Сегодня: Вторник, 12 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Масло со скидкой! Топ-3 зимней обуви «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Доверие клиентов TeleTrade Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Европа Плюс бьет рекорды Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Политобзор: Про псевдодебаты, «волков позорных» и незамеченные выборы

24.11.2011 18:12 ПЛН, Псков

Пройдет несколько лет, многое забудется - и какой-нибудь пытливый ум из числа студентов ПсковГУ при подготовке работы с по-университетски заумным названием, ну вроде такого «Информационно-аналитическое освещение избирательных кампаний в СМИ Псковской области в начале 21-го века» при написании главы о выборах-2011 столкнется с большим затруднением. Ибо после знакомства с записями телепередач, материалами интернет-сайтов и подшивками газет ему впору будет решиться на формулировку а ля чиновник Пушкин о прожорливой саранче, которая «летела-села-все съела-улетела»:  написать  что-то, кроме констатации того  факта, что псковские СМИ в массе своей выборы 2011 года не заметили, будет непросто.

Если не принимать в расчет размещаемые в СМИ агитационно-пропагандистские материалы от самих партий и кандидатов, то следует сделать однозначный вывод: выборов в абсолютном большинстве псковских СМИ по сути дела нет.  Ни собственных аналитических статей, ни интересных репортажей, ни интервью с кандидатами - ровным счетом, НИ-ЧЕ-ГО, что заслуживало бы внимания и вызывало желание поаплодировать автору. Это странно, поскольку прежде региональные масс-медиа изводили тонны чернил на описание кандидатских войн, сравнивали предвыборные программы и состязались друг с другом в изобретательности, балуя читателя-избирателя  находками, расследованиями и, чего греха таить, некогда столь популярным у нас «мочиловом». На этот раз ничего подобного не произошло. В чем причина? Почему избирательная кампания так тускло отражается в зеркале СМИ, в связи с чем наблюдатели уже заключили: выборы, как часть медийного процесса, умирают?  

Елевидение

Потенциально одной из самых ярких составляющих избирательной кампании в Псковской области могли стать передачи в эфире областного телевидения.  Относительно большая зрительская аудитория, широкий географический охват, достаточный штат сотрудников, готовность кандидатов участвовать в программах - все это позволяло делать прогноз: скучно на псковском ТВ этой осенью не будет. К тому же в прежние годы накануне народного голосования именно телевизионщики – как приезжие «телекиллеры», так и доморощенные «звезды» – добывали эксклюзив, «разукрашивали» выборы, делали их понятнее и интереснее для избирателя.

Но – не вышло в этот раз. Нет ни информационно-аналитических программ,  ни регулярных журналистских материалов о ходе кампании, ни «трибуны», с помощью которой избиратели могли бы высказывать свое мнение.   Выборы-2011 в эфире областного телевидения свелись к унылым полуденным дебатам кандидатов-представителей партий. Мало того, что время для встреч выбрано крайне неудобное (кто с двенадцати до часу дня в будни находится у экрана?!), так еще и сама форма вызвала нарекания у кандидатов, и зрителей. «Дирижеров» дискуссий в телестудии критикуют за «никакую» организацию, непродолжительность времени для выступлений каждого кандидата, непонятный участникам принцип определения тем обсуждения и т.п. Интересно, что оппозиционеры усматривают за сценарием дебатов заговор и тут же обличают происки своих конкурентов из партии власти. Однако при этом следует отметить, что единороссы смотрятся в ходе дебатов ничуть не лучше своих оппонентов и вынуждены отбиваться от нападок. Вопреки слухам о том, что региональная власть достигла договоренностей о взаимном ненападении с руководителями отделений нескольких оппозиционных партий,  местные жириновцы и мироновцы в выражениях в адрес ЕР не стесняются и «отжигают по полной».

Кроме того, при просмотре дискуссий все время не покидает ощущение, что при подборе дебатеров партии руководствовались какими-то своими, не вполне очевидными для окружающих, мотивами, а сами участники практически не готовились к встречам с соперниками и телезрителями. Так что не удивительно, что многие называют действо в прямом телеэфире «псевдодебатами».

В целом коллектив областного телевидения фактически проигнорировал выборы – возможно, из-за опасения сделать что-то не так, и руководствуясь известным принципом «Как бы чего не вышло». Пример центральных каналов, на которых избирательной кампании уделяется значительно больше внимания, присутствуют собственные качественные сюжеты о заявлениях и телодвижениях кандидатов, псковских телевизионщиков, увы, не вдохновил. В Пскове все свелось к примитивным формам, сделать что-то интересное, похоже, даже не пытались.

«Губернские» и «губернаторские»

Откровенное разочарование ждало и читателей местных газет. Битв титанов мысли там нет, редакционные перья на кандидатов не возбуждаются, все уныло и однообразно.

Из общей массы имеет смысл выделить несколько изданий, которые занимают четкую позицию по отношению к участникам выборов.

Во-первых, это «Псковская губерния», которую редактирует лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг. Издание, и ранее не замеченное в симпатиях к правящему режиму, в течение этого года неизменно повышало градус оппозиционности. В последних номерах там все уже «кипит» и «булькает». Интеллигенты срываются на вопли: «Лицемеры!» - и не утруждают себя аргументацией даже при «убийственных» заявлениях о том, что в такой плачевной ситуации партия власти еще не находилась, и вообще такого недоверия и даже ненависти к ней не было еще никогда (статья «Сдаемся!»).

Тут надобно напомнить, что «ПГ» с момента своего возникновения позиционировалась, как газета для умных. Именно их информационный голод утоляли публикации и штатных авторов «Губернии», и в особенности аналитические материалы АПИ «Навигатор». Однако в последнее время на смену достаточно объективным и взвешенным статьям все чаще приходят чересчур эмоциональные и тенденциозные памфлеты. И это, конечно, расстраивает. Причем, в худших проявлениях это выглядит как зеркало примитивной пропаганды столь нелюбимой «губернскими» журналистами партии. Непонятно и другое: отдельные статьи (последний пример – «Сдаемся!») выходят практически параллельно и на страницах «Губернии», и в агитационно-пропагандистском бюллетене «Яблока». Возникает вопрос, где уже проходит грань между информированием граждан о происходящих общественно-политических процессах и прямой агитацией против? Если это все же агитация, то почему она подается как журналистский материал и не оплачена из избирательного фонда. Выходит, никакой разницы между общественно-политической газетой и АПМ уже нет?

Читатель «ПГ» отличается вдумчивостью, и наверняка он не отказался бы ни от аргументов в поддержку тезиса о беспрецедентной нелюбви граждан к партии власти, ни от позиции второй стороны, что вообще в журналистике является правилом.  А так – выходит нелогично: то на страницах газеты «Единая Россия» выводится монстром, который все задавил и тотально контролирует все процессы в стране (напомню, что по мнению большинства лидеров псковской оппозиции, «Единая Россия» - безусловный лидер предвыборной гонки и наберет никак не менее 50 процентов), то, напротив, звучат апокалипсические заявления, что все в партии власти как никогда плохо, наступает агония, скоро начнется « эра свободы». Парадокс, однако.

К сожалению, все в нынешней «ПГ» предсказуемо и как-то бесхитростно. Отчего становится даже скучно.  Реакция «губернских» журналистов на события легко угадывается каждый раз, можно заранее прогнозировать структуру номера. Вот и сейчас, когда Медведев пригрозил США новой гонкой вооружений, предположу, что «Губерния» откликнется заметкой на тему, как президент бряцает оружием, чтобы поднять рейтинг партии власти. Андрей Турчак откроет Ледовый дворец - ну, ясное дело, это такой предвыборный трюк, напишут в газете.

По степени «запрограммированности» на конечный результат с «Губернией» может поспорить «Псковский рубеж», в каждой своей строчке остающийся верным коммунистическим идеалам и не терпящий инакомыслия.

Гнет линию своих учредителей и «Псковская правда» - областная газета, редактируемая кандидатом в областное Собрание от «Единой России» Александром Машкариным. Главред «ПП» - один из немногих, кто ныне подвизается на ниве политического комментария. Понятно, что позиция власти и собственное кандидатство накладывают отпечаток на статьи обозревателя, однако перегибов, которые были свойственны комментаторам из рупоров власти лет эдак десять назад, в его статьях пока не видно.

В целом губернаторский медиахолдинг тоже дистанцировался от выборов и сосредоточился на освещении деятельности власти, реализации Народной программы, описании инициатив Народного фронта и действий самого губернатора. Что касается критических материалов об оппонентах партии власти, они здесь присутствуют, но в значительно меньшем объеме, чем в былые времена. И появляются лишь тогда, когда оппозиционеры откровенно «подставляются».

Тем временем большинство региональных изданий, входящих в федеральные «семьи» газет и живущие не на дотации от власти, а на рекламные поступления и доходы от реализации тиража, предпочли писать отнюдь не о выборах, а о вещах куда более «жизненных» - таких, например,  как вопросы ЖКХ, криминал и конкурс красоты. Игнорирование предвыборного процесса изданиями, реально зависимыми от читателя, это тоже индикатор: значит, не интересно это обывателю. Собственно, и счетчики посещаемости интернет-порталов говорят о том же самом. Любая новость на тему «Выборы-2011» проигрывает по количеству прочтений сообщениям разделов «Авто», «Происшествия» и многих других.   

Сетевое окружение

Как известно, природа не терпит пустоты, и нишу отвязных комментариев заполняют тем временем анонимные авторы интернет-сайта «Псковский политический зоопарк».  Их имена по-прежнему неизвестны. Также без внятного ответа остается вопрос, зачем «независимые политические антропологи и зоофилы», заявляющие о своей непринадлежности к политическим кланам, изо дня в день навешивают ярлыки на кандидатов-дятлов, визитеров-выхухолей, партийных лидеров-волков позорных и прочее зверье. Можно, конечно, предположить, что активность своеобразных политкомментаторов, не являющихся профессиональными журналистами, объясняется их странной любовью к местным политикам, но ведь – если звезды зажигают, это кому-нибудь надо? На мой взгляд, явление «Зоопарка» остается едва ли не главной загадкой этой кампании.    

В отсутствие серьезных исследовательских контор, занимающихся сбором и анализом политической информации, серьезные комментарии для интернет-пользователей, желающих «понимать, что происходит», поставляют, во-первых, мои коллеги – сотрудники Псковской Ленты Новостей (прежде всего, авторы проектов – долгоиграющего «Навстречу урнам» и краткосрочного «Кандидатского кошелька»), а также социолог Андрей Гаврилов, выступивший автором «Псковских выборов – 2011». Нельзя сказать, что данные проекты явились  некими ноу-хау и прорывами в области политических комментариев, но на  едва ли не полном «безрыбье» в местных СМИ выглядят они достойно и достаточно объективно.

Подводя итог сказанному, отмечу: завершающаяся кампания по выборам депутатов регионального парламента и Госдумы была беспрецедентно слабо освещена в средствах массовой информации Псковской области. Возможно, это явилось отражением сиюминутного настроения в обществе, некой «усталости» и безразличия, царивших этой осенью. Хотя, вполне вероятно, речь следует вести о новой тенденции. Если так, то кампании по выборам президента РФ,  а также депутатов Псковской и Великолукской гордум пройдут в ближайшее время в местных СМИ еще более незаметно.  

Игорь Макаров

Иллюстрации: Алексей Меринов, «Московский комсомолец»

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31