Сегодня: Понедельник, 11 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Жилой комплекс «City»: комфортные квартиры по доступной цене Масло со скидкой! ответы Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Топ-3 зимней обуви Лучшая интерьерная печать в Пскове



Мини-Арт: Вещдоки из чемодана

20.03.2009 09:25 ПЛН, Псков

Если смотреть выставку «Мини-Арт» строго по правилам чтения: слева направо, как протокол, сразу натыкаешься на актуальную инсталляцию Анатолия Жбанова под названием «Кризис - Перебор» (на фото), которая мало нуждается в нудных размышлизмах.

Популярное определение мини-арта: «максимум художественного пространства при минимальных выразительных средствах» здесь «работает» как ограниченный набор житейских и культурных ассоциаций. Старый стул со стеклом вместо сидалища. Этикетка «Сбербанка» прилагается; на полу, между ножек, одна из коих перевязана наподобие раненой ноги бойца, лежит кирпич. На кирпиче - игральные карты, намекающие на «очко».

Как минимум три-четыре концепта этого «найденного объекта» Анатолия Жбанова прочитываются с первого взгляда. Жизнь – хрупкая, как стекло, игра, в которой случается и «перебор». Допустим, с кредитной историей. Кирпич, бывает, падает на голову, но часто становится и оружием пролетариата, метающего камни в витрины. Сам стул – метафора сортирного стульчака. И одно из «официальных», допустимых в приличном обществе обозначений, извините, говна. Говно – к деньгам, которые сами говно. Жизнь, соответственно, - тоже.

Вот так вот. Причудливое сцепление, как выразились бы  структуралисты,  означающих и означаемых. В нескольких предметах – описание ситуации, в которой, увы, оказались многие. Народ «очкует» во всех возможных смыслах, в прямых и переносных, а также додуманных за художника.

Мини-арт предоставляет свободу интерпретации.

Другие «объекты» Жбанова вполне способны уместиться в чемодан, то есть отвечают другому требованию мини-арта: быть портативными, легко перемещаться через границы, государственные и эстетические, размещаться где угодно: в музее, на письменном столе, на книжной полке.

Это цветные табуреточки с идеологическими, соц-артовскими довесками: «герб СССР – деталь от мясорубки», к примеру, или кубик (типа пародии на игрушку Рубика) с портретами российских президентов, прежнего и нынешнего, дескать, как ни крути, а на любой грани встретишь знакомое лицо.

- Теперь всем понятно, что в Пскове есть современные художники, которые активно участвуют в различных художественных проектах, в том числе и международных. А мини-арт – это именно международный проект, родившийся в Арт-Центре Пушкинская, 10. Эти «объекты» Жбанова вызвали у нас просто фурор. – Делится впечатлениями специально приехавший на псковский вернисаж директор Санкт-Петербургского Музея нонконформистского искусства Евгений Орлов и тут же комментирует: - Недавно у нас в Питере прошла выставка мини-арта, и многие произведения, выполненные для этого проекта псковскими художниками движения «Псков-Арт», переместились сюда, в Псков. Кстати, это одно из ценных достоинств мини-арта. Работы компактны, без труда помещаются в сумку или чемодан, чтобы перемещаться из одного выставочного зала в другой. Они не требуют особых затрат ни при изготовлении, ни при перевозке, что актуально для нашего кризисного времени. Плюс к тому маленькие объекты можно показывать в условиях скромного пространства, что мы и видим здесь, в галерее на Гоголя, 10. Так что: «размер имеет значение».

К сказанному добавим (множа физиологические метафоры), что маленький «размер» компенсируется количеством (качество в данном случае – категория субъективная). Художники-минималисты мыслят «сериями», в результате чего мы как бы присутствуем не на обычной «сборной солянке», посвященной 4-х летию движения «Псков-Арт», а на нескольких персональных выставках.

То есть, если ее читать выборочно, как записную книжку, то наткнешься либо на замысловатые черно-белые сдвиги-иероглифы Эдуарда Шарипова, либо на «органы насекомых в рамках» Владимира Бердышева, либо на изделия из металла и иных нетрадиционных материалов от Виктора Тимофеева.

Что не угол, то персональная выставка.

- Сдвиг – это переход из одного пространства в другое. – Философствует Шарипов о своей «сдвигологии». – Художник, как сейсмограф, замечает вибрации пространства от слова к образу. Визуальная культура начинает о себе реально заявлять. Абстракция всегда литературна. Мы говорим, и время длиться. В образе времени нет. Происходит сдвиг от времени. Отрицание времени. В Питере в эту фишку врубились. Идеи дороже изображений. Эта выставка для профессионалов. Так сказать, художники – художникам.   

Виктор Тимофеев сравнительно недавно увлекся изготовлением объектов из «бросовых деталей». Промышленный и бытовой мусор «прилипает» к рукам художника, чтобы затем скомбинироваться в объемные изображения и оптические абстракции. Так, деталь от старого компьютера превращается в гадкого утенка, а блестящий оргалит, в рамках неоднократно повторенного приема, – в замысловатую фантазию, явленную для глаз и ума.

Почти каждый современный художник, понятное дело, склонен концептуализировать свои произведения, представляя не только голый «объект», но и рассказ о нем. У кого-то это получается ярко и образно, у кого-то путано и косноязычно. Опыт поп-арта с его «картинами картин» всегда апеллирует либо к социуму и масс-медиа, либо к истории искусства, либо к самой уникальной личности художника. Любая нонконформистская выставка – это своего рода «допрос с пристрастием», где художник достает и показывает зрителю «вещдоки» своей состоятельности в жутких обстоятельствах «постмодерна», то есть тотальной эклектики, всеядности, китча и отсутствия какой-либо эстетической иерархии.

Однако и в «немом исполнении», в отрыве от умышленных контекстов, всякий объект мини-арта вполне себе внятен и, так сказать, «репрезентабелен». Если снять мини-арт-картинку со стены, продать, подарить, она не потеряется в мешанине вещей, займет свое местечко рядом с книжкой, бутылкой или пепельницей.

В этом наверняка уверены псковские «мини-артисты».

Саша Донецкий (фото автора)     

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31