – Художник, как сейсмограф, замечает вибрации пространства от слова к образу. Визуальная культура начинает о себе реально заявлять. Абстракция всегда литературна. Мы говорим, и время длиться. В образе времени нет. Происходит сдвиг от времени. Отрицание времени. В Питере в эту фишку врубились. Идеи дороже изображений. Эта выставка для профессионалов. Так сказать, художники – художникам.   

Виктор Тимофеев сравнительно недавно увлекся изготовлением объектов из «бросовых деталей». Промышленный и бытовой мусор «прилипает» к рукам художника, чтобы затем скомбинироваться в объемные изображения и оптические абстракции. Так, деталь от старого компьютера превращается в гадкого утенка, а блестящий оргалит, в рамках неоднократно повторенного приема, – в замысловатую фантазию, явленную для глаз и ума.

Почти каждый современный художник, понятное дело, склонен концептуализировать свои произведения, представляя не только голый «объект», но и рассказ о нем. У кого-то это получается ярко и образно, у кого-то путано и косноязычно. Опыт поп-арта с его «картинами картин» всегда апеллирует либо к социуму и масс-медиа, либо к истории искусства, либо к самой уникальной личности художника. Любая нонконформистская выставка – это своего рода «допрос с пристрастием», где художник достает и показывает зрителю «вещдоки» своей состоятельности в жутких обстоятельствах «постмодерна», то есть тотальной эклектики, всеядности, китча и отсутствия какой-либо эстетической иерархии.

Однако и в «немом исполнении», в отрыве от умышленных контекстов, всякий объект мини-арта вполне себе внятен и, так сказать, «репрезентабелен». Если снять мини-арт-картинку со стены, продать, подарить, она не потеряется в мешанине вещей, займет свое местечко рядом с книжкой, бутылкой или пепельницей.

В этом наверняка уверены псковские «мини-артисты».

Саша Донецкий (фото автора)     

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей