Сегодня: Четверг, 14 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Новая компания на рынке Пскова Топ-3 зимней обуви «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Масло со скидкой! Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Врачевание не просто работа Лучшая интерьерная печать в Пскове



Левон Оганезов: Не хочу быть флюсом!

23.07.2011 13:27 ПЛН, Псков

На День города в Псков в рамках артистического проекта певца Яна Осина «Связь поколений» в гости к псковичам приехал и знаменитый аккомпаниатор, композитор, народный артист России, легенда отечественной эстрады Левон Оганезов, вышедший на сцену Зеленого театра и порадовавший псковскую публику своей виртуозной игрой на клавишных и отменным чувством юмора.

После выступления, встреченного псковичами с неподдельным энтузиазмом, корреспонденту Псковской Ленты Новостей удалось побеседовать с легендарным музыкантом.

Псков

- Вы впервые в Пскове или прежде бывали здесь?

- Бывал много раз.

- В качестве туриста или артиста?

- Конечно, приезжал с концертами. Начиная с 60-х годов. Последний мой большой концерт в Пскове был с Андрюшей Мироновым. А потом я здесь бывал на разных частных мероприятиях. Это уже не называется концертами, но все-таки. Так что я в Пскове старожил.

- Насколько сегодня вы заняты как артист в смысле плотности графика?

- Видите ли, я много пишу музыки для телевизионных передач, для спектаклей, для кино. То есть постоянная писанина. Кроме того, у меня есть небольшой оркестр. Мы работаем какие-то банкеты, дни рождения, свадьбы. Это тоже ведь работа. Часто бывают телевизионные записи. Так что занят я. У меня чуть ли не каждый день расписан.

- Я заметил, что перед выступлением вы постоянно, что называется, маячили возле сцены. У меня даже возник вопрос, неужели Оганезов волнуется? Или это нетерпение?

- Нет. Это, честно говоря, просто потому, что я не знал, сколько песен перед моим выходом еще прозвучит. Обычно так не делается, конечно.

Псков

- То есть как артист вы вообще перед выходом не волнуетесь?

- Нет, почему? Я волнуюсь. А если не готов, я лучше вообще на сцену не выйду. Я должен быть готов. Каждый концерт отдельно - это нечто особенное. Нужно еще в его стилистику войти. Бывают выступления, когда я, например, со своим ансамблем аккомпанирую Леше Чумакову. А это рок-музыкант. Там другая лирика. И ставить перед собой ноты - глупо. Никто по нотам не играет. Ты все должен в голове держать. Поэтому, если я не готов, я не пойду. Пусть музыканты сыграют. Я должен быть готов. И одет, и выбрит. Просто: «Здравствуйте, мои дорогие!» - я так не могу. Кажется, что с легкостью вышел и выступил. На самом деле к каждому выступлению готовишься.

- А сколько по времени эта подготовка занимает?

- Занимаюсь на рояле я всегда. В любое свободное время. Потому что это дело, особенно к старости, а мне уже 71 год, простите, не такое простое. Мышцы не такие гибкие. Нужно все время держать в форме. Без репетиции я на сцену вообще не выйду. Вот с Яном мы репетировали. Он несколько раз ко мне приходил. Это ведь не стандарты. Если бы мы играли и пели стандарты, которые решены для всех одинаково, тогда другое дело. У джазовых музыкантов имеются стандарты: вот эта пьеса всегда идет в такой-то тональности. Договариваемся: «Начало сыграем в латини». Хорошо. А романсы, скажем, басу нельзя играть так же, как, допустим, сопрано. Понимаешь? Все по-разному. Ну, это музыкантская кухня.

- Но и вас простор для творчества остается. Все-таки у вас своя особенная манера.

- Ну, да. У меня своя манера. Но я ее не навязываю. Музыкант ведь - тоже художник. Формально я ни к чему не подхожу. Вот, например, 7 лет у нас шла программа «Жизнь прекрасна». Вел ее Михаил Швыдкой с Ленкой Перовой. И я там тоже был ведущим. Так вот, для того, чтобы сыграть, мы делали аранжировки с моим клавишником. Допустим, нужно сделать на цикл передач 40 песен. 20 брал я. И 20 - он. Я всегда делал свое вступление. Если исполнитель просил оставить старое вступление, то я оставляя. А так - делал обязательно свое. И всегда добавлял от себя: рисунок барабанов, бас. Мне нужно было заполнить полосу.

- Это как?

- Понимаешь, я воспринимаю музыку как ряд звуковых полос. Я ее так «вижу». Мне вот в этой полосе требуется то-то и то-то. У меня внутри сидит эквалайзер. То есть я мыслю частотами. И мне, допустим, не хватает в какой-то частоте заполнения. И я заполняю каким-то голосом. Я пишу. Все это, опять же, кухня. Но тут очень важно быть не старомодным. Взять даже романс. Если его 30 лет играли так-то, то сейчас его ТАК играть нельзя. Все меняется. Меняется алгоритм восприятия не самой музыки, люди сами растут. Посмотришь старый фильм 30-х годов. Хорошие аранжировки. Получишь удовольствие. Но послушай то же самое в сегодняшнем исполнении, получится не очень. Так нельзя! Нужно что-то добавлять.

- То есть вы профессионально слушаете современную музыку?

- Постоянно. Музыку нужно слушать все время. Потому что все меняется, и очень стремительно. Меняются размеры, способ исполнения. Звукоизвлечение певцов. Меняется владение микрофоном. Как раньше пели, так сейчас не поют. Школа сама по себе меняется. Школа, алгоритм, всё.

- А вот рок-музыку вы слушаете, попсу, Леди Гагу какую-нибудь?

- Я всё слушаю! К примеру, Мадонну. Не всё подряд, но многое. У меня есть молодые советчики, они предлагают: «Послушай вот это». Меня интересует не сама Мадонна, а аранжировки ее песен. У нее работают аранжировщики высочайшего класса. Как она танцует, мне не очень интересно. Поет она тоже неважно. Но все вместе создает неповторимый эффект. Она в первой десятке. Так же, как у Майкла Джексона. У него были самые интересные аранжировки. На него работали выдающиеся музыканты, и он платил им бешеные деньги. Они придумывали новую манеру. Во второй половине 70-х появилась такая рок-группа «Earth, Wind And Fire»,и вот там работали великолепные музыканты и аранжировщики, и певец, который брал наверху страшно высокие ноты. Вот эти аранжировки и стали основой, от которой отталкивались все остальные музыканты на протяжении многих лет. Но понимаешь, все, чего достигла эта музыкальная культура, сегодня считается вчерашним днем. Но все-таки элементы оттуда все-таки перешли и к нам. Например, взять сильную долю за 1/16 до первой доли. Это создает некое пульсирующее движение. Слушателю, быть может, и незаметно. Но ему же, слушателю, этого будет не хватать, если этого не делать.

- А для удовольствия вы музыку слушаете?

- Для удовольствия и повышения своего айкью я слушаю классическую музыку. И симфоническую, и пианистов. Скрипачей - отдельно. Последний год оркестровая музыка меня как-то увлекла. Оркестры хорошие слушаю.

- У кого вы учились?

- Учился? У Сафроницкого. Был такой Владимир Владимирович Сафроницкий, пианист высочайшего класса, выдающийся художник. Педагог, правда, он был никакой. Он почти не разговаривал. Он просто садился за инструмент и показывал.

- А вот опосредовано, по звукозаписям или концертам, у кого учились?

- Ну, сонаты Бетховена я слушал, как Эмиль Гилельс играл. Можно любому ученику показать и сказать: «Вот так нужно играть Бетховена». Еще пока мода не прошла. Гайдна, например, лучше всех играл Михаил Плетнев. Покажите ученику Гайдна на примере игры Плетнева. Выдающийся музыкант, конечно! И мне не важно, что он там педофил, или кто-то еще. Музыкант он выдающийся просто. Как дирижер - хуже. Башмет - выдающийся абсолютно музыкант по фразе. Он играет фразу, и ты понимаешь, что она - и классическая, и сегодняшнего дня.

- Вы сотрудничали чуть ли не со всеми...

- Да, почти. С кем только я не работал. Я работал даже со Спиваковым. Играл сонаты Скарлатти.    

- Было бы интересно почитать ваши мемуары, если бы они были написаны.

- Не дай Бог! Не хочу я этим заниматься. И никогда не буду.

- А вот те анекдоты, которые вы обычно рассказываете со сцены о наших знаменитостях, это ваши выдумки?

- Нет, это все правда! Бывали смешные случаи. Только их не всегда прилично со сцены рассказывать.

- Расскажите парочку хотя бы.

- Ну, одну историю расскажу. Была такая пара - Рудаков и Нечаев. Куплетисты. Сейчас немногие их помнят. Один играл на гитаре. Другой - на маленькой гармошке. Они работали вдвоем, и были уже не молоды. У них наступил упадок. Их перестали приглашать на концерты. И вдруг в 1961-м году они спели частушку про Гагарина. Никите Хрущеву очень понравилось. Потом в космос полетела Валентина Терешкова, и на правительственный концерт их пригласили. И они опять стали в фаворе, популярны. Купили себе новые костюмы, выступали везде. Их хорошо принимали. И вдруг Брунов Борис, конферансье знаменитый, говорит Рудакову: «Павел Васильевич, ну как тебе не стыдно! У вас такой шикарный костюм, новые ботинки, и в такой старой шляпе!». Рудаков ему отвечает: «Эта шляпа прошла со мной всю войну». Брунов: «Да выброси ты ее, она вся засаленная. Расставайся с вещами легко». И Рудаков оставил шляпу в гостинице на скамейке. Ему раз - и принесли эту шляпу. На следующий день мы поехали на гастроли за 100 километров от Ростова, и он там оставил свою шляпу. Привезли! Он тогда шляпу завернул аккуратно в газету и в урну положил. Опять принесли! Что ж такое? Никак не может от шляпы избавиться. И он всем рассказывает: «Никак от шляпы не могу избавиться». И вот сели мы в поезд, а в те времена можно было окна в поезде открывать. Мы в соседнем купе играем в преферанс. Рудаков и Нечаев в соседнем купе. С нами играет Геннадий Дудник, очень хороший пародист. И мы слышим Рудакова: «Ну, теперь-то никто мне эту шляпу не принесет». И выбрасывает ее в окно. А шляпа по закону бумеранга влетает к нам в купе. Гена нам и говорит: «Сейчас вы услышите крик». Выходит, и мы слышим дикий крик: «Ааааа!..» Тогда Рудаков разрезал свою шляпу на мелкие кусочки и каждый отдельно выбросил в окно. Только так вон избавился от шляпы.

- Вы упомянули Брунова...

- Да, Виктор Сергеевич, он из цирковой семьи, его мама носила фамилию Брунос. В детстве он работал с мамой номер в жанре Икарийских игр «Вильгельм Телль». Мама стояла, привязанная к столбу, на голову ей помещали яблоко. Борис в 12 лет брал лук и стрелу, лежа, ногами натягивал лук и пробивал яблоко. Как-то мы работали программу в Зеленом театре в Парке Горького, и он мне, 20-летнему, а ему уже было 40, говорит: «Пойдем в тир». Пошли. Ну, пойдем. А я-то не знал о его цирковом прошлом. А он взял и выбил все мишени и выиграл все призы.

- Вы вот упомянули вскользь о невостребованности артистов. А у вас самого подобные периоды невостребованности случались?

- Да нет. Все-таки у меня особый жанр. К тому же я всегда был очень мобилен. Я всегда был в курсе дела, чувствовал нерв сего дня. Я всегда знал самые новые песни, я дружил всегда с артистами. И поэтому разные артисты всегда меня приглашали на гастроли, потому что я знал, что им надо. Надо всегда держать руку на пульсе, иначе тебя забудут. Как сказал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его односторонняя». Я не хочу быть таким специалистом, таким флюсом. Нужно всегда быть гибким, и быстро переключаться на что-то новое.

Беседовал Саша ДОНЕЦКИЙ  

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31