Новости партнеров
Культура

«Валентинов день»: И шок, и слезы

12.01.2011 12:49|ПсковКомментариев: 9

В субботу, 15 января, Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина ждет очередная премьера. Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день» поставил известный польский режиссер Анджей Садовский.

Это, как принято ныне выражаться, сиквел знаменитой пьесы 70-х годов «Валентин и Валентина». Попытка домыслить, или, если хотите, представить версию того, что случилось с героями пьесы после точки, которое обычно ставит искусство, и многоточия, которое предлагает жизнь.

А жизнь предложила персонажам любовный треугольник. После вынужденной разлуки Валентин, уже женившийся на Кате, встречает свою возлюбленную Валентину, и история получает трагическую развязку: не выдержав жизни на два дома и двух женщин, Валентин умирает от инфаркта сравнительно молодым человеком. Поэтому действие спектакля происходит сразу в двух временных планах: в будущем (а именно в 2012-м году), где две постаревшие женщины маниакально продолжают выяснять между собой отношения и права на мужчину, и в прошлом, где их любимый Валентин еще жив.

Спектакль наполнен сновидениями и полупьяным бредом героев, и подчас трудно понять, где так называемая «реальность», а где фантасмагория. «Валентинов день» балансирует на зыбкой грани между грубой бытовухой, с домашними скандалами, неизбежной пьянкой и нецензурщиной, и пронизывающим сердце лиризмом, настойчивой попыткой ответить на вечный вопрос: «Что такое любовь?» 

Роль Валентина исполняет Роман Сердюков. В двух других ролях - Нина Семенова (Валя) и Галина Шукшанова (Катя).

Подбор актеров осуществил сам Анджей Садовский, перед началом репетиций просмотревший большинство спектаклей из репертуара псковского театра.

- Да, «Валентинов день» - вроде как продолжение, но совсем по-другому, так, как, если бы, например, придумать, что происходит с тремя сестрами Чехова сегодня в Москве в нынешнее время, - прокомментировал замысел драматурга режиссер Анджей Садовский. - Но что отличает Ивана Вырыпаева от старой пьесы, так это то, что мы по-другому смотрим на любовь. Современная любовь, любовь в наши годы, не такая романтическая, как была прежде. Мы больше страдаем, чем любим.

- Когда вы приехали в Псков, вас не шокировал псковский театр? Состояние здания и так далее?

- Ну, надо просто театр ремонтировать. Вот и все. Но в театре главное - люди, а не кирпичи. А труппа в театре очень хорошая, интересная, с разноплановыми актерами. Сперва я просмотрел практически все спектакли, и составил свое впечатление.

Анджей Садовский - активно работающий в мире режиссер, он сам пишет пьесы, и ставил спектакли в 30-ти странах мира, в том числе и в России, в Якутске и в Иркутске, где ставил «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта и свою пьесу «Ящик без подвода», так что ему есть, с чем сравнивать.  

- Чем современный европейский театр отличается от русского?

- В Европе театр более актуальный, чем в России, где много ставят классики. Русский театр - более традиционен. Я бы сказал, это музейный театр, театр-музей. В репертуаре европейских театров - современные пьесы. Классики сравнительно немного. Драматурги быстро реагируют на все новое. Темы совсем другие. Драматурги и режиссеры вместе с актерами пытаются осмыслить то, что происходит с человеком. Секс, наркотики, политика - обо всем этом говорит европейский театр.

- Как вам Псков?

- Очень хороший город. Я люблю старинную архитектуру.

- Так она почти не сохранилась.

- Нет, почему? Есть на что посмотреть. Храмы и гражданская архитектура 17-го, 18-го веков. И люди приятные.

- После премьеры вы сразу уезжаете?

- Да. В Чехию. Недалеко от польской границы есть маленький городок, и там очень хороший театр.

- Получается, что театральное искусство востребовано в европейской провинции? Слухи о смерти театра оказались преждевременными?

- Да. Я, например, не люблю работать в больших столичных театрах. Там много «звезд». А они никогда не имеют времени. Всегда заняты где-то: на телевидении, на радио, в коммерческих проектах. И мне лучше работать с актерами, о которых я знаю наверняка, что они работают именно со мной, что они хотят работать с полной творческой самоотдачей. Для меня это - самое главное. В больших коммерческих театральных центрах этого нет совсем. Там ведь деньги важней, чем искусство.

- Вы как художник застали еще тот период, когда существовал мощный культурный обмен между СССР и Польшей. К примеру, мы знали польское кино, а сейчас ничего не знаем. Что вы думаете по этому поводу?

- Я думаю, что все будет. Например, в Москве, уже в марте, в рамках «Золотой маски» пройдет фестиваль современного польского театра. Сейчас культурные контакты между странами активизировались, как, собственно, и политическое сотрудничество между странами. Наши отношения уже совсем неплохие, и я верю, что будущее будет очень обнадеживающим в этом смысле. Что касается польского кино, то, знаешь, наверное, просто нет хороших польских фильмов в последнее время. Русское кино, на мой взгляд, намного лучше, интересней.

- А что русское кино в Польше показывают?

- Да, есть и кинофестивали, и по телевизору показывают. Так что мы русское кино знаем. Все новые русские фильмы смотрим.

- Немножко поинтересовавшись темой, я понял, что как раз театральное искусство в Польше в очень хорошем состоянии?

- Да, так можно сказать. Главное: мы имеем публику. Купить билет на театральный спектакль не так просто. Мне кажется, мы много делаем в Польше. Каждый театр делает по 10-12 премьер в течение года.

- Поляки, получается, - театральная нация?

- Думаю, да. Телевидение, к тому же, сейчас никто не смотрит. Надоело. По формату примерно то же самое, что и в России. Людям хочется чего-то живого и настоящего.

- Чего вы ждете от премьеры на псковской сцене?

- Сейчас тяжело сказать. Хотелось бы вместе с актерами сделать спектакль, на который зритель придет не один раз, чтобы и поплакал, и чтобы в некоторых моментах испытал шок.

К сказанному добавим, что Анджей Садовский согласился поработать в псковском театре практически без привычного для себя гонорара.

- Да, мы так решили с автором пьесы Иваном Вырыпаевым, - прокомментировал режиссер уместный в случае с псковским театром вопрос о деньгах. - Небольшие деньги, чтобы пожить здесь, в Пскове, и все. Здесь важны не деньги, а некий эксперимент, искусство.

Беседовал Саша ДОНЕЦКИЙ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей