Новости партнеров
Здоровье / Интервью

«Электронная очередь в поликлинику». Стенограмма пресс-конференции в Общественном пресс-центре

06.08.2011 14:02|ПсковКомментариев: 16

По многочисленным просьбам читателей Псковская Лента Новостей публикует стенограмму пресс-конференции председателя комитета по здравоохранению администрации Пскова Лилии Никифоровой в Общественном пресс-центре 5 августа.

- Проблема доступности медицинской помощи – одна из основных проблем сегодняшней медицины и городского здравоохранения. Решать ее мы начали полтора года назад. Вы знаете, что полтора года назад были предприняты первые шаги. 15 февраля открыли консультативно-диагностическое отделение. Мы не просто улучшили доступность оказания медицинской помощи, получения медицинской услуги по 13 специальностям более широкому кругу пациентов - жителям города Пскова, но и одномоментно внедряли новые методы информатизации. Это запись в консультативно-диагностическое отделение через компьютер и компьютерная связь между консультативно-диагностическими отделениями и поликлиниками города Пскова.

Не секрет, что 4 года назад у нас был проект, который осуществляла прежняя администрация области. В него вошла электронная запись и электронная информационная система 3-й поликлиники. Фактически третья поликлиника работает 4 года по этой программе. Они ведут прием и вносят все данные пациентов в реестр каждого специалиста - эндокринолога, кардиолога и так далее. Налажена выписка рецептов. Третья поликлиника вошла в пилотный проект четыре года назад.

С февраля 2010 года при поддержке областной администрации была налажена компьютерная связь между консультативно-диагностическими отделениями и «взрослыми» поликлиниками города. Это третья, первая и вторая поликлиники.

Это были первые шаги, которые себя оправдали. Дежурным администраторам и регистраторам больше не нужно было ходить пешком или посылать пациентов, делать несколько маршрутов в консультативно-диагностическое отделение, тратить на это свое личное время и бесконечно ездить в различные концы города. Одномоментно придя в регистратуру территориальной поликлиники, люди записывались к нужному специалисту. Это был первый шаг. Дальше мы работали в направлении, чтобы это все расширить и внедрить. С 1 июня 2011 года, к Всемирному Дню защиты детей в детских поликлиниках № 1 и №2 была внедрена запись через Интернет к участковому педиатру и к специалистам узких специальностей, обслуживающих детское население города. Я считаю, это шаг вперед, который положит начало дальнейшему развитию информационных систем в здравоохранении.

В ближайшее время, в конце 2011 – 2012 годах мы планируем перейти на электронное ведение амбулаторной болезни, провести информатизацию псковской городской больницы и больницы №2. Это не только послужит связи стационара, скорой помощи, амбулаторно-поликлинической связи, но и замкнет всю систему здравоохранения города в единую систему оказания неотложной экстренной и плановой медицинской помощи.

Мне кажется, это будет прогрессивный шаг вперед, он позволит наладить плановую госпитализацию пациентов, которые сегодня страдают в городе Пскове в связи с перегрузкой наших профильных стационаров. Не нужно будет пациенту многократно ходить в поликлинику, не нужно многократно обращаться в стационары к начмеду или человеку, который ответственен за плановую госпитализацию. Придя однажды в свою территориальную поликлинику, он получит дату и время, когда нужно придти на стационарное лечение или в условиях дневного стационара к специалисту.

В последующем мы планируем ввести и электронную историю болезни. Сегодня это просто необходимо, практически уже требование времени – вести электронную запись, электронное наблюдение через Интернет за процессом лечения.

Кроме того, сегодня у наших соседей-прибалтов, сдав анализ крови или выполнив рентгенографию легких, пациенту не нужно повторно приходить в поликлинику за анализами. Имея дома Интернет, можно посмотреть из дома свои анализы. Конечно, это специальная система, которая будет открыта для пациентов. Пациенты будут информированы, каким образом зайти на этот сайт, как посмотреть свои анализы.

Электронная история болезни – это совершенно другая история, другая страница в развитии информационных систем здравоохранения. Она будет доступна только тем специалистам, которые должны владеть этой информацией. Иная информация для широкого круга людей и для пациентов будет закрыта. Вы понимаете, по каким соображениям.

Сегодня в первой поликлинике мы внедрили электронный архив рентгенограмм и флюорограмм легких. Вы уже знаете об этом, мы уже сообщали. Практически в каждом лечебном учреждении маленькими шагами мы делаем подготовительные этапы к широкому внедрению информационных методов общения в здравоохранении. Кроме того, в 2012 году мы планируем ввести единую электронную регистратуру в городе Пскове. Набрав определенный номер единой диспетчерской службы единой регистратуры, каждому жителю Пскова можно будет записаться к нужному врачу, к участковому или специалисту на нужное время и на нужный час. Это перспективный план и, мне кажется, он будет реально осуществим, поскольку это включено в федеральную программу модернизации здравоохранения. Конечно, при софинансировании и поддержке муниципалитета и региона.

Я везде говорю о заинтересованности властей города Пскова, в частности, администрации города Пскова к отрасли здравоохранения, которой уделяют очень большое внимание. Все новое и позитивное, направленное на человека, они поддерживают и помогают внедрять.

Единая регистратура, информационная связь, запись через Интернет в детских и «взрослых» поликлиниках – это основные моменты. Это шаг вперед, который позволит достичь одну из основных целей, которые мы преследуем в развитии здравоохранения – это доступность получения медицинской услуги. Хотя мы знаем, что через электронные информационные системы доступность составляет только от 8 до 10 % населения. По небольшому опыту работы наших детских поликлиник, которые начали работать по новой системе с 1 июня, от 5 до 7% родителей в 1-й и 2-й детской поликлиниках записывают своих детишек через Интернет. Это небольшой опыт, прошло всего два месяца. Поэтому если люди будут более информированы, что такие методы записи к врачу есть, они будут более широко пользоваться этими методами.

- С какими проблемами приходится сталкиваться при внедрении данной системы? Может быть, технические сложности, необходимость закупки оборудования, обучение персонала или какие-то еще моменты?

- Конечно, проблем достаточно много. Но я хочу сказать, что в сфере здравоохранения работают образованные люди. В отношении обучения и обучаемости они легко осваивают новое. Даже на примере работы в приемном покое городской больницы. Открыли новый приемный покой, купили компьютеры. Все дежурные фельдшера и медицинские сестры, моментально стали работать на компьютере и очень легко вносить паспортные данные пациентов.

Все, что касалось этапа внедрения и оснащения компьютерами детских поликлиник, делала городская администрация. Совершенно быстро, оперативно приняли решение и купили компьютеры. Практически через две недели программа уже работала.

Программное обеспечение – это особый разговор. Хотелось бы, чтобы программное обеспечение для информационных систем здравоохранения более полно отвечало запросам врачей и специалистов. Специфика работы требуют внесения тех или иных данных и их анализа. В разработке этих программ нам помогает областное управление информационных технологий.

- У меня небольшое сомнение. Большая часть посетителей больниц – люди пожилые. Мне кажется, бабушки будут ходить в регистратуру. Пожилые люди не так быстро смогут перестроиться на новый лад. Как вообще будут люди записываться в регистратуре в живой очереди и одновременно в порядке электронной очереди? По мнению людей, которые с этим уже сталкивались, создается определенная путаница. Приходят люди, которые должны быть по электронной записи, допустим, в 11 часов, а там сидят люди, которых с 9 часов не приняли. Не создастся ли путаницы?

- Спасибо за вопрос. Конечно, каждое начинание требует организационных моментов и решений. Поэтому в каждой поликлинике сегодня работают дежурные администраторы. Дежурный администратор начинает работу за полчаса до открытия поликлиники. Их обязанности – облегчить доступность медицинских услуг для пожилых людей и других пациентов, чтобы они могли попасть к врачу и получить консультацию, которая им необходима. Работа администраторов в каждой поликлинике находится под моим личным контролем.

Конечно, ничего не бывает совершенным. Происходит постоянный процесс коррекции. Я каждую неделю неоднократно выезжаю в каждую поликлинику. Контролирую, как проходит запись, насколько своевременно, нет ли проволочек, какое отношение к людям. Все новое притирается очень долго, не так быстро как нам хотелось бы. Поэтому мы стараемся как-то все адаптировать, чтобы это было менее болезненно для персонала и,  самое главное, удобно для жителей города.

- Для внесения ясности вопрос на понимание. Расскажите всю систему пошагово. От момента захождения на сайт до попадания к врачу. Технический момент - где войти в электронную очередь?

- В первой и во второй детской поликлиниках есть объявления, как войти на этот нужный сайт, как зарегистрироваться. Вначале нужно зарегистрировать собственного ребенка. После этого открывается сайт и вы смотрите календарь работы того или иного специалиста, выбираете время в зависимости от календаря. Сегодня четверг – смотрите четверг. Нужен вам кардиолог – смотрите окно, когда у него есть время. Если вас это не устраивает, вы открываете следующий день, и смотрите следующий календарь этого доктора и записываетесь. Сегодня, прежде чем идти к вам, я связалась со всеми поликлиниками, поговорила с главными врачами и спросила: как часто к простым участковым педиатрам записываются наши горожане? Записываются, мне сказали, но очень редко. В основном, люди, которые живут на Завеличье. Больше всего, более продвинутое у нас население на Завеличье. Они чаще всего записывают во вторую детскую поликлинику. В детской поликлинике №1, которая обслуживает центр города и Запсковье, там процент записавшихся через Интернет составляет 5 – 6%. В поликлинике №2 – от 5 до 10%. То есть значительно больше.

- Люди по старинке действуют?

- По старинке. Они приезжают в регистратуру взять номерочек. А в районе Завеличье, где больше молодых жителей, пользователей Интернета, детишек записывают через Интернет. Даже к простому педиатру. Это очень выгодно и очень удобно. А нашей системе это еще удобно, потому что у нас в городе Пскове, вы знаете, есть кабинеты врачей общей практики. Это кабинеты участкового врача - Псковкирпич, Н. Васильева, Алехина, Сиреневый бульвар, Коммунальная 81, Красноармейская 26. Если все эти офисы врачей общей практики будут в единой замкнутой системе, будет просто здорово. Даже самому пациенту не нужно будет записываться. Вот он пришел куда-то, сказал, что ему нужно и его сразу методично запишут, он получит медицинскую услугу. Это будет пошагово решаться. Но не сразу, вы понимаете, что это дорогое удовольствие. Сразу, одним махом все лечебные учреждения не будут оснащены компьютерами.

Приоритет будет отдаваться амбулаторно-поликлиническому звену. Это наиболее востребованное сегодня звено. Ни для кого не секрет, что поликлиника, которая находится в районе Завеличья, по своей мощности, по количеству посещений (она рассчитана на 200 посещений в смену, а сегодня - 500-540 посещений) работает с нагрузкой, превышающей в два раза. Она строилась на 20 тысяч населения, а сегодня в районе Завеличья живет около 100 тысяч населения. Плюс еще в осенне-зимний период пожилые люди приезжают из районов к своим детям, и все вызывают врача с территориальной поликлиники №2. Поэтому в первую очередь информатизация будет внедряться там, где затруднена доступность получения медицинской услуги.

Сегодня в администрации города Пскова прорабатываются пути решения данной проблемы: как расширить поликлинику №2. Рассматривается несколько вариантов, я их озвучивать пока не буду. Решение будет принято. Поликлиника должна быть расширена. Сегодня и пациенты, и врачи находятся в стесненных условиях. Не секрет – если вы приедете в поликлинику с утра, то увидите очередь с первого по второй этаж, на любой вид исследования. У городской администрации есть понимание, что проблема очень остра, актуальна. И сегодня рассматривается несколько вариантов ее решения

- Лилия Анатольевна, была проблема при введении электронной записи в детских поликлиниках, когда родители жаловались, что попадают на одно и тоже время записавшиеся через Интернет и взявшие номерки. В тот момент говорили, что дала сбой система. Решена ли эта проблема и не повторится ли она в дальнейшем, как вы считаете?

- Гарантировать, повторится или не повторится, я не могу. Не обладаю такими свойствами – делать большие и отдаленные прогнозы. Что касается сегодня. Идя на встречу с вами, я созвонилась с 1-й поликлиникой и со 2-й. Сегодня система работает четко. На первых этапах (это в первую неделю было) я практически начинала рабочий день с этих поликлиник. И сбои были, шероховатости тоже были. Все новое внедряется не совсем гладко. Сбои бывают у нас, у живых людей, у машин и программ тоже. У операторов тоже не было навыка работы с машинами. Сейчас это уже отработано за два месяца.

- Актуальная тема о защите персональных данных. В связи с внедрением базы данных о пациентах встает вопрос о ее защите. Разработчики программного обеспечения озадачены тем, чтобы защита была на максимальном уровне?

- Ни одна программа сейчас не внедряется, если не защищены данные каждого пациента. Такая программа даже не запускается. Обязательно защищены все данные пациентов. Это как одно из требований ко всем программам. По закону мы не имеем права допустить, чтобы это стало достоянием широкого круга людей, которые не должны быть посвящены в проблему человека.

- Одна из наших читательниц обеспокоена очередями на УЗИ. Такую ситуацию рассказывала, что человек обратился к врачу, тот его направил на УЗИ, а ему говорят: «Извините у нас очередь до ноября или декабря, но подойдите после обеда, и вы можете сделать УЗИ за  300 рублей». Может, стоит электронную очередь и на УЗИ ввести? Этот случай был в Островской больнице.

- Я не отвечаю за всю Россию и за Остров, в частности. Я отвечаю за город Псков. По этому вопросу я даже с ПЛН поссорилась, когда прочитала, что очереди у нас до двух месяцев. Я могу сейчас с гордостью сказать, что в городе Пскове проблем с УЗИ - исследованием внутренних органов нет. Даже проблему с очередью на УЗИ сердца, которая, когда полтора года назад я пришла в комитет здравоохранения, была от двух месяцев до полугода, мы решили. Ее нет. А если нужно срочно УЗИ: заболел живот, какая-то катастрофа или нужно какое-то вмешательство, вы пришли к специалисту, он дает направление в консультативно-диагностическое отделение и по срочности, по экстренности вы в этот же день делаете УЗИ внутренних органов и УЗИ сердца. У нас эта проблема решена.

Другой момент. Как во всем цивилизованном мире, так и в городе Пскове есть плановая очередь по желанию. Например, я планирую свой отпуск в сентябре и хочу обследоваться: узнать, что у меня с магистральными сосудами, что у меня с внутренними органами, что со щитовидной железой. И я в плановом порядке могу записаться на определенные дни через поликлинику. В каждой поликлинике у нас работает достаточно опытных врачей-УЗИстов. Даже во второй поликлинике, казалось бы перегруженной, УЗИ выполняется по желанию пациента.

Да, у нас, конечно, нет мощных машин, сканеров, их недостаточно, чтобы посмотреть магистральные сосуды, например, людям пожилого и среднего возраста, которые страдают сосудистыми заболеваниями. Вот на этот вид обследования - очень трудоемкий, который занимает очень много времени, у нас существует очередь. Так мы этого и не скрываем, надеемся на модернизацию здравоохранения, по которой мы получим хорошие современные сканеры с большой разрешающей способностью, с мощными датчиками, которые позволят посмотреть состояние любого сосуда, какова его степень повреждения, нужно бежать к кардиохирургу или не нужно.

- Как это исследование медицинское называется?

- УЗИ-исследование крупных магистральных сосудов.

- А на остальное очереди нет?

- На остальное очереди нет. Только плановая очередь – по желанию пациентов. И каждую пятницу на планерке главные врачи докладывают, какая очередь, какая протяженность, если экстренно нужна помощь, как УЗИ сделано: в этот же день, в этот же час,  если отсрочена – по какой причине, на сколько времени. Максимальная очередь допустима по всем нормативам - до двух недель, как во всем мире и в России тоже. Но если человеку нужно обследование в свободное от работы время, он может записаться.

Со стоматологией у нас все гораздо сложнее. С детской стоматологией, которую мы решили перенести в центр города, и со взрослой стоматологией проблемы есть. Доступность получения стоматологической помощи в городе затруднена, хотя на Завеличье у нас областная стоматология работает, на Октябрьском проспекте - городская стоматология. Я считаю, что для такого города, как Псков, нужна своя городская стоматологическая поликлиника, которая включала бы в себя и взрослые виды помощи, и детские, и ортопедию. Заболеваемость полости рта у нас тоже очень высокая.

- Перинатальный центр входит в зону вашего контроля?

- Нет, он уже в течение двух лет отдан в подчинение Государственного комитета по здравоохранению.

- Лилия Анатольевна, если нет других вопросов, может быть, Вы озвучите ответы на вопросы читателей Псковской Ленты Новостей? Какие из них наиболее актуальны.

- Есть вопрос: «Как сдать анализ на чувствительность к антибиотикам?». Я хочу сказать, что анализ можно сдать в территориальной поликлинике по месту жительства, но исследование проводит федеральный государственный центр гигиены и эпидемиологии Псковской области. И эту услугу они выполняют, конечно, платно, поскольку эта услуга не входит в территориальную программу государственных гарантий оказания жителям Псковской области медицинской помощи. Поэтому этот вопрос наиболее актуальный, и мне кажется неправильным, что у нас в одном центре имеется такой метод исследования, его нужно внедрять и расширять.

Далее вопрос: «Сколько у нас инвалидов-колясочников, и сколько пандусов?». Этот вопрос не входит в функцию комитета по здравоохранению. Этим вопросом занимается фонд социального страхования. Находится он на Советской, 15, и количество колясочников в Пскове они не оглашают широкой публике, а все вопросы решаются там. Пандусы у нас в социальных учреждениях здравоохранения не имеются в 1-й взрослой поликлинике. Там, вы знаете, нет подъезда. Там и человеку с двумя руками и ногами очень трудно попасть в поликлинику: очень высокое, неудобное крыльцо. Также подъезда не имеется в детской поликлинике №1. Но после капитального ремонта детской поликлиники и капитального ремонта взрослой поликлиники в 2012 году по программе модернизации это запланировано.

Еще вопрос: «У какого врача начать оформление программы реабилитации инвалидов?». Указание на реабилитацию пишет участковый врач или специалист там, где пациент проходит оформление листка на ВТЭК. А окончательную программу реабилитации дает комиссия МСЭК.

- Последние годы за «Империалом» разрастается новый район, который относится не к Пскову, а к Псковскому району. Как-то отражается существование этого района на городском здравоохранении? Не жалуются люди на то, что они, находясь в Пскове, вынуждены обращаться в учреждения районного здравоохранения?

- Проблема у нас очень большая. Разрастается очень мощно этот район. Совсем недавно еще  сдали один дом, рядом с поликлиникой №2. И эти улицы и дома, которые относятся к Псковскому району, только формально относятся к району. Наша скорая медицинская помощь, особенно в осенне-зимний период, все вызовы обслуживает. Почему? Экстренный вызов, рядом находится здание – не отказать. Но это ложится огромной нагрузкой на городское здравоохранение. И на 2-ю поликлинику «взрослую». Мощность поликлиники в 2,5 раза меньше. Естественно и кадровый потенциал меньше нужного. И здесь еще сдаются дома Псковского района. Лично ко мне, к главному врачу второй поликлиники, ко всем медикам и сотрудникам постоянно, каждодневно обращаются жители этих домов, которые относятся к Псковскому району, чтобы получить медицинскую услугу и, конечно, мы не отказываем.

Мы обслуживаем детей тоже. В основном молодые люди получают там квартиры. И детей очень много, и все они устремляются на прием в детскую поликлинику №2 на Петровской. Администрация города Пскова информирована о данной ситуации, и я думаю, что между главой города Пскова и главой Псковского района будет найден какой-то консенсус – понимание и общие точки соприкосновения, чтобы решить положительно этот вопрос.

- Бытует мнение общественности, что, став администратором, вы не перестали быть врачом. Согласны ли вы с этим?

- Спасибо за вопрос. Нет, я с этим не согласна категорически, потому что каждый администратор должен чувствовать людскую боль, жить проблемами людей, понимать их состояние, понимать состояние отрасли в целом городе или регионе. И пока человек чувствует и имеет непосредственный контакт с населением, он умеет правильно, оперативно, быстро решать этот вопрос и принимать правильное взвешенное решение. А врач – это тот человек, который постоянно находится с чужой болью, с чужими  страданиями, поэтому я провожу параллель, что администратор и врач – это два понятия, которые неразделимы. Да, я внутри врач – по сути и по содержанию, было бы глупо, если бы я сказала «нет». Да, конечно, я врач, я буду и останусь врачом, потому что я люблю жизнь, люблю людей и готова в любую минуту помочь им.

- Как обстоят дела с кадровым обеспечением в наших городских учреждениях здравоохранения? Хватает ли специалистов?

- Это наиболее больная тема в отрасли здравоохранения. Вы знаете, что за последние годы приток в сферу здравоохранения молодых кадров резко ограничен. Почему? Так сложилось, что сегодня профессия врача не престижна. Низкая заработная плата, нет обеспеченности жильем. И на заработную плату, которую имеет врач даже высшей категории, имеющий ученую степень, он не в состоянии купить себе квартиру. Поэтому приток новых кадров в отрасль ограничен. На сегодня в городе Пскове не хватает 87 врачей. Практически кадровый провал в городской больнице №2. Там врачи работают на две-три ставки. Они патриоты, они просто молодцы. И главный врач Уткина Елена Владимировна практически сама не выходит из больницы. Я просто преклоняюсь перед всем коллективом за их мужество.

Вторая проблема – у нас полностью оголена поликлиника №3, которая обслуживает район Запсковья. Главный врач – Галина Ивановна Неваленная – врач, который работает на постоянной основе. Один участковый врач. Все остальные – совместители. Но, тем не менее, какими нужно обладать организаторскими способностями, как нужно любить свою профессию, чтобы выполнять все задачи, которые ставит нам и государственный комитет здравоохранения, и городская администрация, и министерство здравоохранения. Всю диспансеризацию они вытащили, всех они посмотрели, и сейчас идет новый виток диспансеризации 2011 года, они тоже выполняют эту программу, и  вакцинацией занимаются, и оказывают первую медицинскую помощь.

Кадровая программа у нас в городе на сегодня еще не решена. Но могу вам сказать, что за последние полгода в отрасль из других районов мы приняли 17 врачей. Это каким-то образом спасло ситуацию, но даже на треть не решило проблему. Поэтому мы сегодня и перед городом, и перед областью ставим задачу привлечения молодых специалистов. В городе разработана программа обеспечения жильем молодых специалистов. В этом году обещают обеспечить 8 человек квартирами. Мы работаем со всеми регионами России, чтобы к нам приезжали специалисты. У нас два объекта: поликлиника №3 и городская больница №2.

Я повторяю во всех СМИ: пройдет модернизация, мы сделаем капремонты, будут материально-оснащенные поликлиники и больницы, но самое основное – это кадры. Стать врачом в течение 1-3 лет невозможно. Чтобы стать специалистом, нужно от 5 до 10 лет - чтобы сформировалось клиническое мышление, тот уровень, который позволит правильно диагностировать и лечить пациента. У врача после института основные базисные знания есть, но чтобы правильный подход к тактике лечения появился, нужно от 5 до 10 лет, особенно это в хирургии. Хирургия – это труд шахтера, только еще тяжелее и более ответственный.

От редакции: остальные вопросы читателей Псковской Ленты Новостей будут опубликованы в рубрике «Вопрос доктору».

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 179 человек
Лента новостей