Новости партнеров
Культура / Рецензии

Сеанс в дурдоме профессора Воланда

30.01.2011 18:42|ПсковКомментариев: 24
 Псков

Аляповатая афиша «Московского независимого театра» с Иваром Калныньшем в роли звезды пахла рвотным, от нее так и разило дурновкусием. Антреприза, базирующаяся, вопреки названию, вовсе не в Москве, а, если верить вездесущим блогерам, где-то под Полтавой, не могла не вызывать сомнения. К тому же в памяти еще хранились слегка пожухшие впечатления от бездарного бурлеска «Собачье сердце» с Валерием Золотухиным, устроившим бездарный бенефис самому себе, помеченный все той же дешевой антрепризной печатью «Московского независимого театра».

Название спектакля по легендарному роману Михаила Булгакова, однако, интриговало - «Мастер и Маргарита». Пусть антреприза, пусть «чёс по Мухосранскам», но было любопытно, как режиссер (заявленный на афише Валерий Белякович) распорядился уникальным литературным материалом, вдохновляющим отечественных мастеров сцены и кинематографа, и на что способны артисты из «сборной солянки». Вдруг произойдет чудо, и предстоит узреть нечто потрясающее?

Чуда не случилось, но и отрыгивать желчью, слава Богу, не пришлось, ибо псковский зритель, отнюдь не избалованный пестротой гастрольной афиши, в очередной раз убедился, что и антреприза может быть вполне добротным художественным продуктом. Добротным, если говорить о спектакле в целом, а местами - просто блестящим.

Поставить «Мастера и Маргариту» мечтают многие режиссеры, уж очень сценичны тексты Булгакова, даже, казалось бы, сугубо повествовательные, а булгаковский фирменный «эффект присутствия» так и просится на сцену или на экран.

Вопрос только в том, как именно организовать многослойную, словно сельдь под шубой, начинку романа, как организовать и синтезировать на одной сцене гротескно-сатирические, в стилистике Ильфа и Петрова, страницы текста с историей любви и фантастическими сценами в духе мистического триллера?

Режиссер предложил если не единственно возможный, то весьма убедительный ход: считать сцену театра имени Пушкина эстрадной площадкой варьете, на которой профессор Воланд дает свои сеансы черной магии. Зрители, опьяненные гипнозом дьявольской труппы, должны поверить увиденному, оказываясь то в стенах психбольницы, то на допросе прокуратора Иудеи Понтия Пилата, то в каморке Мастера, то на балу Сатаны, то в потустороннем пространстве, где отравленные Мастер и Маргарита обретают Вечность.

Прием присутствия в инфернальном варьете оправдывает как неизбежную фрагментарность спектакля, построенного как фейерверк эстрадных номеров и драматических эпизодов, так и смену масок (актеры играют по несколько ролей), и когда Миша Берлиоз в исполнении Виталия Крапивы вдруг превращается в доктора Стравинского, затем в Первосвященника и, наконец, в кота Бегемота, то это не раздражает (мол, ничего не поделаешь, антреприза!), а вписывается в общую концепцию трагикомического карнавала, который разыгрывают участники сатанинской труппы.

Так же, как и кот Бегемот, демон безводной пустыни Азазелло превращается в персонажа магического шоу - поэта Ивана Бездомного (Андрей Бута), черт Коровьев - в Понтия Пилата (Ивар Калныньш), а Иешуа - в Мастера и обратно (Владимир Филатов).

За этими метаморфозами увлекательно наблюдать, тем более, что все выше названные актеры отрабатывают свои номера с редким для псковской сцены вдохновением и профессионализмом.

А Воланд в интерпретации Евгения Сокольченко и Гелла в исполнении Елизаветы Кибкало, почти постоянно присутствуя на сцене своего варьете, как бы обслуживают представление, не позволяя ему распасться на череду отдельных артистических выходов, пусть и блестящих, причем делают они это мощно и убедительно.

Разумеется, постановка не лишена недостатков, среди коих, во-первых, выглядящая несколько бледновато на фоне остальных Маргарита (Татьяна Маркус), но подчеркну - исключительно на фоне артистических удач других участников воландовой антрепризы, а во-вторых, некоторые вольности с либретто сценической версии романа, если не сказать, отсебятина, которая способна опошлить замысел Булгакова.

Авторов прощает жанр, обычно называемый «по мотивам», где даже некоторые несуразности (скажем, Иешуа поначалу предстает в образе своего рода этакого «Раздолбая Ивановича») вполне оправданы, вплетаясь в общую атмосферу популярно фарса с танцами и спецэффектами, озвученного зажигательным свингом и темой из саундтрека знаменитого фильма Алана Паркера «Сердце Ангела».

Именно в этом жанре, как сугубо эстрадное шоу, безупречно и не без вдохновения отработанное каждым из артистов, с неожиданными взлетами на непостижимый метафизический этаж, и принял спектакль псковский зритель, по обычаю не поскупившийся на бурные и продолжительные аплодисменты.

Только на этот раз аплодисменты совсем не казались лишними.

Саша Донецкий

 

 
опрос
Каким должен быть проектируемый «Народный парк» в Пскове (в границах берега Великой, застройки по ул. Подвишенской, ул. Кузбасской дивизии и стадиона «Электрон»)?
В опросе приняло участие 789 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.