Сегодня: Пятница, 18 Августа    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Новая школа Пскова готовится к приему детей 1 сентября Шансон Руки вверх! Аренда Центр Бубновского теперь без выходных Scandinavia приглашает на «Черный четверг» Квартиры от муниципального застройщика Выставка «Здравствуй, школа!» Непогода нынче в моде Скидка в 3% всем вновь зарегистрированным пользователям Фестиваль «Лошадиное дело». Без масок и хлыстов Жаркие дебаты Псковские автосервисы выбирают запчасти из Интернет-магазина «Глэдис» Лучшая интерьерная печать в Пскове



Актерский дневник фестиваля. День третий. Моцарт и Сальери – два в одном

08.02.2011 10:16 ПЛН, Псков

На третий день фестиваля начала работу творческая Лаборатория Пушкинского театрального фестиваля, которую снова радушно принял актовый зал областной Научной библиотеки, украшенной, как и в первые фестивальные времена, большим портретом Поэта. О Лаборатории, как явлении уникальном, говорено много. В первую очередь – как о месте встречи науки о Пушкине и живого театра, их противостоянии и единстве, их, в конце концов, взаимообогащении. Сегодня труд «наведения мостов» взял на себя Сергей Фомичев, постоянный участник всех фестивалей, доктор филологии, профессор, главный научный сотрудник «Пушкинского Дома».

Псков

Уже с первых, предваряющих доклад, слов неизменного председателя Лаборатории Владимира Рецептора стало ясно, что началась подготовка к одному из главных событий XVIIIфестиваля – премьере «Гамлета» Шекспира, поставленного Рецептером в созданном им Санкт-Петербургском театре «Пушкинская школа».

«Слова, слова, слова…» назвал свой доклад Сергей Александрович, и, вновь удивляя сочетанием дара импровизации с научной доскональностью, рассказал о последнем, «каменноостровском» лирическом цикле из шести стихотворений, написанных Пушкиным в пору работы над третьим томом «Современника» летом 1836 года. В кружеве интереснейших параллелей и взаимосвязей, на которые Фомичев большой мастер, он обратил главное внимание на стихотворение «Из Пиндемонти». И доказал, следуя своей же давней гипотезе, что оно имеет основным источником не Пиндемонти, и не Мюссе, как всегда считали авторитетные пушкинисты, а именно Шекспира, ссылку на которого дает и сам Пушкин. Параллелей, по Фомичеву, и впрямь множество. Не вдаваясь в подробности его рассуждений, напомню только, что «Слова, слова, слова…», - ответ Гамлета на вопрос Полония «Что вы читаете, милорд?». А у Пушкина:

Недорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги,

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая Цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Всё это, видите ль, слова, слова, слова…

Вечером – спектакль «Директор театра» с мудреным подзаголовком «Классическое отравление по произведениям А.С.Пушкина, В.-А.Моцарта, А.Сальери» с участием трех известных народных артистов – Игоря Костолевского, Михаил Филиппова, Михаила Янушкевича, солисток Московского театра «Геликон-Опера» Марины Карпеченко и Инны Звеняцкой, камерного ансамбля «Petit Opera». Всё вместе – проект театрального агентства «Арт-Партнер XXI». По сути, антреприза, но уже успевшая нашуметь в Москве.

Странный это был спектакль. Постановщик, тоже народный артист России, Дмитрий Бертман давно слывет самым неожиданным и парадоксальным оперным режиссером. Как его только не «ласкали» в прессе, вплоть до «наш главный оперный хулиган», но самое популярное – «известный оперный провокатор».

Из классического «Моцарта и Сальери» Пушкина получился «Директор театра» Бертмана, - так называется одна из опер Моцарта. Главные герои – музыканты оркестра маленького театра, виолончелист (Костолевский) и скрипач (Филиппов), они же – Моцарт и Сальери. Вернее, то Моцарт, то Сальери, пушкинский текст – фразами, строками, отдельными словами – легко перепархивает от одного исполнителя к другому. Часть его влетает даже в уста директора театра (Янушкевич): «Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов», - говорит он, при этом деловито пересчитывая деньги (иронии – через край!). Все это перемежается доходящим до ярости спором двух примадонн, каждая из которых считает, что примадонна именно она. При этом они попеременно поют арии из опер Сальери и Моцарта – на разных языках. Словом, гении – все, включая директора, который, пока они спорят, кто гениальнее, всем этим оркестром и дирижирует.

Вероятно, главным режиссерским импульсом и была мысль о том, что в каждом из нас есть и Моцарт, и Сальери. И когда один из них подает отравленный бокал другому – выпивает его сам. Классическое отравление. Вернее, если быть предельно точным, - самоотравление, о чем и спектакль: уже готов думать, что ты Моцарт – тут и окажешься Сальери.

Что же касается вопроса о совместности гения и злодейства, сам режиссер в одном из интервью ответил совершенно определенно:

- К сожалению, наше время, да и вся история, доказывает, что да, совместны, – вот на эту тему и хотелось поразмышлять. Сумасшедший старик Сальери признавался, что отравил Моцарта, но история говорит другое. Есть замечательная немецкая книга, в которой приводятся факты: Моцарт писал доносы на Сальери – тот ведь был страшно популярен, собирал огромные залы, сама Екатерина Великая писала либретто для одной из его опер. У Моцарта такой популярности не было, Зальцбург в то время – как наш Урюпинск. К тому же Сальери писал по-итальянски и по-французски, а Моцарт по-немецки – немецкий не был языком высшего сословия. Кстати, как вам тот факт, что после смерти Моцарта его вдова отдала своего сына учиться у Сальери?! Наш спектакль – о едином поле, в котором существуют Гений и Злодейство, и как они, в конце концов, совмещаются...

Прекрасные актеры, сумевшие остаться органичными и убедительными в непростой, предложенной режиссером, форме, прекрасные голоса солисток «Геликон-Оперы», оркестрик живо звучит… И все же не оставляет ощущение, что Пушкиным опять – в который уже раз! – попользовались, дабы самовыразиться. А к Пушкину – право, он того стоит – надобно возрастать.

Вик. Яковлев

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
XVIII Пушкинский театральный фестиваль


 

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Loading...


Голосование

По вашему мнению, следует ли ужесточать наказание за подкуп избирателей на выборах?











Календарь

«« 2017 г.
«« август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31