Псков Северо-запад политика бизнес строительство недвижимость таможня Эстония Латвия грузоперевозки деревообработка лес туризм
Эксперты: Дорогостоящее медоборудование в России часто простаивает из-за отсутствия сервисных контрактов : Псковская Лента Новостей / ПЛН
<< вернуться на ПЛН   | Новости Пскова и Псковской области. Сегодня: Четверг, 14 Декабря    18+
Информационный портал Псковской области. Полная картина жизни. Основан в 2000 году.
Будь в форме-7
Простуда добралась до псковичей
Диспансеризация за  1 день
Чем полезен сыр
Советы по ЗОЖ
Игорь Потапов о вакцинации и диспансеризации

Как вы следите за качеством воздуха в квартире?







Новости



Эксперты: Дорогостоящее медоборудование в России часто простаивает из-за отсутствия сервисных контрактов

31.07.2012 11:06 ПЛН, Псков

Из 250 тысяч запланированных к покупке для нужд системы здравоохранения единиц медицинского оборудования, приобретено меньше половины - около 100 тысяч. Однако закупленные и даже вовремя введенные в эксплуатацию компьютерные (КТ) и магнитно-резонансные томографы (МРТ), новейшие цифровые рентгеновские аппараты и установки для ультразвуковой диагностики далеко не всегда отрабатывают те деньги, которые государство потратило на них. Об этом  сообщает «Российская газета» со ссылкой на данные Счетной палаты.

Издание напоминает, что Минздрав начал проверку того, как реализуется программа модернизации учреждений здравоохранения. На нее запланировано потратить 620 млрд руб., из которых 460 млрд выделил федеральный бюджет. Оснащение больниц и поликлиник новым оборудованием для повышения качества медицинской помощи - один из ключевых разделов программы.

В последние годы парк компьютерных томографов за 10 лет увеличился в 3 раза, УЗ-аппаратуры - вдвое. Но до четверти томографической техники постоянно простаивает из-за технических проблем, а сервисный контракт имеют менее 3% лечебно-профилактических учреждений.

«Во многих больницах КТ и МРТ - не приборы для диагностики, а предмет престижа, - пояснил специалист Минздравсоцразвития России по лучевой диагностике профессор Тюрин. - Но чем сложнее прибор, чем больше в нем опций, тем дороже его обслуживание. А средства на это не выделяются. Если они поставлены по конкретным целевым федеральным программам - по онкологии или дорожно-транспортному травматизму, то многие уверены, что и использовать их можно только для них. И если таких больных немного, то в остальное время эта техника простаивает. Иной раз за ее использование для других пациентов проверяющие из надзорных органов могут и наказать администрацию клиник. Это же абсурд!»

По подсчетам экспертов, если бы не простои, только за 2010 год можно было провести на 750 тысяч компьютерных и 300 тысяч магнитно-резонансных томографий больше. Статистика по КТ особенно удручает, так как эти аппараты широко используются при тяжелых травмах, особенно полученных в ДТП, когда на счету каждая секунда. Частая причина простоев - поломки после окончания гарантийного срока, который еще недавно в большинстве контрактов составлял всего год, хотя срок службы такого оборудования значительно больше.

« В последний год в секторе сервиса идут позитивные изменения, - рассказал президент и генеральный директор компании GE Healthcare в России и СНГ Вячеслав Грищенко. - Медицинские учреждения стали закупать оборудование с расширенной гарантией - от полутора до трех лет. Но пока таких примеровменее трети. А в самом учреждении увеличения сметы на сервисное обслуживание, запчасти или расходные материалы нередко не происходит. Вот и получается, что оборудование простаивает. Если же случилась поломка и нужна запчасть стоимостью более 100 тыс. руб., то ее закупить можно только на конкурсных или аукционных торгах. А их организация вместе с поиском средств и самим ремонтом могут занимать несколько месяцев».

По словам генерального директора компании «Электрон» (Санкт-Петербург) Александра Элинсона, в последнее время на рынке гарантийного сервиса возникло некоторое «шевеление». «В свои заявки требование трехлетней гарантии включают примерно 10-15% заказчиков оборудования. Но грамотно расписать ее условия не могут. В результате поставщик такую гарантию дает, но потом выясняется, что по его внутренним регламентам он может отвечать на сообщение о поломке до 90 дней, а ремонт производить после этого еще до 60 дней - в итоге получаются те же полгода простоя прибора, а гарантийный срок поставщику идет», - сообщил он.

«Средства на сервис установленного оборудования, даже закупленного по федеральным программам, выделяются только из регионального бюджета, - объясняет Вячеслав Грищенко. - Но формирование этой статьи расходов в разных регионах идет по-разному. Там, где исторически большая база оборудования, средства выделяются исходя из прошлогоднего бюджета с учетом увеличения количества оборудования и года его производства. А в регионах, где сложное оборудование было получено недавно, зачастую сервисной строки расходов в бюджете нет, и больницам приходится выкраивать средства из своего бюджета, выделенного регионом на их функционирование в целом».

В госклиниках бюджет на ремонт медоборудования невелик и вдобавок разбит на две статьи: запчасти и - отдельно - услуги по ремонту. Средства по первой статье быстро расходуют на лампочки и прочую мелочевку, а на приобретение дорогостоящих запчастей для медоборудования их просто не остается. «Конечно, можно увеличивать сроки гарантийного обслуживания, но это выльется в удорожание контракта - примерно на 10% за год дополнительной гарантии, - считает руководитель сервисного отдела Fresenius Дмитрий Маркизов. - Но тут возникает новая проблема - если у оборудования есть «пожизненная» гарантия, медперсонал часто относится к его эксплуатации небрежно, что тоже может привести к поломкам и дополнительному удорожанию за счет ремонта».

«К простоям аппаратуры нередко приводят как дефицит бюджета на сервисные услуги, так и отсутствие обязательного требования по ее поддержанию в рабочем состоянии, - согласен и глава сектора Philips "Здравоохранение" в России и СНГ Владимир Габриелян. - Решить эту острую проблему может договор технического обслуживания. По нашему опыту, он позволяет сократить срок восстановления работоспособности оборудования в среднем в 9 раз - с более чем двух месяцев до недели, поскольку в этом случае тендер на ремонт проводится один раз в год. Такой контракт позволяет обеспечить оперативный и качественный сервис со стороны компании-производителя. Это особенно важно, поскольку нередко недобросовестные поставщики выигрывают торги, занижая цены, но при этом не владеют знаниями и навыками по ремонту сложной медицинской техники».

Но только продлением гарантийных сроков на этапе закупки вопрос не решить. Простая аналогия - покупая автомобиль, можно получить 3-4 года гарантии, но все равно бензин надо покупать регулярно, масло и колодки менять вовремя, а если попал в ДТП, то за ремонт придется заплатить или заранее купить страховку. В цивилизованных странах в основе расчетов и принятия решения о закупке лежит так называемая "совокупная стоимость владения" (total cost of ownership). Это понятие включает в себя как изначальные инвестиции в капитальное оборудование, так и стоимость расходных материалов, обслуживания и ремонта с учетом нагрузки на него, количества пациентов, сложности и разнообразия задач, предполагаемых сроков эксплуатации, наличия своих специалистов, которые могут поддерживать оборудование в рабочем состоянии, и т.д. Сложная медицинская техника в этом смысле от дорогого автомобиля ничем не отличается. Разве что тем, что она нужна не одному владельцу и его семье, а десяткам тысяч пациентов.

Источник: Псковская Лента Новостей


  Опубликовать  


Интересные новости

Rambler's Top100