Новости партнеров
Развлечения

Кандагар-378

05.02.2010 14:56|ПсковКомментариев: 12

«16 августа, была пятница, у мусульман выходной. Нас доставили на аэродром для починки самолёта. Мы должны были поменять колесо. Где-то в полдень смотрю: охранники, начальник караула, начальник тюрьмы пошли через взлетное поле молиться. Подбегает бортинженер: «Ну что, командир, попробуем?». Попробуем! Медленно выруливаю по центральной рулежке, на ходу запускаем третий и четвертый двигатели… А навстречу нам уже несутся два «Урала» и автобус…»

Из интервью командира экипажа Владимира Шарпатова

4 февраля состоялась премьера фильма «Кандагар», основанного на реальных событиях. В международном прокате картина выйдет под названием «Экипаж». Картину снимали в Марокко три года назад, но из-за финансового кризиса премьеру задержали до 2010.

В 1995 году российский самолет Ил-76 авиакомпании «Аэростан» совершал коммерческий рейс из Албании (в фильме - из Стамбула) в Кабул. Экипаж самолёта состоял из семи (в фильме – пяти) человек: командира Владимира Шарпатова (в фильме его играет Александр Балуев), второго пилота Газинура Хайруллина (Владимир Машков), штурмана Александра Здора (Андрей Панин), бортинженера Асхата Аббязова (Богдан Бенюк), радиста Юрия Вшивцева (Александр Голубев), инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. На борту самолета находились патроны, предназначенные для правительства Афганистана – груз, нормами международного права признанный гуманитарным.

В небе над Кандагаром наш самолёт атаковал Миг-21 – истребитель повстанческого движения Талибан. Ил-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские лётчики стали пленниками афганских талибов на бесконечно долгие 378 дней…

Надо признаться, что с самого начала на премьеру идти не очень хотелось. Подумаешь, еще один боевик про Афган сняли «по мотивам реальных событий». Мнение, однако, поменялось уже минут через 15 после начала сеанса. Это не боевик совсем, это драма, причем великолепно исполненная. Если бы Константин Сергеевич Станиславский был жив, он тут же воскликнул актерам: «Верю!». Они не играют - живут в кадре. К тому же картина изначально обладает беспроигрышным сюжетом - что может быть интереснее и страшнее реальной жизни? Подкачал только монтаж, который в общую радужную картину отзывов не вписывается. В первой половине сеанса вообще возникало ощущение, что в монтажную пробрался некто, который сначала хаотично порезал пленку, а затем также бессистемно ее склеил. Хотя не исключено, что сумбурный поток кадров - особый художественный прием, оставляющий зрителей в таком же неведении и замешательстве, в котором пребывали летчики  в течение 378 дней плена.

Орущие талибы, женщины в чадре, чумазые дети с «калашами» наперевес, ослы, тюки, пыль, авианалеты, взрывы – все смешалось, будто в дикой карусели. Картинка смазана, ориентиры потеряны, координаты сбиты. Они больше не экипаж, теперь каждый сам за себя. Как пел Дельфин: «Не осталось ни сил, ни ощущения боли. Тоской изъедена душа, как личинками моли». Вот один решает убежать, его возвращают, бьют, бросают обратно, вот другой проигрывает в карточной игре семейный альбом командира, почти принимает ислам, чтобы потом бежать, бежать без оглядки на последствия, только подальше из этого пугающего неизвестностью ада. На фоне этого почти насмешкой над действительностью выглядят опрятные французские журналисты, тычущие микрофон в лицо обессиленным людям: «Возьмите кружку. Это для кадра. Вы тоскуете по России?» - «Россия – это мы…». Фраза, сказанная без обычного пафоса, из последних сил, просто потому, что именно это осознание помогает не сойти с ума окончательно. А тут еще сытая гуманитарная помощь, новости по радио: «Русские летчики, попавшие в плен к талибам, продолжают оставаться на территории Афганистана. Попытки российских властей вызволить их ни к чему не привели». Видимо, не до того было властям за год до президентских выборов 1996-го.

Радует, что в фильме нет частого для подобных сюжетов морализаторского тона. Вот, мол, человек в экстремальной ситуации показывает себя таким, какой он есть на самом деле, и из него вылезает либо дрянь, либо герой. Нет, тут никто никого не осуждает, нотаций не читает, скоропостижных выводов не делает, не припоминает, потому что нет на все это ни сил, ни желания, ни смысла большого. Судья себе только ты, твоя совесть и талиб с автоматом на вышке.

В картине нет ни слова о патриотизме, любви к Родине, неуместных призывов, лозунгов… Но, тем не менее, с последними кадрами внутри просыпается гордость за то, что в России есть герои, которые до сих пор не считают, что совершили подвиг.

Ольга Осина

Россия, 2010 год

Жанр: драма, боевик

Режиссер: Андрей Кавун

Сценарист: Андрей Кавун

Оператор Владимир Башта

В ролях: Александр Балуев, Владимир Машков, Юрий Беляев, Богдан Бенюк, Александр Голубев, Андрей Панин, Александр Робак

Бюджет: 7 млн. долл.

Продолжительность: 97 мин.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей