Новости партнеров
Культура

Crescendo: спасибо музыкантам за слезы...

25.09.2011 12:18|ПсковКомментариев: 7

Какой повод может собрать в осеннем приграничном Пскове целую плеяду знаменитых музыкантов-исполнителей? Поездка в Эстонию - первое, что может прийти в голову. Неверный вариант. Один единственно правильный: в Пскове начался очередной фестиваль молодых исполнителей Crescendo.

За семь лет своего существования фестиваль стал не только концертной площадкой, где молодое поколение выступает бок о бок с признанными мэтрами мирового исполнительского искусства, но также идеей, объединяющей многих талантливых музыкантов. Наверное, эту идею можно выразить словом «возвращение». Возвращение на родину тех, кто уехал за рубеж, возвращение исполнителя к массовому слушателю, возвращение интереса к музыкальной классике. Аспекты этой идеи можно множить и множить, и говорить о них - значит говорить о состоянии современной российской культуры в целом. Знаково в этом смысле прозвучали слова бессменного арт-директора фестиваля, всемирно известного пианиста Дениса Мацуева, получившего в прошлом году госпремию «За вклад в развитие и пропаганду отечественного музыкального искусства»: «Это премия всему моему поколению, которое считалось потерянным...»

Для Пскова нынче идея «возвращения» тоже не пустой звук. Городу вернули Большой концертный зал, главным украшением которого стал роскошный новый рояль Steinway (именно такие стоят в 97% мировых концертных залов). Кого благодарить за это? Ведь без преувеличения можно утверждать, что не будь восстановлен БКЗ - Crescendo для Псковщины превратилось бы в диминуэндо. По словам председателя областного комитета по культуре Александра Голышева, открывавшего первый день фестиваля, в деле восстановления немалая заслуга принадлежит администрации Псковской области, лично губернатору Андрею Турчаку, строителям и спонсорам, которых, кстати, будут чествовать на губернаторском приеме в понедельник.

Кроме того, как сказала коммерческий директор-представитель фирмы Steinway Ирина Баринова, «счастье Пскова, что вы заполучили Мацуева, мужественного, энергичного, красивого», без него, вероятно, не скоро бы в городем появился рояль мирового уровня. Вообще, судя по пресс-конференции, которая состоялась перед началом концертной программы, Денис Мацуев становится для Псковщины эдаким Genius Loci (лат. «гений места» - добрый гений, дух-покровитель). Юрий Башмет даже предложил увековечить его образ в чем-нибудь специфически нашем, псковском, с целью пропаганды классической музыки. «Есть известный китайский пианист Лан Лан, под его лейблом выпускаются кеды, машины, результат: каждый десятый китаец хочет стать пианистом. Вот что вы производите в Пскове?» - спросил маэстро у местных журналистов. Растерялись журналисты. А потом нашлись: «Детей...» И вспомнилась байка о том, что после ссылки Пушкина в Пушкиногорье бегало множество кудрявых ребятишек... Впрочем, не об этом...

Первый фестивальный вечер в Большом концертном зале подарил псковичам абсолютно новую программу, яркую, насыщенную, интересную, не обошлось и без сюрпризов.
Открыла концерт Праздничная увертюра A-dur (соч. 96) Д.Шостаковича в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Музыка увертюры была написана композитором в 1954 году к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Интересно, что в Пскове она прозвучала в день проведения Псковской областной сельскохозяйственной ярмарки. Увертюра, начинающаяся  со звуков фанфар и завершающаяся бравурным финалом, широко известна благодаря телевидению, которое использовало ее в качестве музыкальной заставки.

Менее известен неискушенному слушателю прозвучавший далее Концерт № 1 Д. Шостаковича для фортепиано с оркестром, до-минор, ор. 35 (солист Д.Мацуев).

Если честно, предварительное домашнее ознакомление с этим произведением вызвало простую человеческую реакцию: «Не нравится мне Шостакович, что же я буду делать на концерте полчаса?»

Откуда же было мне знать, что понравится? Живое исполнение выявило все то, что было недоступно в записи, то, о чем пишут музыковеды: «В медленной элегии Шостакович возводит в «перл создания» вальс, точнее его современную бытовую разновидность - вальс-бостон. Но, словно стесняясь открытого выражения чувств, композитор «прячет» лиризм в складках антиромантических одежд. По-бетховенски строгую главную тему первой части оттеняет «легким жанром», а в финале брызжущие юмором цитаты из фортепианной сонаты Гайдна и рондо Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша» сочетает с одесскими песенками и кабаретными мотивами». Оркестр играл на одном дыхании, как единый организм, послушный творческой воле дирижера, воле, способной преобразить мир. По словам Юрия Башмета, «каждый концерт - это праздник, импровизация в данный момент, полет. Ты становишься лучше, чем ты есть, окружающие тебя -тоже». Но от хулиганства «первый альт мира», Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР и  Государственных премий России все же не удержался: перед антрактом исполнил с Денисом Мацуевым в четыре руки джаз-версию «Подмосковных вечеров». А на бис во втором отделении оркестр порадовал зрителей веселой заводной композицией «Тико-Тико» (С.Абреу). Пофестивалили мэтры. Кстати, Юрий Башмет первый раз выступал в Пскове (будем надеяться, не последний).

Во втором отделении прозвучала волшебная музыка Чайковского. Отдельное Спасибо Вам, господа музыканты, за слезы, пролившиеся во время исполнения анданте. Псковичи настолько завороженно слушали Пятую симфонию, что даже не попытались по своему обыкновению поаплодировать между частями. И еще для поборников чистоты жанра: телефоны у всех были отключены. Ну, почти. У кого-то сработал будильник в середине второго отделения. А больше - никаких замечаний. И цветов было много, и вежливые все, и в гардероб ринулись не сразу. Просто молодцы! Не подвели Дениса Мацуева, сказавшего о псковской публике самые теплые слова. 

И ведь действительно - лучше мы стали. Хоть на два часа, но стали, а есть вариант, что и «на подольше»... В конце концов, впереди еще два дня прекрасной музыки, праздника и чуда. 
P.S: И все бы хорошо и мило, да только не выходит из головы невинный, казалось бы, вопрос - что же все-таки мы производим в Пскове?

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 109 человек
Сюжет: Фестиваль «CRESCENDO» Сrescendo завершилось чествованием меценатов фестиваля Денис Мацуев: Очень жаль, что фестиваль уже закончился Музыка не концентрируется только в Москве и Петербурге - участник «Crescendo» Crescendo: почувствовать себя в столице Продолжительными овациями публики завершился второй концерт фестиваля Crescendo в Пскове Рояль «Steinway» - это не роскошь, а творческая необходимость Crescendo: спасибо музыкантам за слезы... В Пскове открылся фестиваль Crescendo Юрий Башмет: Фестиваль Crescendo - это зерно духовного роста Денис Мацуев: 80% известных молодых исполнителей - выходцы из Crescendo Музыкальный фестиваль Crescendo откроется сегодня в Пскове В программу фестиваля «CRESCENDO» внесены изменения Завтра в Псков привезут рояль «Steinway & Sons» Билеты на фестиваль «Crescendo» можно приобрести за 500, 800 и 1200 рублей Прекрасный букет солистов ждет псковичей на фестивале «Crescendo» - директор филармонии БКЗ Псковской филармонии полностью отремонтируют к началу музыкального фестиваля «Crescendo» Программа фестиваля «CRESCENDO» в Пскове 24-26 сентября в Пскове пройдет музыкальный фестиваль «CRESCENDO»
Лента новостей