Сегодня: Среда, 13 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Доверие клиентов TeleTrade ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Европа Плюс бьет рекорды Масло со скидкой! Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире Топ-3 зимней обуви «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Врачевание не просто работа Лучшая интерьерная печать в Пскове



Донецкий: Записки культурного обывателя

28.01.2011 15:08 ПЛН, Псков

Культура начинается здесь...

Послушаешь наших чиновников от культуры, так Псков предстанет чуть ли не культурной столицей Северо-запада, если не всей Матушки-Руси. Наследие предков выступает в роли непререкаемого авторитета, создавая своего рода аберрацию сознания: Псков до сих пор анекдотично сравнивают с Парижем.

Псков

Шутки шутками (пусть и произнесенными всерьез), а снобизма вкупе с апломбом местным деятелям от культуры и в самом деле не занимать: то Псков - центр Всероссийской Масленицы, то оперного искусства, то театральной жизни страны, то «Мекка» событийного туризма, то сплошная «территория кино»...

Нет, вы не подумайте я не против всего вышеперечисленного, наоборот двумя руками за…

Просто хотелось взглянуть на псковскую культурную жизнь не через призму чиновничьих отчетов, им всегда есть о чем громко заявить. Во всяком случае, разнообразных определений культурно-исторического статуса за последние годы мы услышали немало, про себя подразумевая, что непомерно раздутое самомнение, как водится, либо расчетливая игра на публику ответственных за культуру товарищей (традиционное «бла-бла-бла»), либо нечто вроде приступов мании величия, которые иногда настигают вольных художников.

Чиновникам по должности положено, а художникам простительно, но если все-таки отвлечься от громких одноразовых мега-акций (вроде постановки в Псковском Кремле оперы «Псковитянка» Большим Театром) и взглянуть на культурную жизнь областного центра трезво, без провинциальных гипербол, то картина окажется не просто скромной, а подчас удручающей.

Куда бедному крестьянину податься?

Бедному крестьянину, - а ведь половина сегодняшних псковичей, выходцы из городков, сел и местечек нашей богоспасаемой губернии, если крестьянин не завсегдатай дискотечных клубов и кабаков, податься в Пскове, в общем-то, некуда.

Псков

- Как некуда? – Воскликнет ответственный культуртрегер. – Обижаете! А как же театры, концертные и выставочные залы, музеи, кино, культурные центры, наконец?

- Да. – Согласится критически настроенный обыватель. – Учреждения имеются, вот только способны ли они удовлетворить потребителя?

- Ну, на вкус и цвет... – Уйдет от ответа чиновник, дескать, чего ж тебе надо, собака?

- Товарища нет! – Подтвердит обыватель и предъявит список претензий.

Имея в виду этого условного обывателя с культурными запросами, посетим и мы несколько пресловутых «очагов культуры» (хотя слово «очаг» употреблять в последнее время опасно, не ровен час, накличешь очередной пожар в зале областной филармонии).

Филармонический зал у нас есть, а вот порядка в нем (судя по последним событиям с душком криминала) - нет. Иллюминации из дорогостоящих роялей тому порукой.

Редкие гастрольные концерты заезжих звезд отечественной попсы столь же изредка перемежаются концертами классической или джазовой музыки.

С БКЗ конкурируют клубные площадки, примерно раз в полгода (в лучшем случае – раз в три месяца) предлагающие концерт уровня, скажем, Валерия Леонтьева, Дельфина или в - редких случаях - группы «Крематорий».

Если постараться припомнить афишу за минувшие года полтора, то едва ли наберется с десяток таких значимых и запоминающихся событий: «Крещендо», выступление сатирика Задорнова, приезд антрепризы Валерия Золотухина, один-два по настоящему интересных спектакля в программе ежегодного Пушкинского фестиваля, несколько концертов местного симфонического оркестра, фольклор от филармонии, - вот, пожалуй, и всё.

Может быть, чуть больше повезло ценителям «альтернативы», у которых есть клуб «TIR», но исполнители, которые приезжают в Псков все-таки по большей части имеют именно клубный статус, и до звездных шоу им далеко.

Тем, кто отдает предпочтение мэйн-стриму, приходится либо ждать, либо путешествовать в столицы.

Разумеется, это не вина промоутеров, а беда. Люди среднего поколения помнят, что еще каких-то лет 10 назад с гастрольной практикой в Пскове все обстояло на порядок веселей. Концерты организовывались на открытом воздухе: либо на стадионе, либо на частных площадках. Спонсорами мероприятий обычно выступали пивные или сигаретные компании, и народ (насколько культурно в сугубо бытовом отношении, вопрос другой) приобщался к творчеству корифеев и новичков популярной музыки. За один сезон (с весны до поздней осени) как раз и можно было насчитать до десятка крупных концертов, и не каких-нибудь малоизвестных клубных исполнителей, а настоящих звезд вроде «ДДТ», «Машины времени», «Чайфа» или «Би-2».

Сегодня о тех былинных временах, увы, приходится вспоминать лишь с чувством ностальгии.

Назад, в ретро

Попасть в 70-е для псковича - не проблема, и если не музыкой единой жив человек, то ему откроется вся отсталость и скудость культурного ландшафта, выраженная в таких традиционных местах духовного досуга как музей и театр, который в России тоже больше похож на пропахший нафталином музей.

Состояние Псковского музея-заповедника не раз вызывало справедливые нарекания критиков, потому что если говорить об экспозициях, посвященных историческому наследию края, то они как были сделаны в далекие годы застоя, так и остались на том, застойном, уровне. С экспозицией в соседнем Новгороде сравнить, все равно, что с Лувром.

Псков

Имеется, конечно, приличная коллекция икон и собрание живописи в галереи Фан-дер-Флита (восстановленной прежним губернатором), но каждый день посещать эти собрания не станешь (эти бренды, скорее, для гостей), а вот выставочная политика музея-заповедника не может не вызвать резонных вопросов. Отдельная тема хваленая «Золотая кладовая» в Доме Масона, куда попасть можно только по записи, да еще и обязательно в группе. В результате, несмотря на весь пиар, никто там не бывает, кроме заезжих чиновников.

Главная (по статусу) выставочная площадка области вряд ли может похвастать сколько-нибудь заметными художественными событиями, либо их можно пересчитать по пальцам. Современное искусство в псковском музее-заповеднике просто отсутствует как вид, будто его не существует в природе, что свидетельствует исключительно о замшелости мышления псковских музейщиков, а вовсе не об отсутствии возможностей.

Три частных галереи полагаются на художественный вкус их кураторов, а арендованный местным отделением Союза художников выставочный зал пребывает в настолько печальном состоянии, что вызывает удивление сам факт, что там иногда организуются выставки пластмассовых динозавров.

Вот уже как минимум лет десять мы слышим басни о музеефикации Кремля или создании достойной экспозиции для археологических находок, но воз (в смысле музей) и ныне там, где был тридцать лет назад, в глубоко провинциальной дыре (жаль, нельзя употребить слова покрепче, а, главное, точнее).

Что касается Псковского театра, то он буквально дошел до ручки, иначе говоря, до такого состояния, что в нем просто опасно находиться. Театр, как известно, начинается с вешалки, и местным театралам давно бы следовало повеситься от стыда, но никто, разумеется, виноватым в развале театра себя не считает.

В последнее время, правда, несколько оживилась жизнь остатков театральной труппы, что отразилось на афише, но до возрождения театра еще очень далеко.

Здесь, как и в случае с долгожданной музеефикацией, ждут вожделенной реставрации и реконструкции здания, но понятно, что театр – это не столько стены, сколько художественное сообщество (включая публику), а вот это сообщество Псков почти или совсем утратил. Хорошо, если «почти», а не «совсем». Пока же зрителю гарантирована одна премьера в три месяца, и это уже можно считать достижением, мрачно вспоминая о том, что еще три года назад театр с трудом наскребал на один новый спектакль в сезон.

Что касается тетра кукол, то там, судя по репертуару, тоже следуют недавно предложенным Госкомитетом по культуре стандартам (куда же денешься с «подводной лодки»?), вот только реставрации и реконструкции никто не обещает, не говоря о новом здании для детского театра. Приходится кукольникам ютится в неприспособленном здании. Лозунг: «Все лучшее – детям», как и материально-техническая база, к глубокому сожалению, остался все в тех же 70-х годах прошлого столетия.

Территория кино

Когда 10 с лишком лет назад с помпой открывался Центр российской кинематографии кинотеатр «Победа», то объявлялось, что это будет центр именно отечественного кинематографа, а не голливудского. Получилось же, как мы знаем, иначе. Отечественные фильмы на псковских экранах – редкие гости. Более того, редкий гость вообще высоко художественный кинематограф, кино как искусство, а не аттракцион. Аттракциона на четыре имеющихся в городе зала все-таки хватает, поскольку прокатчики привозят в город фильмы, имеющие шанс сделать кассу, а вот искусства (в том числе и прежде всего от западных кинематографистов) приходится ждать как манны небесной. На чудо появление таких фильмов в Пскове и похоже.

Сравните афиши кинотеатров столиц и Пскова и вы увидите десятки названий, которые никогда в Псков не доедут.

Что же, теперь, чтобы и фильм на большом экране посмотреть, нужно ехать в северную столицу?

А ведь в советские годы было совсем не так. Все, что шло в стране, демонстрировалась в городах и даже – благодаря передвижкам – в деревнях Псковщины.

Получается, что в части кинопроката страна ушла не вперед, а назад, причем даже не в 70-е, а какие-нибудь 10-е годы 20-го века, когда кино существовало на правах парка развлечений.

Да, так и получается. Пара так называемых фестивалей (когда в город привозились новинки западного артхауса) запомнились киноманам в качестве все тех же чудес.

В итоге же все поглотила коммерция.

На кульпросвет

Примерно по такому принципу живет сегодня так называемая «сфера культуры», которую все чаще путают с фабрикой развлечений.

Понятно, что пресловутый «интертеймент» подчас трудно отделить от духовных запросов обывателя, все-таки речь идет о явлениях одного порядка, поэтому спор, к примеру, между развлекательным и серьезным театром всегда будет оставаться актуальным. Псков же с подобным отношением к культуре обречен прозябать на периферии национального и общемирового культурного процесса, и тому есть как объективные, так и субъективные причины.

Субъективные причины – это люди, которые мыслят, словно вчера закончили советский «кулек», и никаких «очагов», кроме Городского культурного центра, никогда в глаза не видели. Представления о культуре у них ограничиваются проведением культурно-массовых мероприятий типа «Елочка, зажгись», да и те на современном уровне они не в состоянии, то звук в динамиках плывет, то артисты отказываются выступать за талоны на ужин.

Ресурс Городского культурного центра, кстати говоря, используется на уровне какого-нибудь сельского клуба культуры, то есть залов для проведения торжественных собраний, партийных тусовок и междусобойчиков в тесном кругу деятелей различного рода самодеятельности, от любителей китайских церемоний до балалаечников. Ресторан с профессиональным ВИА здесь не в счет.

Разумеется, женщины пожилого возраста должны иметь место, где можно пообщаться со сверстниками за чашкой чая на предмет вышивания крестиком. И у города должен быть свободный зал, где можно устроить публичный отчет чиновников о проделанной работе, а заодно и устроить танцевальный вечер рядом с вешалками какой-нибудь очередной ярмарки мехов, но ведь только этими функциями назначение ГКЦ не исчерпывается?

По своим материально-техническим возможностям доставшийся нам от советских времен Дом культуры строителей (ныне ГКЦ) вполне способен конкурировать с другими площадками, но все, опять же, упирается в привычку мыслить по старинке.

Объективная же причина одна: Псков – это, по сути, районный город с областной судьбой. Если в советские годы всякий областной центр нужно было приводить к стандарту именно областного центра (с театром, музеем, издательством, кинопрокатом и так далее), то сегодня подобные нормы если и существуют, то только на бумаге.

В мире победившего чистогана все упирается, во-первых, в платежеспособность потенциального потребителя культурных услуг, во-вторых, в человеческий фактор. С частными зрелищными фирмами все понятно: они не станут напрягаться себе в убыток. Тогда как чиновнику от культуры гораздо проще организовать массовый праздник с высоким бюджетом и картинкой на федеральном канале, чем потратить те же деньги на новые спектакли в драматическом театре или театре кукол. Ведь спектакли оценит разве что завзятый театрал, а вот крупная массовая акция принесет весомый гешефт.

В результате - на сегодняшний день - мы имеем то, что имеем: три-четыре ежегодных долгоиграющих проекта вроде Пушкинского театрального фестиваля, и пребывающую в летаргическом сне местную культуру уровня вездесущего «кулька» и самодеятельности самого дурного пошиба. Местные художники (в широком смысле этого слова) варятся в собственном соку, и с ревностью и азартом считают деньги, оседающие в чужих карманах. Эти кухонные дискуссии «на разрыв аорты» давно стали отличительной чертой местной творческой интеллигенции, которой нечего терять, кроме своих цепей, как кажется, навсегда приковавших их к Ольгиному граду.

Либо мы наконец откажемся от притязаний вечных наследников славной старины, впитавших с молоком матери пушкинский дух, забудем про местное рождение концепции «Москва – Третий Рим», перестанем играть в ряженые «Нью-Васюки», большую потемкинскую деревню в стиле «а-ля рюс», где все напоказ и все понарошку (тогда никаких претензий: для районного центра сойдет), либо кардинально меняем всю культурную парадигму и начинаем перенимать опыт у просвещенной Европы, коль уж в родном Отечестве нет своих пророков, способных показать и научить, как, – пользуясь выражением нашего знаменитого критика Курбатова, - следует «держать культуру».

Саша Донецкий

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31