Новости партнеров
Культура

Тот самый Насреддин

25.05.2009 09:51|ПсковКомментариев: 0

Актерский Дневник

Да-да, тот самый возмутитель спокойствия, мудрец и насмешник, неутомимый скиталец и любимец простого люда вот-вот посетит Псков, а точнее сцену Пушкинского театра, где в эти дни начались репетиции музыкальной комедии Владимира Константинова и Бориса Рацера «Последняя любовь Насреддина». Актеры встретили пьесу в высшей степени доброжелательно: на первой читке смеху было, хоть отбавляй. Кто-то из них заметил: «Если зритель примет спектакль, как мы сегодня пьесу, - значит, попали в точку». Но есть и вопросы. Прежде всего, к постановщику спектакля Вадиму Радуну.

- Вадим Иосифович, почему, откуда вдруг пожаловал в Псков Насреддин? Дань родному городу Ташкенту?

- Ташкент приютил нашу семью в годы войны, когда я был совсем ребенком. Нас вывезли из горящего Сталинграда и после долгой дороги поселили в этом дивном городе. Там я окончил школу, Театральный институт. Потом начались скитания по театрам, но колорит и аромат Средней Азии, ее культура, ее интонации, музыкальность и особая манера общения и посейчас живо и нежно отзываются в памяти. И все же они – лишь отголосок, который, конечно, поможет в работе, но ни в коем случае не может быть определяющим в выборе пьесы. В астрономии существует понятие «парад планет», когда они, повинуясь закономерностям, выстраиваются в ряд. Так и в театре должен случиться определенный «парад причин», по которым выбирается та или иная пьеса. Прежде всего – наша репертуарная афиша, которой явно недостает по-настоящему веселой комедии. Мы должны работать адресно, а комедия – тот жанр, который дает возможность и посмеяться, и отдохнуть, и заглянуть в мир во многом незнакомый. И если мы, театр, не только актеры, но и исполнители декораций, костюмов, которые задуманы очень красочно, проникнемся этой идеей, атмосферой, песнями, танцами, остроумным текстом и все соединим в один организм, в одно зрелище, я думаю, зритель откликнется.

- Значит, проделки Насреддина придут на смену «Проделкам Ханумы»?

- Хотелось бы, чтоб так случилось. «Ханума» отличалась каким-то сильным энергетическим воздействием, которое и дало долголетие этому спектаклю, все-таки больше десяти лет не сходил он со сцены – это же целое поколение! Хочется, чтобы и сегодняшние юные актеры обрели желание поделиться позитивным ощущением жизни и мира, свойственным юности.

- Но Псков – другая земля, другая культура…

- Земля у нас у всех одна. Во время войны они нас приняли, а теперь они ищут какой-то поддержки, снисходительности и терпимости у нас. А мы оглушены предубеждением… Конечно, во многом мы разные, но, с другой стороны, Насреддин – тот же наш Иван, который в воде не тонет, в огне не горит, т.е. та же народная мечта, а народ – он везде народ, и когда он несчастен и обманут, то мало отличается один от другого. Это объединяет, и если б мы это поняли, было бы очень хорошо.

- Можно еще вспомнить про Федота-стрельца. И везде – будь то Иван-дурак, или Насреддин – подтрунивание над властью, над богатством…

- А куда от этого деться! Это востребовано самой жизнью, историей, цивилизацией. Любой народный герой – обязательно противостоит, он не является апологетом власти, он защищает народ, когда защита необходима. И поэтому живет в веках. И потом, власть должна чувствовать, что народ все знает, все видит, понимает и всегда найдет способ сказать, кто чего стоит. И что народ никогда не был глупее своих правителей, что бы сами правители об этом ни думали. Вот Насреддин и напоминает, что мудрость народная жива и продолжает делать выводы. Восстановление обратной связи с властью – тоже одна из задач народных героев вроде Насреддина. А богатство… Голод терзает тело, но роскошь убивает личность. Роскошь сродни старению, и там и тут – отсутствие желаний. И в нашем спектакле роскошь, сытость и богатство станут для Насреддина самым тяжелым испытанием. Из которого, сами понимаете, он выйдет с честью.

- Спектакль сложный, многолюдный, костюмный, музыкальный. Наш театр, в сегодняшнем своем состоянии, справится?

- Уверен, все будет хорошо. И атмосфера первых репетиций очень в этом обнадеживает. Я вижу, как актеры по-доброму и с открытой душой воспринимают эту историю, как вы заинтересованы, любознательны. И пока это в вас существует, мы справимся с любой задачей. Актер, как и любой художник, интересен, прежде всего, как личность, индивидуальность, ценен присутствием в нем творческой дисциплины, умением не слепо идти за режиссером, а самостоятельно организовать свой творческий процесс. К сожалению, эти качества встречаются все реже, но их ничем не заменишь, никакой натаской, без них нет ни импровизации, ни уважения к партнеру, ни, в конечном итоге, к профессии. Один из самых ярких примеров явления личности в творчестве актера у всех сейчас перед глазами – ушедший от нас в эти дни Олег Янковский, - образец целостного взгляда на творчество. Он и к людям в своих ролях обращается как бы с надеждой, что, увидев, они поверят, захотят и попробуют жить именно так, а не иначе. Найти такое звучание, такую ноту в общении со зрителем, – дорогого стоит. И глубоко ошибается тот, кто думает, будто можно «проехать» исключительно на сценических эффектах, фокусах и режиссерских придумках, - сама идея театра может реализоваться только через актера, человека. И тогда в зрительском сердце родится радость оттого, что кто-то в этой жизни может его по-настоящему понять.

А пока – каждодневные репетиции, которые через месяц с небольшим должны завершиться премьерой. В роли Насреддина – Сергей Попков, Эмира – Юрий Новохижин, в остальных ролях – Галина Шукшанова, Надежда Чепайкина, другие артисты театра, среди которых есть и новенькие.

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей