Сегодня: Понедельник, 18 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Топ-3 зимней обуви «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Лучшая интерьерная печать в Пскове



Уровень шока и уровень жизни

13.11.2009 13:14 ПЛН, Псков

Один мой приятель, художник, сдуру решил съездить в Питер на, дабы посетить Манеж, а именно Второй международный фестиваль независимого искусства «Уровень моря - 2009», посвященный 20-летию Арт-центра на Пушкинской, 10. Походил, значит, он по центральному выставочному залу, поглядел на актуальное искусство художников из 27 стран мира.

Псков

Челюсть у него, конечно, от изумления не отвисла: повидал на своем веку много чего - и экспериментов, и экспиэренсов, да и альбомчики полистывал, однако ж, вернувшись в Псков, впал в многодневный запой, ибо не могла живая душа художника выдержать сравнения с родным «Мухосранском», где огромные открытки Псковского Кремля, писанные маслом, выдаются за искусство, получая губернаторские премии, тогда как немногие, по настоящему стоящие, авторы, вынуждены бродить по округе в роли своего рода «клоунов» для отъявленных карьеристов и чиновников.

Выдержать подобный «когнитивный диссонанс» дано не каждому, но все-таки, с риском для здоровья и разума, знать и понимать, чем живет современное искусство планеты необходимо. А, к примеру, псковский концептуалист (назовем его так) Анатолий Жбанов еще и участвует. Его «объект» - «Золотая рыбка» - вошел в выставочный проект фестиваля «В пространстве объекта. От стены к стене».

Псков   

 - «Уровень моря» для нас – это как минимум год напряженной работы, большой международный фестиваль, в котором участвуют 28 стран мира. А «От стены к стене» - это часть большого проекта, посвященного Арт-Центру на Пушкинской, 10,  – рассказал главный организатор фестиваля и куратор выставки, директор «Музея нонконформистского искусства» Евгений Орлов. - На протяжении всего года кураторы и художники со всех стран мира подавали нам свои проекты. Лучшие проекты мы и отобрали для участия в фестивале «Уровень моря». «От стены к стене» тоже могла бы находится в Манеже, но поскольку это премьерный проект такого рода, то мы решили показать его у нас, на Пушкинской, 10. Кстати, я считаю, что это самый удачный проект в эстетическом смысле. Понимаете, имеются такие художники, которые начинали как классические художники, так, скажем, работали на стене, на холсте, на бумаге, в рамках картины. Однако затем в своем творческом развитии они стали от стены отходить, выходить куда-то вне, начинали работать в пространстве, и все-таки они оставались художниками, которые работают на стене. Иначе говоря, они не порвали связи со стеной окончательно.

- Грубо говоря, не перешли в хэппенинг?

- Да, они профессионально работают в «объекте», в том, что называется сейчас «объектом, и в том, что ближе к традиционным формам картины.

- И вот это дуализм этих авторов вы решили подчеркнуть?

- Да. Почему выставка называется «От стены к стене»?

- Почему?

- Потому что ты как бы отошел от стены, но оказывается, что от нее не убежать. Все равно стена тебя настигнет. Не в одном месте, так в другом. Отсюда жесткий критерий отбора: художник должен одинаково эффектно работать как на стене, так и вне стены, плюс его работы должны находиться в коллекции «Музея нонконформистского искусства».

Псков

Стена вообще – это не в коем случае не разрушение, а созидание. Все мы знаем про фресковую живопись, родившуюся именно на стене. Поэтом во всем этом содержится глубокий, религиозный подтекст. Есть у нас в Питере художественная группа, которая называется «Храмовая стена», они много занимаются экспериментами в этом направлении. И еще задача этой выставки – показать, что «объектом» может стать все, что угодно. И даже плоскостная картина – это тоже объект. «Объект» в эстетическом смысле - это то, на чем ты сосредотачиваешь свое пристальное внимание. Объект не обязательно трехмерен, он может быть и двухмерным. Все интерпретации, которые существуют, их можно и нужно постоянно пересматривать. Поскольку все названия придумывают только люди. А другой автор имеет право взять и всю понятийную систему сломать. Даже взять обыденный язык, на котором раньше люди разговаривали. Значение многих слов со временем переворачивается. Искусствоведческий сленг тем более постоянно кувыркается. Зритель смотрит на произведение искусства как бы сквозь прицел.

Псков

Сам Анатолий Жбанов был не многословен:

- Прежде всего, я думал о том, как сделать «объект». Чтобы он был «объектом», и где-то напоминал скульптуру. «Объект», по моим понятиям, - это мысль, выраженная в определенной форме. 

А патриарх питерской инсталляции Вадим Воинов сформулировал еще проще:

- «От стены к стене» означает только одно – пространство, в котором проходит выставка. Это мой подход: интерьер, где проходит выставка, образует стену, и зритель движется от стены к стене. Другие художники могут понимать этот парадокс как-то иначе.

- Вы считаете, что прилепить значок к черному квадрату - этого достаточно для того, чтобы быть художником и называть созданный «объект» искусством? – спросил я у мастера, явно подначивая его и, что называется, нарываясь. 

- Ну, смотря как прилепить. Моя фамилия – Воинов, и вот – мои работы. Вот я прикладывал значки и самые разные предметы к черным, красным и другим квадратам, а их выставляли в «Эрмитаже». Вот и все.

Все правильно, наворотить определений и терминов можно сколько угодно, но главное это уровень шока, который испытывает неподготовленный зритель, и уровень собственного понимания, который способен вынести мыслящий человек, тот же художник. И все это сообразуется с уровнем моря, то есть, если расшифровать метафору, уровнем жизни, где всякому художественному явлению находится свое место. Даже храму Джона Леннона, коллекция которого впервые была показана на фестивале.

Нарядный, в ковбойской шляпе, и с пластмассовым стаканчиком вина в руках, битломан всея Руси Коля Васин под песни бессмертных «Битлз» рассказал об экспозиции:

Псков

- Вообще наш проект - это храмовая выставка. Вся информация на этом постере, специально сделанном для этого фестиваля. «Великие просветители России. «Beatles-Artin Russia 1964 - 2009». То есть 45 лет как «Биттлз» проникли в Совок, в нашу страну, как мы их услышали, как начали рисовать, началась эпопея «Битлз» в России. Мое поколение полюбило битлов. И мы решили любить, рисовать и строить храм. Все, что находится на антресолях, все здесь. Я впервые сделал рамки, покрасил их и все развесил. В принципе, это работа всех сорока лет жизни. Ее можно назвать «45 лет «Битлз в России».

- А если будете строить храм, то где?

- В устье Смоленки. У нас все нарисовано для зрителей, чтобы врубались. Вид от станции метро «Приморская». Вот так он будет смотреться в черте города на берегу залива. Вот четыре проекта, но идея одна – скала с двумя шарами. Шар – любви, и шар – мира. Loveand Peace. Это - принципиальная идея.  Потому что Джон Леннон сказал: «Любовь и мир». Мы любим и верим Джону. Это великий человек. А Санкт-Петербург строился на таких великих людях. Лучшие архитекторы, художники, музыканты создавали это город и продолжают создавать. Поэтому мы и приглашаем Леннона к нам сюда, а правительство Санкт-Петербурга, к сожалению, пока молчит.

Саша Донецкий, СПб – Псков, фото автора     

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Loading...


Голосование

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31