Новости партнеров
Культура

В третий раз участники фестиваля «Сетомаа. Семейные встречи» зажгли Костер Дружбы

28.08.2010 23:05|ПсковКомментариев: 3

Международный этнокультурный фестиваль коренного малочисленного народа сето «Сетомаа. Семейные встречи» в третий раз прошел в Печорском районе (Псковская область). Как сообщает корреспондент Псковской Ленты Новостей, ежегодная дружеская встреча представителей народности сето из России, Эстонии и Финляндии по традиции проходит в деревне Сигово. Здесь располагается музей народности сето, созданный по инициативе Татьяны Огаревой. По крупицам собирала она материал об исчезающей уже народности, а также вещи, которыми пользовались ее представители – одежду, домашнюю утварь, предметы быта. Все это нашло свое место в нескольких постройках, находящихся на усадьбе сетусского крестьянина в Сигово.

 

 

На «Семейных встречах» сегодня можно было увидеть  около 300 представителей народности сето из Печорского района Псковской области, Красноярского края и Эстонии. Многие приехали на фестиваль семьями. Недаром фестиваль так и называется – «Семейные встречи». Люди были в национальных костюмах: женщины – в сукманах (сарафанах), рубашках, фартуках, головных уборах (линниках). Отдельная «песня» - национальные украшения сетусских женщин – многочисленные цепочки с монетами и фибула-сыльг. Мужчины же расхаживали по усадьбе в косоворотках, тканых штанах и шляпах. А некоторые - в верхней одежде, которая чем-то напоминает войлочный сюртук. Прибыл на «Семейные встречи» и Король сето Ахто Раудоя – его легко было узнать по изогнутому посоху, запоминающейся шляпе и сумке из овчины.

 

Открылся фестиваль многочисленными официальными речами. Депутат Госдумы от Псковской области Виктор Антонов напомнил, что в России представлено более 150 национальностей, каждая из которых несет свою культуру, обычаи и традиции. И только тогда государство может быть сильным, когда люди всех национальностей имеют общую цель и относятся друг к другу с уважением. Член парламента Эстонии Урмас Клаас сравнил народ сето с могучим деревом. «Дерево может быть сильным только тогда, когда у него сильные корни. Благодаря таким мероприятиям, как фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи», мы делаем крепче наше общее дерево – сетусскую культуру», - сказал член эстонского парламента.  Также участники фестиваля заслушали поздравления от Министерства регионального развития и Государственного Российского Дома народного творчества. Консул Эстонии в Пскове Карл Эрик Лантеэ Реинтамм обратил внимание, что проведение подобного фестиваля способствует укреплению добрососедских отношений между Россией и Эстонской Республикой, а председатель совета волостей Сетомаа Маргус Тиммо подчеркнула, что представители народности сето, где бы они не жили, чувствуют себя родственниками.

 

 

Открытым фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи» объявил Король сето Ахто Раудоя, после чего все участники вместе исполнили Гимн Сето. После этого начался многочасовой концерт фольклорных коллективов, а их, между прочим, собралось на фестивале более двадцати. Это как наши местные, псковские коллективы, так и ансамбли из Эстонии и Красноярского края. Под звуки совершенно потрясающих, но почему-то немного грустных сетусских песен, которые исполнялись акапельно, иногда приукрашиваясь звучанием гармошки или скрипки, на усадьбе развернулась ярмарка ремесел. Хотя, «развернулась» - громко сказано. Ярмарка оказалась не столько разнообразной по количеству участников и представленной продукции, но все равно было, на что «бросить глаз». Шарфики, пояса и бусы, выполненные в технике «валяние из шерсти»; ложки, вырезанные из сувели (нароста на дереве), малюсенькие деревянные старички-домовые, которых кладут в кошелек, чтобы деньги водились. Широко на ярмарке была представлена вышивка крестом и гладью.

 

Общепит на фестивале был абсолютно бесплатный – всем желающим предлагали отведать национальное сетусское блюдо – тушеную капусту с перловкой (при всей моей нелюбви к тушеной капусте, это объеденье), а к ней в придачу капустный салат и макароны с мясом.

 

 

В отдельной палатке тем временем жюри дегустировало блюда, выставленные на конкурс хозяек. Народ ровно в пять часов ждал обещанной дегустации национальных сетусских блюд, а она все не начиналась и не начиналась. Поэтому неудивительно, что после заключения «трапезы» жюри все набросились на аппетитные яства – сыр (совершенно потрясающий), пироги с грибной начинкой или ягодами, соленые огурцы, хлеб, компот из тыквы… Долго пытались сотрудники Изборского музея-заповедника призвать людей к порядку и не есть блюда, раньше чем их будут разносить на подносах. Но какое там!       

 

Не раз в течение дня шел сильный дождь. В эти минуты очень к месту было зайти в постройки усадьбы. А там – аромат сушеных трав, подвешенных к потолку, и запах сена. В одной из построек была представлена выставка рукоделия народности сето – вязаные носки и варежки, подушки, ковры и покрывала, вышитые крестиком, вязаные крючком салфетки… В амбаре можно было полюбоваться на выставку детского рисунка. А в постройке по соседству были собраны берестяные короба, молотилки и прочие предметы, которые использовали в хозяйстве представители народности сето.  

 

Музыкальная часть фестиваля, между тем, подходила к завершению. И в этом году была положена новая традиция, которая, надеюсь, продолжится в последующие годы – заключительную песню исполнил сводный ансамбль гармонистов. А тем временем на площадке поодаль от сцены было все готово к  празднику Кирмаш. Столы ломились от пирогов, пряников, конфет, яиц под майонезом, консервированной рыбы, селедки и напитков, и вот-вот был готов зажечься Костер Дружбы.

 

Право поднести спичку к дровам было предоставлено Королю сето. Все гости и участники фестиваля водили хороводы вокруг костра, пели песни, не спетые на сцене, и поднимали тост за дружбу и за сохранение традиций народности сето.

 

Первые упоминания о представителях народности сето встречаются в официальных документах 1838 года. Сето имеют древнюю прибалтийско-финскую этническую основу. Более пятисот лет они оседло проживали на юго-востоке Эстонии и на землях Псково-Печерского монастыря. Приняв православие, они молились с русскими в одних церквах, вместе отмечали церковные праздники, но это не мешало им хранить свои древние языческие традиции, почитать бога Пеко, приносить ему дары, верить в обереги. Сето вели натуральное хозяйство и жили обособленно. Веками они жили на одном месте, часто не покидая всю жизнь свою деревню. Сейчас их остались сотни.

 

В июне 2010 года народ сето был включен в единый перечень коренных малочисленных народов.

 

Татьяна Иванова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 212 человек
Лента новостей