Новости партнеров
Культура

Обыкновенная мистика

23.03.2009 13:15|ПсковКомментариев: 7

Международный день кукольника в Псковском театре кукол отметили традиционным актерским капустником и чествованием артистов. Подарки, грамоты, поздравления и, конечно, выход на сцену, дабы порадовать коллег.  Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. С 2003-го года День кукольников всего мира празднуется 21 марта. О специфике своего искусства и ближайших творческих планах мы попросили рассказать главного режиссера Псковского театра кукол Александра Заболотного.

Александр Заболотный, кукольник и маг

- День кукольника – это, конечно, не День ВДВ, - шутит режиссер. – В том смысле, что актеров-кукольников-то на самом деле очень мало. Единицы, буквально. Вот у нас в Пскове, ну, с десяток наберется. Да и в любом областном центре не больше двадцати. Но мы, конечно, все вместе празднуем наш День, ведь это особый праздник людей, связавших свою жизнь с куклами.

- Разочарования в профессии нет? Не надоело?

- Разочарования случаются даже у рыбаков, когда не клюет. Однако День рыбака они празднуют с удовольствием. Все-таки это их занятие, и притом любимое. Люди вообще часто склонны паниковать: «Надоела эта работа! Нет никаких сил!» Однако если это твоя профессия, то есть дело, которое ты когда-то выбрал, посвятил ему полжизни, на учебу, освоение навыков, приобретение мастерства, то это твое любимое дело. Мне, во всяком случае, нравится то, чем я занимаюсь. Про «надоело или нет», - это уже вопрос философский. Каждый день вставать, бриться, умываться, чистить зубы, одеваться и идти на работу – вот это мне «надоело». А моя профессия мне не надоела! Хотя по-разному бывает. Человек так устроен, что, когда у него что-то не получается, либо идет не так, как хотелось бы, то ему это быстро наедает. А если все идет хорошо, то грех жаловаться. И когда люди со стороны обращают внимание на то, что ты делаешь (а это случается крайне редко), оценивают твой труд положительно, то и ты воспаряешь духом.

- А если не обращают?

- То ты начинаешь думать, что сидишь где-то в глухой деревне и тупо забиваешь гвозди в стену. Вот так сидишь и забиваешь. И главное, что этого никто не видит. Я сейчас не имею в виду зрителей. У нас ведь практически всегда аншлаг. Но хочется внимания и со стороны людей, от которых зависит состояние нашего искусства.

- Зачем человеку вообще понадобилась кукла в принципе? Кукла как некая модель, на основе которой возникло затем искусство театра кукол и целая международная кукольная культура?

- Человек всегда пытался слепить свое подобие, - размышляет Александр Заболотный. - Каждый ребенок, взяв в руки игрушку, начинают с ней играть. Мальчики катают машинки. Девочки представляют кукол своими детьми. Видимо, человек изначально видит в кукле свое отражение. Зайчики и ежики все равно ведь человекоподобные существа. И мы, играя с ними, выстраиваем человеческие ситуации, а не делаем телепередачу «В мире животных» про поведение ежей и зайцев в лесу. Кукла нужна человеку, чтобы выразить нечто новое. Вот мультфильм «Ежик в тумане» – эта ведь какая-то невероятная история, которая стала возможной только потому, что там действует не человек, а человекоподобный ежик. Изменились ракурсы восприятия реальности, открылись какие-то неожиданные пространства. И все это завораживает зрителя, дарит ему новые ощущения себя в этом мире, непривычный опыт. К этому мы художники, собственно, в своем творчестве и стремимся.

- Может быть, человек ищет какие-то иные существа?

- Может быть, но, прежде всего, ему хочется стать Богом. И когда актер берет в руки куклу, и она у него в руках оживает, это какое-то волшебство, тайна творения. Человеку кажется, что он ее оживляет, одухотворяет, и ему этот процесс очень нравится, однако парадокс тут в том, что на самом деле кукла живет сама по себе, как вполне самодостаточное существо.

- Это как? Она «живая», что ли?

- Все кукольники знают, и друг с другом соглашаются, что через какое–то время общения с куклой начинается странность: не актер ведет куклу, а наоборот: кукла ведет актера. Такое вот мистическое обстоятельство. И еще одно: маска куклы, так сказать, ее физиономия, становится похожа на лицо актера. Это замечают все.

- Кошмар!

- Да, в этом присутствуют элементы мистики. Мы не станем здесь приводить примеры практики колдунов Вуду. Но все кукольники знают, что прежде куклам никогда не рисовали глаз. Потому что считается, что кукла с глазами становится живой. Вот у нас с питерским художником Андреем Севбо, с которым мы сделали не один спектакль, была такая идея. Сделать спектакль с куклами, у которых не было бы глаз. Что называется, поэкспериментировать. Поглядеть, что из этого получится? Жаль, не удалось осуществить замысел. Но вот тот факт, что актер куклу только поддерживает, а не ведет, в этом я много раз убедился сам, лично испытал на себе. Поэтому не верить в мистический элемент театра кукол я не могу.

- Напоследок традиционный вопрос о творческих планах. 

- Я верю, что вскоре нас все-таки ждет премьера спектакля, который мы никак не можем выпустить – «Морозко». Это не будет, классический, традиционный спектакль. Секретов раскрывать не буду, но наверняка то, что увидят зрители, станет для них большой неожиданностью. Увы, из-за болезни актера Евгения Бондаренко мы задерживаем выход «Морозко» на псковскую сцену.

Другая надежда – Чехов. Я хочу поставить спектакль по ранним юмористичсеким рассказам классика. Хочется связать несколько забавных историй в единое повествование. Поиграть с чеховскими текстами. Так, чтобы это было интересно как взрослым зрителям, так и детям.

Беседовал Александр Донецкий

 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 236 человек
Лента новостей