Новости партнеров
Культура / Краеведение

Ночь в музее-усадьбе Н.А. Римского-Корсакова

22.05.2017 22:28|ПсковКомментариев: 0

Думаю, всем, кто оказался в Ночь музеев на усадьбе Н.А. Римского-Корсакова, в Любенске и Вечаше, несказанно повезло: когда ещё прямо на природе – удивительно неповторимой декорации! - можно посмотреть и послушать «Майскую ночь»?! Здесь всё воспринималось по-особому…

Изначально планировалось первую часть большого мероприятия – концерт «Времён связующая нить» - провести в гостиной Любенска, а вторую – оперу Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь»  - в Вечаше, на усадьбе и берегу озера Песно. Однако народу  собралось столько, что вместить его смог только концертный зал Вечаши. Но экскурсию по музею дали и почётным гостям (по Дому-музею Любенска - Кузнецова Ольга, по музею Вечаши – Валентина Васильева), приехавшим чуть раньше, и всей огромной честнóй компании, а уж в прогулках по паркам ограничений и вовсе не было – чистейшим воздухом все надышались вволю!

Сразу скажу: праздник состоялся исключительно благодаря спонсорству Грачёвой Ирины Викторовны, руководителя Санкт-Петербургской Общественной Организации  «Культурное сообщество “Русский Дом”», - это она «привезла» в псковскую глубинку  актёров петербургских музыкальных театров и студентов Консерватории.  

Открыл вечер Евгений Барканников, директор Мемориального музея Н.А. Римского-Корсакова «Любенск – Вечаша», а концерт «Времён связующая нить» вёл композитор Евгений Петров, профессор Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Звучали произведения И.-С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Листа, С. Рахманинова, Ф. Шопена, С. Прокофьева, К. Дебюсси, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Е. Петрова. Главным исполнителем  был Виталий Петров, ученик Средней специальной музыкальной школы при Консерватории (класс фортепиано проф. А.М. Сандлера). Однако этот ученик давно  титулован: Виталий – лауреат международных конкурсов, дипломант I Международного конкурса Дениса Мацуева (2013 г.), стипендиат, с 2014 г., Международного Благотворительного фонда Владимира Спивакова. Принимала участие в концерте и такая же юная скрипачка Анна Грибкова, с малых лет выступавшая в Малом и Большом залах Минской Государственной филармонии, а в 9 лет совершившая своё первое концертное турне в Италию.  Выпускница Средней специальной музыкальной школы Санкт- Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс С.М. Шальмана), с 2015 года Анна – студентка Консерватории (класс доцента И.В. Иоффа), постоянно выступает в различных концертных залах Северной столицы (Филармонии, Шереметевском дворце и др.). Принимала участие в Летней академии в Мюррене (Швейцария) и выступала в Легаси-холле в Каламбусе (штат Джорджия, США) – можно сказать, что и в Вечашу она попала «с корабля на бал».

Зрительский зал слушал молодых исполнителей затаив дыхание и, несмотря на насыщенную программу, хотелось продолжения: изголодались по классике, давно ставшей до села недоступной.

Вечер проходил по духовной нарастающей: с половины восьмого (вечера) нас начали покорять актёры музыкальных театров Петербурга сценами из оперы Римского-Корсакова «Майская ночь» (либретто автора по одноимённой повести Н.В. Гоголя) – ставили 1 и 3 действия, причём декорацией для первого служил Дом-музей, сценой – его веранда и площадка перед домом; третьего – берег озера Песно. Главные герои – Левко, Ганна, Панночка и Голова, - а также хор из парубков, девушек, десятских и русалок – это солисты музыкальных театров, в основном – выпускники Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Чувствовалось, что здешнее раздолье им тоже пришлось по душе.

Благодарные зрители – жители Луги, Плюссы, Великого Новгорода, соседних деревень (в основном дачники), была замечена одна машина из Нижнего Новгорода и мы, трое псковичей… Знакомство с Вечашей и Любенском для многих оказалось приятной неожиданностью и тут я вынуждена выразить глубокое сожаление, что мало кто из  псковичей  знает о существовании этого вдохновенного уголка, от большой дороги удалённого всего на 10 километров, - как говорится, совсем под боком.  

Так что же такое Мемориальный музей Н.А. Римского-Корсакова «Любенск – Вечаша»?

В Вечаше Римские-Корсаковы снимали дачу. Первое лето 1894 года композитор здесь   сочинил в черновике почти всю оперу «Ночь перед Рождеством» и задумал «Садко», которую «почти закончил» в следующее лето. «Лето 1898 года в милой Вечаше протекало  быстро за сочинением “Царской невесты”», так же быстро пролетело лето 1899 года за  сочинением «Сказки о царе Салтане»…  В 1904 г. Римский-Корсаков уехал на дачу  весной, и к концу июля закончил «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»  (по мотивам древних русских сказаний и романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах»).

В 1907 году Римские-Корсаковы снимают дачу в соседнем с Вечашей Любенске, тут же и выкупают её. Здесь композитор «необычайно быстро» работал над оперой «Золотой петушок» и 29 августа она была завершена в партитуре. В мае 1908 года, перенеся сильнейший приступ  сердечной астмы, Николай Андреевич уехал в Любенск. «Н.А. с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов… К концу дня (7 июня)… медленной размеренной поступью в сопровождении Михаила Николаевича (старшего сына) обошёл все свои любимые места в саду. Под вечер Николай Андреевич долго сидел на скамейке за воротами и смотрел на столь любимые краски заката. К ночи стало душно, надвигалась гроза. В начале третьего … начался сильный приступ удушья…. Послали верхового за доктором (за несколько вёрст). Наступило тревожное ожидание. В это время раздался короткий и сильный удар грома – молния ударила где-то совсем рядом, и вслед за этим послышался шум хлынувшего ливня. Через несколько мгновений Николая Андреевича не стало. Он скончался под утро 8 июня 1908 года…», - это выдержки из  очерка Т.В. Римской-Корсаковой, внучки композитора, «Любимые места Н.А. Римского-Корсакова» (см.: «Обитель дальная трудов и чистых нег». Очерки о Пушкине, Мусоргском, Римском-Корсакове и их окружении. Серия «Псковская земля: история в  лицах». М., 2008, с. 339 – 367). Татьяне Владимировне принадлежит заслуга в создании  музеев в Вечаше и Любенске: она, архитектор, является одним из авторов научной концепции их создания, автором предпроектных и ряда проектных работ по реставрации парка Любенска и восстановлению усадебных зданий, а также плана и оформления экспозиции. Кроме того, Татьяна Владимировна – автор книг «Детство и юность Н.А. Римского-Корсакова» и «Н.А. Римский-Корсаков в семье», брошюр «Усадьба Любенск» и «Усадьба Вечаша». Мне выпала честь несколько лет сотрудничать с нею (я неоднократно с 2000 года приезжала в Любенск, в дом Т.В., который она выстроила сама, и в Петербург) во время подготовки её очерка в мою «Обитель дальную…». А когда издание задерживалось, а в музеях не было путеводителей, мы решили издать её очерк отдельной книжицей «Мемориальный музей Н.А. Римского-Корсакова «Любенск – Вечаша», и я спокойна тем, что успела в декабре 2005 года привезти Татьяне Владимировне в Петербург столько экземпляров этой брошюры, сколько она пожелала. Мы планировали с  нею подготовить альбом обо всех трёх музеях Римского-Корсакова, своеобразной  летописи жизни и творчества композитора (Тихвин – Загородный проспект Петербурга – Любенск-Вечаша) и уже договорились с авторами, составили Оглавление, Татьяна  Владимировна подобрала новые иллюстрации; я нашла в Петербурге «посредника» для связи с сотрудниками всех трёх музеев, которая несколько раз встречалась с Татьяной Владимировной и понравилась ей своей деловитостью и заинтересованностью, однако этим планам не суждено было сбыться… Трудно и Вечаше с Любенском без Т.В. Римской-Корсаковой – в знак благодарности в Вечаше одна из комнат посвящена Татьяне Владимировне.

Тамара Вересова Фото автора.           

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 15 человек
Лента новостей