Новости партнеров
Культура

Рыцарь пушкинского слова

15.02.2010 10:49|ПсковКомментариев: 2

Актерский дневник XVII Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля.    

14.02.2010.

Программа фестиваля насыщена до предела, помимо заседаний Творческой Лаборатории по два-три спектакля ежедневно. Кроме того, сегодняшним утром участники фестиваля посетили Спасо-Елизаровский монастырь, где настоятельница матушка Елисавета лично рассказала им об истории обители, угостила – все-таки день Сретенья и Прощенное воскресенье – праздничным обедом, одарила каждого иконкой Трех Святителей. О спектаклях последних дней поговорим в следующем выпуске Дневника, а теперь тема особая: в воскресный вечер, после спектакля «Роза и крест» А. Блока, фестиваль поздравил с 75-летием одного из своих отцов-основателей, создателя и неизменного художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного Пушкинского Театрального центра и театра-студии «Пушкинская Школа», народного артиста России, лауреата Государственной премии Владимира Рецептера.

Он и сегодня был на сцене – в роли рыцаря Бертрана, в окружении партнеров-учеников; он и сегодня – актер, поэт, писатель, пушкинист. А еще – автор множества театральных и издательских проектов. Незаурядный администратор, продюсер, менеджер – это тоже про него. С ним, как с любой творческой личностью, можно не соглашаться, спорить, можно принимать или не принимать, но не считаться с результатами его на редкость плодотворной деятельности невозможно.

Позволю себе личное воспоминание. Впервые я попал на его знаменитый моноспектакль «Гамлет» еще студентом актерского факультета ГИТИС-а. Тогда был в моде так называемый «интеллектуальный» театр и «думающий» актер. Рецептер соответствовал этим понятиям в полной мере: его моноспектакли по Шекспиру, Пушкину, Грибоедову, Достоевскому собирали неизменные аншлаги. Впечатление было сильнейшее. Предельная лаконичность: пустая сцена, весь в черном актер, шпага, книга – «слова, слова, слова…» Высокая сосредоточенность и – вдруг – озарение и, как удар клинка, поступок, за которым трагедия, читаемая в Гамлете-Рецептере с первого шага, с первого слова датского принца. Теперь, сквозь годы, трудно судить о тогдашнем своем впечатлении, но в памяти осталось, что тот Гамлет шел на гибель сознательно, он знал, чем кончится игра, чем обернется для него «чаша сия», и не просто вызывал уважение – его хотелось уважать. А позже, увидев уже в Москве, в концертном зале им. Чайковского, моноспектакль по рассказам Достоевского, я был впечатлен настолько, что один из этих рассказов, «Сон смешного человека», взял в работу и читал его на госэкзамене по сценической речи.

В 1984 году Рецептер ставит у нас «Розу и крест» Блока, и с этого времени его судьба связана с Псковом и нашим театром. В 1995-м, уже для Пушкинского фестиваля, им поставлен спектакль «Я шел к тебе…» по «Маленьким трагедиям» и «Русалке». А годом раньше Вадим Радун ставит его пьесу «Петр и Алексей», - этот спектакль мы играли не только на сцене, но и в исторических памятниках – у Гремячей башне в Пскове, на соборной площади в Петропавловской крепости в Петербурге. И везде ведущим исполнителем – Бертраном, Мельником, Петром I – был наш замечательный актер Валерий Порошин, которого Рецептер высоко ценил, и сегодня, перед началом спектакля, помянул добрым словом, и зал отозвался аплодисментами.

Им написано около двадцати книг – стихи, проза, воспоминания, исследования. Но, конечно, главное его детище – Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове и Пушкинских Горах. О Рецептере, как и о фестивале, можно говорить бесконечно, но если обозначить «сквозное действие» его деятельности, и как составителя фестивальной афиши, и как неизменного председателя Творческой Лаборатории, то главная, «красная» его линия – стремление к синтезу, соединению науки о Пушкине с живым театральным делом, постижению, «открытию» Пушкина средствами театра. Сколько было сшибок, конфликтов, дискуссий! Чего стоит спор на Лаборатории одного из фестивалей о том, где ставить ударение во фразе «Я играю Пушкина». И в самом  деле: самовыражаться, самоутверждаться на Пушкине, или, идя за ним, открывать новые грани истории России, национального самосознания, основ творчества, самих себя, наконец. Право, и об этом уже говорено не раз, в том числе со страниц Актерского Дневника, Псковский Пушкинский фестиваль стоит того, чтобы подняться в своем национальном значении (при соответствующем финансировании, разумеется) до уровня Шекспировского фестиваля в Стратфорде в Великобритании.

Именно поэтому губернатор Псковской области Андрей Турчак, поздравляя юбиляра, назвал его сегодня рыцарем искусства и любви, поблагодарив за особое отношение к Псковскому краю. А представитель Президента Александр Селиванов зачитал приветственную телеграмму от Дмитрия Медведева и – отдельно – от «первой леди» Светланы Медведевой. Председатель Комитета по культуре Зинаида Иванова, говоря о потоке многочисленных поздравлений в адрес юбиляра, в том числе правительственных – от председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова, министра культуры Александра Авдеева, губернатора Петербурга Валентины Матвиенко – особо отметила, что все они адресованы в Псков: всем известно, где искать в эти февральские дни Владимира Рецептера. Поздравляли от Музея-заповедника «Михайловское»,  от Псковского театра, от Союза Театральных деятелей. От Пскова поздравил глава города Иван Цецерский. Юрий Новохижин зачитал поздравления от председателя СТД Александра Калягина и народного артиста СССР Армена Джигарханяна.

В ответном слове юбиляр был краток:

- Низкий всем поклон и за ваши добрые слова, и за этот юбилей… В самом, деле, я счастлив потому, что рядом со мной мои ученики, что даже те, кто ушел, - они сегодня здесь. Единственное, что могу обещать, - что, пока хватит сил, буду стараться. А дальше – как Бог пошлет!..

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 176 человек
Лента новостей