Сегодня: Вторник, 12 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Топ-3 зимней обуви Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Масло со скидкой! Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Великие Луки - Псков. Театральный контекст

26.10.2011 13:34 ПЛН, Псков

Актерский Дневник  26.10.11.

18 октября на сцене БКЗ областной филармонии состоялись спектакли Великолукского драмтеатра - сказка братьев Гримм «Король Дроздобород» и комедия Оливера Голдсмита «Ночь ошибок». С одной стороны, весьма странно, а с другой показательно, что это знаковое событие культурной жизни никак не отразилось ни в одном псковском СМИ (скупые дежурные анонсы не в счет). Случай, когда информационный повод в упор не видят. Что ж, возможно, это их, журналистов, право, даже тех, кто считает себя обязанным держать в поле зрения жизнь псковской культуры. Но!

Король Дроздобород

Хотим мы того, или нет, театр занимает в жизни общества свое неотъемлемое место, или, как теперь говорят, свою «нишу», в которой его никто и ничто не заменит. И не замечать театра и тех сограждан, которые считают себя театралами, непозволительно ни одной власти - ни первой, ни четвертой. В противном случае слово «ниша» по отношению к театру  все чаще будет ассоциироваться с колумбарием, а общество перестанет быть полноценным.

Позавчера в Москве завершился VI съезд Союза Театральных деятелей России, в работе которого принял участие председатель псковской региональной организации СТД Юрий Новохижин. С приветствием к съезду обратился и губернатор Андрей Турчак: «…Скажу без преувеличения: для Псковской области театр, сценическое искусство представляют особую ценность. Именно поэтому, объединив усилия государственной власти и профессионального сообщества, мы приступили к широкомасштабным работам по реконструкции Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Кроме того, выделяются гранты на реализацию инновационных театральных проектов. Поддержка театров Псковского региона будет продолжена и дальше». Обнадеживает. Глядишь, не за горами времена, когда губернатор почтит своим присутствием и наши спектакли.

В прошлом месяце побывали и мы в Великих Луках, и тоже с дневной сказкой («Волшебное кольцо») и вечерней комедией («Страсти по-испански»).  Признаться, давно не работалось с таким удовольствием – при полном зале (на кассе аншлаг «Все билеты проданы) и на редкость доброжелательном зрителе. Необыкновенно располагает к себе и сам театр, согретый заботой и человеческим теплом – настоящий  театр-дом, куда хочется прийти и где, как и должно быть дома, чисто, уютно, красиво, - в этом немалая заслуга директора Жанны Малышевой. Перед спектаклем спустились в зал, прошли в фойе, невольно спрашивая себя: а как-то будет у нас после реконструкции?

Возвращаясь к спектаклям великолучан, скажу первое и главное: это – живой театр. Не могу сказать, что увиденные спектакли отличаются какой-то из ряда вон выходящей оригинальностью, но поставлены они главным режиссером Павлом Сергеевым довольно изобретательно, с добротной режиссерской фантазией, и достаточно крепко «держат» зрителя – и совсем юного, пришедшего на сказку, и вполне зрелого на вечернем спектакле. А было это непросто еще и потому, что концертный зал филармонии мало располагает именно к театральному общению сцены и зала, здесь спектакль в какой-то степени неизбежно превращается в представление. Но заполненный зал и полная самоотдача актеров сделали свое дело: поглядывая краем глаза на зрителей – и маленьких на сказке, и больших на комедии – легко было убедиться: есть контакт!

Есть и замечательные актерские работы. И прежде всего, хочется назвать Игоря Николаева. В сказке он Король-отец, в «Ночи ошибок» - мистер Хардкасл. Коненчно, я, как и каждый из нас, субъективен, но, помимо несомненного мастерства, в этих работах есть то, что, на мой взгляд, наиболее ценно в актере, - осмысленное существование на сцене, когда исполнитель знает, куда и во имя чего он идет с персонажем. Заразительно и с прекрасным чувством юмора сыграла миссис Хардкасл Александра Комолова, хотя задача перед актрисой стояла непростая. И в самом деле, как сыграть в одном человеке любовь к сыну и племяннице и в то же время необоримую жадность? Всё удалось: к всеобщему удовольствию – и миссис Хардкасл, и актрисы, и зрителей – победила любовь!

Удивило и порадовало, что среди коллег в Великих Луках много перспективной молодежи. Хотя и просматривается общая для двух наших театров проблема: из-за невозможности приглашать выпускников известных театральных школ (для этого нужны жилье и зарплаты), театры вынуждены сами готовить себе кадры, а то и привлекать актеров из самодеятельности, что, разумеется, не способствует повышению общего уровня актерского мастерства. В Великих луках при театре существует студия, а в Пскове, в колледже Искусств, выпустил актерский курс Вадим Радун. Но уровень такого обучения в любом случае не будет достаточен просто в силу отсутствия базы, которой располагают театральные институты. Поступив в театр, такие актеры предоставлены сами себе, дальнейшая их сценическая судьба зависит от способности самообразовываться, самообучаться на примере мастеров и собственных удачах и ошибках, а к этому способны далеко не все.

Король Дроздобород

Тем не менее, вполне достойно справляются со своими ролями и обаятельная Елена Владимирова (Принцесса в «Дроздобороде» и Кэтрин Хардкасл в «Ночи ошибок»), и Борис Ефремов (Дроздобород и Джордж Хэстингс), и Людмила Бортко (Констэнс Невилл). Очень понравился псковскому зрителю Виктор Шадрин, на пределе самоотдачи сыгравший Тони Ламкина, но здесь к слову «старался» напрашивается приставка «пере-», что часто напрочь выбивает актера из ансамбля: «Легче, легче!..» - так и хочется подсказать ему. Скажем, очень импонирует зрителю сдержанная манера существования на сцене Бориса Ефремова, но возникает ощущение, что актер слишком уж держится этой своей манеры, не решается отойти от нее, в то время как «шаг влево, шаг вправо» в профессии актера, т.е. готовность пробовать себя в любом качестве, только расширяет творческий диапазон. Запомнилась характерная роль Чарльза Марло в талантливом исполнении Дениса Осинина, который к тому же и сам ставит спектакли.

Не претендуя на подробный профессиональный анализ актерских работ, скажу только об оценке события, которая – по актерской школе – равна событию. «Проскакивание» событий, которые – коленце за коленцем – и выстраивают роль, теперь свойственно многим молодым актерам, и в нашем театре тоже. Но всегда есть примеры, где по оценкам роли выстроены на редкость чисто. Таковы обе работы Игоря Николаева, а в «Ночи ошибок» Дениса Осинина.

Великолучане любят свой театр, живущий полнокровно и насыщенно: готовит новые премьеры на Большой и Малой сценах, участвует в фестивалях, в том числе международных. Большим успехом стала поездка (после весьма жесткого отбора жюри) на фестиваль в Пекине моноспектакля «Макбет» Шекспира, поставленного и сыгранного Павлом Сергеевым, с чем его поздравил личным письмом Александр Калягин.

Ночь ошибок

Нельзя недооценивать (оценка события равна событию!) первые за последние несколько лет обменные гастроли двух наших театров, живущих в одном культурном контексте региона, в одном театральном пространстве. На прошедшем VI съезде СТД много говорилось о необходимости единой дирекции всех региональных и муниципальных театров для координации кадровой политики и гастрольной деятельности. Александр Калягин, вновь избранный председателем СТД РФ на следующие пять лет, как о большом прорыве говорил об одобрении и принятии минувшим летом Правительством РФ «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года», разработанной Союзом театральных деятелей  совместно с Министерством культуры России:

-  Главное, что удручало чиновников различных министерств, - сообщил съезду Калягин, - это, как обычно, тезис об обязательном бюджетном финансировании театров. Но мы обратились непосредственно к Председателю Правительства Владимиру Путину, и 10 июня 2011 года  Концепция была принята. Этот очень серьезный документ – я должен особенно обратить на это ваше внимание. Это своего рода идеология, условно говоря –наши заповеди. Концепция устанавливает правила, по которым мы будем в ближайшие годы взаимодействовать с органами власти и строить театральную жизнь, учитывая общественные интересы.

-  Приведу лишь две цитаты, - продолжил Калягин, - «Ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры». Важно,  что государство признает это. И далее: «Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов – объективная закономерность». Переведу на русский язык: государственное финансирование по объему должно расти быстрее, чем  собственные доходы театра. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. 

Теперь, согласно «Концепции» и постановлению съезда СТД РФ, предстоит принять долгосрочные программы развития театрального дела в каждом субъекте федерации, в каждом городе, где есть театр.

Надежда? Да – опять и снова – надежда. Беспокоит только, что расстояние между словом и делом в нашей стране никак не хочет сокращаться. Поэтому добавлю одно: поживем – увидим.

Вик. Яковлев

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31