Новости партнеров
Культура / Краеведение

Человек Ренессанса из Пскова уже в Америке, Англии и Италии...

04.12.2017 20:11|ПсковКомментариев: 0

Он прогулялся и по российской столице, но в родном городе его принимать не торопятся…

В московском издательстве «Старая Басманная» в серии «Русская Италия» вышла книга Вересовой Т.В. и Талалая М.Г.(Милан) «Человек Ренессанса. Художник Николай Лохов и его окружение» (318 стр., тираж 300 экз.). Первая ее презентация состоялась 26 сентября в Заиконоспасском монастыре столицы (ул. Никольская, 7/9), где уже год проходят традиционные краеведческие «Встречи на Никольской» (19 лет они проводились в Историко-архивном институте РГГУ, на Никольской, 15). Все «Встречи» проходят под бой курантов Спасской башни Кремля и звон колоколов Казанского собора, расположенных неподалеку, что придаёт нашим мероприятиям особую торжественность и значимость. Книгу представлял лишь один ее автор – Тамара Вересова. В конце октября Михаил Талалай был приглашён в Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына на Международную конференцию «1917-й год и русская эмиграция», и хотя судьба Николая Лохова вполне вписывалась в тематику конференции, да и биография его была восстановлена во многом благодаря фондам Дома Русского Зарубежья, рамки уже сформированной программы не позволили нам «вклиниться» с «Человеком Ренессанса». Однако 26 октября Михаил Талалай провел презентацию в Доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке – обстоятельства не позволили мне поехать в Москву…

24 ноября журналистом Андреем Трубецким (в серии «Русская Италия» выходила книга о его предке «Паоло Трубецкой: скульптура и генеалогия. К 150-летию со дня рождения») была организована передача на Радио «Москва» - беседу в студии о Николае Лохове вели Ирина Кленская и Тамара Вересова.

Книга была отослана тем, кто помогал ее готовить: в первую очередь, в США Алексею Евгеньевичу Климову (сыну художника Евгения Климова, чей подарок Пскову – мозаичная икона «Троица» - украшает сейчас нишу Троицких ворот Крома), живущему в Покипси штата Нью-Йорк, и в сам Нью-Йорк – библиотеку им. Генри Фрика, где находятся работы Лохова, и в Музей им. Генри Фрика при Питтсбургском университете, где для 23 работ Лохова в 1965 году была выстроена специальная галерея. И в Великобританию – в Русский архив Лидса, где в фонде Эрика Прена хранится, можно сказать, вся судьба гениального русского художника, сохранившего для потомков шедевры итальянской живописи эпохи Ренессанса. Конечно, самым дорогим подарком книга стала для внука художника, живущего в Милане, - ее подарил Николо Кручани Михаил Талалай. Эпизод передачи подарка запечатлен на фото, при этом расчувствовавшийся Николо просил передать (запись переслали): «Спасибо большое. Я очень-очень рад за это. Я думал, что память моего деда и моей бабушки исчезла. На самом деле не так – мне это очень-очень приятно. Мне очень жалко, что я не могу приехать в Псков из-за состояния здоровья. Но я очень-очень благодарен всем тем, кто работал над этой книгой. Правда... Сердечно обнимаю. Спасибо!».

Михаил Талалай и Николо Кручани, Милан, ноябрь, 2017 

Михаил заверил Николо, что после выхода этой книги имя Николая Николаевича Лохова станет известно русским людям и вернется на Родину. Сейчас Николо и Михаил готовят фильм – специально к предстоящей в Пскове презентации «Человека Ренессанса» и открытию ему мемориальной доски на здании школы №1… Книга богато иллюстрирована фотографиями Лохова исключительно благодаря Николо Кручани.

Алексей Климов, приветствовавший идею издания книги и, пожалуй, больше кого бы то ни было принявший участие в пополнении ее документальными свидетельствами, на ее получение откликнулся моментально: «Спешу вам сообщить, что почтальон принес «Человека Ренессанса» и что я уже несколько часов эту прекрасную книгу рассматриваю. Во-первых, поздравляю сердечно! Я искренне рад, что смог каким-то образом помочь столь необходимому процессу возвращения «из небытия» такого поистине титанического подвижника, каким был Николай Лохов. Книга получилась очень и очень внушительной. Вы называете её «первой ласточкой» и, конечно, очень многое в судьбе Лохова и его работ остается пока не известным, но с выходом книги произошёл огромный сдвиг. Отлично получились все репродукции, что меня особенно порадовало…».

Так кто же он, этот «человек Ренессанса»? Специалисты могут найти о нем информацию в справочниках о художниках Русского Зарубежья, но она скудна и в большей степени содержит неправдоподобные сведения. Произошло это потому, что никто не занимался биографией Лохова, а в России он был попросту забыт, как только ушли те, кто некогда давал ему задание работать на искусство Отечества и эту его работу оплачивал. Однако главную роль в его судьбе сыграла Первая мировая война и последовавшая за ней революция.

Николай Лохов родился в октябре 1872 года в известной купеческой семье – на многочисленных видовых открытках начала ХХ века можно видеть и дом Лоховых на углу улиц Плоской и Великолуцкой, и их магазины. Учился в Губернской гимназии. В 1900 г. студентом выпускного курса физико-математического факультета («по естественному разряду») Петербургского университета был выслан в родной город под особый надзор полиции: являлся зачинщиком студенческих выступлений, состоял в Социал-демократической рабочей партии и Союзе борьбы за освобождение рабочего класса. Еще в Петербурге подрабатывал рисунками и живописью, публикуя их в столичных иллюстрированных журналах, а его политические карикатуры печатались в газете «Рабочая мысль». Считался вторым, после Ленина, революционером-партийцем, но резко разошелся с ним во взглядах, еще будучи в Пскове (Ленин прибыл в Псков из сибирской ссылки в марте 1900 г.): экономические требования рабочих считал главными, Ленин – политические.

Обманул полицию: вместо Астрахани, куда он ссылался на четыре года, проследовал в Полтаву за своей соратницей Марией Сизаревой, тоже ожидавшей приговора в своём родном городе. Перешли границу и оказались в Женеве, где выпускали журнал «экономистов» «Рабочее Дело» (типография была в Женеве, редакция – в Париже). В 1901 г. создаёт политическую карикатуру «Мы властвуем над вами» («Пирамида социализма»), которую «перефразируют» даже американцы и которая публикуется в советских школьных учебниках истории. В 1902 году окончательно решает порвать с политикой – в это время в парижском Лувре он делает первые копии и очень быстро приобретает на этом поприще славу. В 1905 году царская амнистия позволяет семье вернуться в Россию – Лоховы (с сыном, рожденным в Париже) возвращаются в Псков.

Николай Лохов с сыном. Из архива Н. Кручани

Николай Николаевич в Петербурге входит в художественные круги, работает с западноевропейскими шедеврами в Эрмитаже. Н.К. Рерих устраивает выставку его работ в Обществе поощрения художеств… В 1907 г., имея сертификат Академии художеств, Николай Лохов снова в Париже – выполняет заказы Эрмитажа, а с 1910 года – московского Музея изящных искусств, для которого, по договору с И.В. Цветаевым, обязуется выполнить 70 копий произведений мастеров раннего итальянского Возрождения. В Музее Цветаева для работ Лохова готовится отдельный зал – его работу финансирует В.В. Якунчиков. В 1911-1912 годы Лохов выставляет в Музее 9 своих работ – отзывы о них маститых художников самые восторженные. Кроме того, читает лекции по искусству. В 1913 году умирает Цветаев, в 1914 году начинается Первая мировая - Лоховым не на что даже вернуться на Родину. В 1916 году умирает Якунчиков, вдова его пытается пересылать Лохову деньги, но с началом революции платежи из России прекратили поступать… Но, несмотря ни на что, он продолжает неистово трудиться. К середине 30-х выполнено около 40 репродукций. Метрополитен-музей предлагает выкупить их за миллион долларов, однако Лохов предпочитает верность данному обязательству. И лишь позднее находит выход - делает две копии одновременно: одну – в коллекцию для Москвы, другую – на продажу, а заказов поступает много, особенно от американцев…

Абсолютное признание необыкновенного, выдающегося дара копииста к Лохову приходит еще в конце 10-х, а в начале 20-х годов русского художника в качестве знатока и консультанта итальянского искусства приглашают в Париж, а Правительство Италии именно ему, единственному, доверяет реставрацию (по сути – спасение) росписей своих знаменитых соборов (Флоренция, Падуя, Ассизи, Венеция…). И в 20-е годы его работы уже имеют музеи и храмы, частные коллекционеры Австралии, Америки, Бельгии, Дании, Голландии, Великобритании, Франции, Италии, Люксембурга, Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции… Рафаэль, Беллини, Фра Анджелико, Боттичелли, Карпаччо, Кастаньо, Тициан, Джотто, Мазаччо, Мартини, Гирландайо, дела Франческа, Тинторетто, знаменитые фламандцы…

А что же родное Отечество? До последнего Лохов надеялся, но в середине 40-х ему уклончиво ответил И.Э. Грабарь, а после 1948-го, уже вдове художника, - откровенно: в «изумительных по совершенству» копиях Лохова музеи России не нуждаются… И в 1959 году коллекция Николая Лохова у его семьи была приобретена для Музея (Дома искусств) им. Генри Фрика при Питтсбургском университете. Несколько лет я пыталась отыскать в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина след привезенных Лоховым работ, но удалось это лишь в январе этого года: оказалось, что ещё в 1939 г. они были переданы в Палех и московскую Строгановку. Эрмитаж и Академия художеств очень быстро на мое письмо ответили, что ничего лоховского они не имеют… Однако в книге иллюстрируются репродукции Лохова, находящиеся в Музее Художественно-промышленной академии им. Строганова.

В октябре текущего года в Петербурге вышел из печати набор плакатов («Плакаты революции»), где мы можем видеть и карикатуру Н.Н. Лохова «Пирамида социализма». Другие его живописные работы и политические карикатуры ещё предстоит искать. Познакомиться с книгой «Человек Ренессанса. Художник Николай Лохов и его окружение» можно пока лишь в Краеведческой библиотеке им. И.И. Василева и ГАПО. Кроме судьбы нашего земляка в книге содержится новый материал о художниках Евгении Климове и Эрике Прене и впервые публикуются их работы, отражающие природу и исторические памятники Псковского края.

Тамара Вересова  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 236 человек
Лента новостей