Новости партнеров
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Дарование учит чести и бесстрашию

09.02.2013 16:35|ПсковКомментариев: 0

Актерский дневник ХХ Пушкинского фестиваля. День четвертый

Этот фестивальный день вполне можно было бы назвать пиром интеллекта, глубоких, остроумных и приманчивых рассуждений о творчестве, жизни и смерти, если бы… Если бы не сама жизнь – всегда непредсказуемая, постоянно от интеллекта ускользающая и его посрамляющая, жизнь с ее неотменимым требованием «полной гибели всерьез» (Борис Пастернак). Мне часто вспоминается, и теперь вспомнился опять один из персонажей Томаса Манна с его: «Нельзя сорвать с лаврового деревца искусства  ни один лист, не заплатив за него жизнью». Их, заплативших жизнью, в истории искусства ничуть не меньше, чем во всех вместе взятых святцах. Какой век ни возьми – встают имена и лица, решившихся идти до конца. Оглянешься лет на сто – Гумилев, Мандельштам… Оглянешься на двести – сразу «невольник чести» Пушкин.

В лабораторном докладе постоянного участника Пушкинских фестивалей, доктора филологии и замечательного пушкиниста, профессора Новгородского университета Вячеслава Кошелева «Приключения Белкина» речь шла о литературным масках, то бишь псевдонимах Пушкина и его современников. Не вдаваясь в подробности как всегда в высшей степени наблюдательного исследования профессора, скажу о том, на что особенно обратил внимание и что, как оказалось, стало предисловием ко всему фестивальному дню.

Придуманный Пушкиным Иван Петрович Белкин был «росту среднего, глаза имел  серые, волоса  русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». Ничего особенного, стало быть. Вот только помер почему-то на 30-м году от роду. Хотя «вел  жизнь  самую  умеренную,  избегал   всякого  рода излишеств; никогда не случалось мне видеть его навеселе (что в краю нашем за неслыханное чудо  почесться  может); к женскому  же  полу  имел  он  великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Иван Петрович оставил после себя известных пять повестей, обозначенных издателем как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»  и хронику «История села Горюхина», родного своего сельца.

Все сочинения Белкина написаны Пушкиным той самой болдинской осенью, когда карантин запер его, спешащего к невесте, в нижегородском имении отца. Впереди рисовалась жизнь семейная, размеренная, к которой он был уже вполне готов, и он думал и надеялся (или все же очень хотел надеяться?), что она вполне совместима с размеренным литературным трудом, который к тому времени становился главным источником дохода. «Здравый русский ум, коим является Белкин, не помеха быть гениальным писателем», - так, по мнению Кошелева, рассуждал тогда Пушкин. Однако, жизнь строит свои сюжеты. Через семь лет навязчивое ухаживание за его женой офицера-француза, женатого к тому же на сестре жены, т.е. по родственным параметрам свояка, приведет его к дуэли. Но это так, к слову.

Главным театральным событием дня и прямым продолжением разговора на Лаборатории стал вечерний спектакль основанного Владимиром Рецептором театра «Пушкинская школа» в им же созданном «Пушкинском театральном центре» в Санкт-Петербурге, по его же пьесе «Странные женщины» (режиссер Алексей Астахов). Пьеса по неоконченным произведениям Пушкина, как указано в аннотации, «выдвигает новый сюжет, но целиком построена на пушкинских текстах». Основой пьесы стали «Рославлев», «Гости съезжались на дачу», «Роман в письмах», «Египетские ночи». Зрители увидели чистый образец интеллектуального театра, черты которого, по утверждения Александра Чепурова (предыдущий докладчик) видны уже в театральных новациях Пушкина.

На чем же Рецептер, а за ним и режиссер, строит драматургию, кто с кем и ради чего в конфликте? На сцене двое. Уже в том, как автор называет действующих лиц, видна степень условности. Она: «Хозяйка дома, по имени и отчеству Наталья Гавриловна». Он: «Гость ее, чуть старше, по-видимому, литератор, которого иногда называют Алексеем Ивановичем». Т.е., он может быть литератором, но может и не быть, и звать его могут иначе. У нее тоже есть имя, но на первом месте все же «Хозяйка». Она Хозяйка, но готова в дорогу и намерена уехать «быть может, навсегда». Автор как бы сразу обозначает несущественное, призывая сосредоточиться на главном, а именно  на их, мужчины и женщины, отношениях.

Она настойчиво призывает его вспомнить «тот день», она настойчиво пытается вернуть его, вполне преуспевающего и довольного собой, к самому себе, к его, если угодно, теряющей себя во внутренних компромиссах и сомнительных богемных радостях личностной и человеческой полноте, к его способности любить. Она и сама уже почти не верит, что ей это удастся, потому и уезжает, потому и прощанье, но не оставляет усилий. И вот Гость уже растревожен, задумчив, он уже не тот, что вначале. Он вновь вспоминает, что любовь требует от человека всего, даже жизни, как и настоящее творчество «…не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Ключевыми становятся слова Клеопатры из «Египетских ночей»:

«Кто к торгу страстному приступит?

Свои я ночи продаю.

Скажите, кто меж вами купит

Ценою жизни ночь мою?»

Речь, в конце концов, идет о слове и деле, о готовности идти в любви до конца, о соответствии жизни художника его творческой проповеди. Клеопатра: «В моей любви для вас блаженство? Блаженство можно вам купить…» Но платить придется дорого, иначе – вязкое прозябание фарисейства. И снова на памяти Пастернак: «Дарование учит чести и бесстрашию, потому что оно открывает, как сказочно много вносит честь в общедраматический замысел существования».

Снова порадовался за актеров Рецептера, которых фестиваль помнит еще начинающими студентами его пушкинского курса. Марина Канаева и Денис Волков ведут свои роли умно и горячо. Не слишком ли однообразна Хозяйка в преддорожной своей сосредоточенности? Но это уже вопрос к режиссеру. В целом же они справились с задачей достойно. Они научились и, конечно же, продолжают учиться существовать и думать на сцене,– так, чтобы, по выражению их учителя, слова бежали за мыслью, а не наоборот.

Конечно, спектакль содержательно непрост и требует подготовленного зрителя. Ну так готовьтесь, господа!

Вик. Яковлев

 

 
опрос
Каким должен быть проектируемый «Народный парк» в Пскове (в границах берега Великой, застройки по ул. Подвишенской, ул. Кузбасской дивизии и стадиона «Электрон»)?
В опросе приняло участие 864 человека
Сюжет: XX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль Спектаклем об ответственности власти и народа завершили ХХ Всероссийский Пушкинский фестиваль в музее-заповеднике «Михайловское» Спектакль «Руслан и Людмила» закрыл XX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове В Святогорском монастыре прошла заупокойная служба об «убиенном болярине Александре» По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает - режиссер Марина Брусникина День памяти Александра Сергеевича Пушкина отмечают в Псковской области Дарование учит чести и бесстрашию Пушкинский театральный фестиваль благодарен псковичам за преданность – Наталья Бржозовская За круглым столом ХХ Пушкинского фестиваля театральные критики достаточно строго оценили показанные в Пскове спектакли «Странные сближения» увидели сегодня псковичи Фестивальный спектакль Вологодского театра кукол заставил вспомнить о восьмом чуде света О литературных масках и литературных играх шла речь на заседании творческой лаборатории пушкинского фестиваля Театр Пушкина и национальное самосознание Свою версию прочтения романа «Евгений Онегин» представили фестивальной публике студенты Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства С мертвой царевной познакомил зрителей Пушкинского театрального фестиваля театр из Москвы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». ФОТОРЕПОРТАЖ Аукцион пушкинских проектов в рамках театрального фестиваля предлагает проводить профессор Александр Чепуров Взаимное тяготение музея и театра - примета нынешнего времени - директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов О русском театральном самосознании размышляли сегодня на заседании творческой лаборатории Пушкинского фестиваля «Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ли нам равно…» «Пушкинский концерт» театрального фестиваля представил псковским зрителям новые имена и таланты Избранную лирику русских поэтов представил в своей фестивальной программе заслуженный артист РФ Леонид Мозговой Пушкинского «Бориса Годунова» исследователи увязали с «законом Димы Яковлева» Истинность страстей «Пиковая дама» с оживающими карлами, людьми-манекенами, самодвижущейся мебелью и прочей мистической жутью открыла театральную часть Пушкинского фестиваля в Пскове В Пскове торжественно открылся XX Всероссийский Пушкинский фестиваль В рамках ХХ Пушкинского театрального фестиваля открылась выставка «Я здесь, от суетных оков освобожденный…» Первое заседание творческой лаборатории театрального фестиваля завершилось выступлением о художественном пространстве Пушкинского Заповедника Владимир Рецептер познакомил псковичей со своими замечаниями о театре Пушкина Театр должен нести воспитательную функцию - актер Александр Безруков В Пскове начала работу творческая лаборатория ХХ Пушкинского театрального фестиваля Главный режиссер театра «На Литейном» относится к Пушкину с «уважительным хулиганством» У исполнителя роли Германа в «Пиковой даме» во время спектакля мистически выпадают линзы Псковичи увидят взгляд Пушкина на «Пиковую даму» Сегодня на Псковщине стартует XX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль Студенты и преподаватели филфака ПсковГУ примут участие в работе Пушкинского театрального фестиваля Выставка пейзажей Пушкиногорья откроется в первый день XX Пушкинского театрального фестиваля В круг докладчиков творческой лаборатории Пушкинского театрального фестиваля вошли руководители крупнейших пушкинских музеев В рамках XX Пушкинского театрального фестиваля покажут необычного «Онегина» Спектакль о человеке в руках судьбы увидят псковичи 5 февраля Афиша Пушкинского театрального фестиваля Мы становимся культурной столицей России на время Пушкинского фестиваля - Валентин Курбатов Билеты на Пушкинский театральный фестиваль будут стоить от 200 рублей Псковский театр вновь пропустит Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль В Пскове XX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль откроет спектакль «Пиковая дама»
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.