Новости партнеров
Культура / Рецензии

Маньяк на семерых или Не плюй в воду с моста

12.10.2010 19:42|ПсковКомментариев: 2

Старый добротный триллер имеет свои строгие законы, и один из них: в триллере не должно быть голливудских звезд. Главное качество настоящего ужастика – убедительность. Чтобы дрожать и ужасаться, зрителю нужно погрузиться в саспенс с головой. Зритель не должен отвлекаться на внеэкранные подробности. А как уверовать в маньяка, если он имеет лицо, к примеру, Тома Круза?

Киношную условность никуда не денешь, но лучше, если Потрошитель внешне обезличен, напоминая всех голливудских актеров сразу. Еще лучше, если злодей вообще скрыт за маской чучела, и разделен на семерых подростков, как в новом триллере Уэса Крэйвена «Забери мою душу». Режиссер, когда-то поставивший «Кошмар на улице Вязов» и три части «Крика», знает, как закошмарить.

Итак, некто Абель Пленков наводил ужас на городок, выпуская кишки из своих жертв складным ножом с надписью «месть», и даже не подозревал об этом. Папаша страдал расщеплением личности и разговаривал сам с собой на два голоса, добрым и злым, пока личный психоаналитик не раскусил пациента, и не вызвал по телефону полицию. Но было поздно, Абель успел пустить кровянку своей беременной жене, и уже подбирался к маленькой дочке, когда пуля полицейского сразила его на пол, как это и предписано триллеру, не совсем мертвым.

Наш изрешеченный пулями психопат еще несколько раз внезапно воскреснет, настигая окружающих, и по пути в больницу сгорит на опушке леса в машине скорой помощи. В момент его гибели в городке Ривердейл родится сразу семь детей (одного, Бага, вынут из утробы уже мертвой матери), и по преданию душа маньяка должна будет поселиться внутри одного из родившихся малышей. Так триллер превращается в детектив, и зрителю предстоит вычислить, в ком из семи подростков поселился злобный Потрошитель.

В шестнадцатый день рождения все семеро подростков собираются у обгоревшей машины для странного ритуала: символически проколоть чучело маньяка ножом, чтобы тот якобы никогда не вышел из реки. Однако мальчик Баг (который пока не подозревает, что он и есть сын маньяка), испугавшись, не завершает традиционный акт возмездия, а это значит, что маньяк начинает действовать. Пружина фабулы запускает, по выражению одного из подростков, «страх и трепет». Этот подросток верит в бабушкину сказку, что если плюнуть в воду с моста, то никакой маньяк из водоема не выйдет. Однако бабушка оказалась не права, и страшила, воткнув нож в жертву, выкидывает свежий труп в реку.

Баг, подобно его несчастному папе, страдает от шизофрении, то есть имитирует речь одноклассников и галлюцинирует то в школе, то дома, видя в зеркалах своих убиенных одноклассников. Вроде бы по всем раскладам он и есть главный претендент на роль возродившегося маньяка, и режиссер делает все, чтобы убедить зрителя в этой версии, но так ли это на самом деле?

«Забери мою душу» не лишен иронии и даже слегка пародирует другие творения Крэйвена: мотив возвращения маньяка в маске и с ножом повторяет явления в кадре Фредди Крюгера, а подростковые разборки в одноклассников в школе и на улице с ритуальным предложением «отсосать в подворотне» - напоминают сразу дюжину молодежных триллеров. Мессидж фильма прост: молодежи в Америке нечем заняться, кроме как завалить трупами одноклассников ближайший лесок, зацепив ненароком, - так, под руку попались, - маму лучшего друга и полицейского.

Убедив зрителя в том, что он был и остается непревзойденным мастером саспенса, наследником великого Хичкока, Уэс Крэйвен не дает забыть, что триллер – это такая игра, терапия и постмодерн одновременно, поэтому не стоит относиться к увиденному на экране слишком уж всерьез.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 237 человек
Лента новостей