Билеты на второй день фестиваля «Crescendo» в Пскове задержались в кассе филармонии чуть дольше, чем на первый и третий. День без Мацуева и Башмета, тем не менее, собрал целый зал любителей классики, которым предстояло познакомиться с творчеством молодых талантов - Дениса Власенко, Алены Баевой, Сергея Антонова, Ирины Шишковой и Татьяны Маляровой.
Все солисты, представшие перед псковичами 25 сентября, выступали в сопровождении симфонического оркестра «Новая Россия», созданного чуть более 20-ти лет назад. Думаю, не стоит говорить об исполнительском уровне коллектива под руководством Юрия Башмета. А вот о мастерстве молодого дирижера Дениса Власенко, который дебютировал на фестивале «Сrescendo», хотелось бы сказать несколько слов. Размеренно, без нервно-резких движений и излишнего пафоса дирижер управлял оркестром и, как мне показалось, получал от этого невероятное удовольствие. Музыканты понимали его с полудвижения руки и полувзмаха палочки, что, безусловно, не осталось без внимания зрителей.
Открыл концерт Сергей Антонов - самый молодой за всю историю конкурса Чайковского обладатель первой премии по специальности «виолончель». В его исполнении псковичи услышали концерт-балладу для виолончели с оркестром русского композитора Александра Глазунова.
Три следующих произведения совместно с оркестром исполнила Ирина Шишкова, солистка Академии молодых певцов Мариинского, лауреат многих конкурсов в России и за рубежом. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова проникновенно была исполнена меццо-сопрано Ириной. До сих пор в голове кружатся слова: «Туча со громом сговаривалась: Ты греми, гром, а я дождь разолью…». Кстати, по сюжету, возлюбленный Снегурочки Лель исполняет свою песню под рожок, мелодию которого в оркестре заменяет кларнет.
В образе Жанны д'Арк, в который перевоплотилась солистка, Ирина исполнила один из лучших номеров оперы П. Чайковского «Орлеанская дева» - арию Иоанны. «Простите вы, холмы, поля, родные…» - с грустью прощается Иоанна с родными местами, чувствуя, что более не вернется сюда.
И последний образ, который попробовала молодая солистка на фестивале - Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе. Известные на слух каждому «Хабанера» и «Сегедилья» из произведения завершили первую часть концерта.
Еще два молодых таланта предстали перед зрителями во втором отделении. Выпускница Ростовской консерватории, лауреат международных конкурсов в России и за рубежом Татьяна Малярова на фестивале «Crescendo» выступила впервые. В ее исполнении прозвучал концерт для гобоя с оркестром До-мажор Андрея Эшпая, чья музыка и песни звучат более чем в полусотне отечественных фильмов.
Интродукция и рондо-каприччозо французского композитора Сен-Санса были исполнены оркестром с солисткой Аленой Баевой, чье имя также хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Перечислить все достижения скрипачки практически невозможно, можно лишь сказать, что играет она не на обычном инструменте, а на скрипке Антонио Страдивари, предоставленной фондом Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Такая честь выпадает далеко не каждому талантливому музыканту. Услышать необыкновенный звук скрипки Страдивари посчастливилось и псковичам. Воскресный концерт завершился Фантазией на темы из оперы «Кармен», отрывки из которой прозвучали в первом отделении.
Длительные аплодисменты прозвучали в адрес Алены Баевой, а затем всех солистов, дирижера Дениса Власенко и оркестра «Новая Россия». Псковичи тепло приветствовали молодых исполнителей и, конечно, не хотели отпускать их со сцены.
PS: Около гардероба один из зрителей произнес: «Приятно, что и в Пскове можно почувствовать себя, как в столице». Действительно, приятно. Тем более, что Псков - действительно столица, столица фестиваля «Crescendo».
Илона Васильева