Новости партнеров
Культура

Экслибрис навсегда

07.04.2009 15:04|ПсковКомментариев: 3

Художник Александр Шершнёв умер внезапно, нелепо. До сих пор не верится, что этот добродушный, компанейский, веселый человек вот так вот взял и – помер. И анекдот рассказать не успел.

Александр Шершнёв

Год прошел, а все кажется, что выскочит Александр Валентинович из автобуса, догонит тебя на выщербленном тротуаре и спросит что-нибудь вроде: «В общественном туалете на площади Ленина был?».

«И… в чем подвох, дядя Саша?»

«Рисунки там настенные видел?»

«Ну…»

«Псковским художникам еще учиться и учиться. Жаль, они об этом не знают. Ха-ха-ха».

Сам Александр Шершнёв избрал для себя одну из самых сложных художественных практик – гравюру. И, в частности, - экслибрис.

Буквально: то, что находится на книжке. Оттиск на форзаце. Образная эмблема, графический знак. Миниатюра, призванная служить читателю.

Сотню оригинальных экслибрисов Шершнева можно сегодня увидеть в читальном зале Центральной городской библиотеки, где открылась юбилейная выставка. «Юбилейная» в том смысле, что Александру Шершнёву исполнилось бы нынче 55 лет, и год как его, увы, нет с нами.

Пришли на вечер товарищи, друзья. Произнесли мемориальные речи. Естественно, зашел разговор и о том, что нужно бы издать альбом Шершнева, дабы сохранить память о замечательном псковском графике печатно, в книге, читай: навсегда.

Но тут же возникла и другая печальная тема: про деньги.

Мол, сохранить-то наследие Шершнёва надо, но где взять деньги? Опыт показывает, что богатеям местное искусство ехало-болело. Не дадут они денег на экслибрисы.

А как же власть? Комитет по культуре? Или только банкеты проводить к мартовскому дню культуртрегера?

Ситуацию попытался разъяснить председатель псковского отделения Союза художников России Виктор Лысюк. Разъяснил так, как смог. То есть хорошо бы, мол, издать, но денег нет, и вряд ли появятся.

Виктор Лысюк

Когда же автор этих строк наивно вопросил, для чего же существует тогда такая общественная организация, как «псковское отделение Союза художников?», то наткнулся на гневную отповедь, де, председатель с утра до вечера работает, не разгибая спины, так что времени на поиски спонсоров у них нет.

Здесь хотелось, опешивши и онемев, задать только один вопрос булгаковского Воланда: «Как же так? Чего у вас не хватишься, ничего нет!».

Разве не задача творческого союза, в том числе, в заботе о культурном наследии? Одними каталогами и банкетами, тут, извините, не отделаешься. Существует ведь специальные программы для художников, гранты, областная программа по культуре, наконец! Чем занимаются десятки чиновников от культур-мультур? Только составлением отчетов, организацией банкетов и «освоением» бюджетных средств?

Не поймите превратно. Мы вовсе не призываем к тому, чтобы лично Виктор Лысюк и его секретарша, оторвавшись от своих полотен и обшарпанных стен выставочного зала на Ленина, 1, бросились бы сочинять письма и слать их в фонды, поддерживающие художников. Однако и всуе разводить руками и кивать на неведомых организаторов, как это принято у нас на Псковщине, тоже не дело. Мемориальный вечер в библиотеке показал, что подписаться под воззванием все готовы. Вот только будет ли от этого очередного воззвания толк?

Александр Шершнёв не самый последний художник в Пскове, и его судьба лишний раз подтверждает: никому наше псковское искусство не нужно. Забота о творческом человеке – только в помпезных речах начальников, отрабатывающих зарплату. А как заходит слово о реальном деле – издании той же книжки, например, то...

Каждый может закончит фразу сообразуясь с собственными понятиями о приличии.

Одно хорошо: хотя бы в библиотеках у нас еще трудятся люди, не равнодушные к искусству. А значит, сотня читателей увидит работы одного из самых талантливых псковских художников.

Александр Донецкий

 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 114 человек
Лента новостей