Новости партнеров
ЖКХ / НОВОСТИ

Евгений Самуйлов: Реформа ЖКХ - это коллективизация наоборот

28.06.2011 14:27|ПсковКомментариев: 2

Темой одной из программ «Особое мнение» в эфире радиостанции «Ретро ФМ Псков» стали законодательные новшества в оплате услуг ЖКХ. На острые вопросы, которое волнуют, наверное, каждого, ответил председатель псковского городского отделения партии «Справедливая Россия» Евгений Самуйлов.

- Евгений Федорович, более 5 лет создалась структура ЖКХ в хорошо знакомом всем виде. Планы реформы много раз обсуждались во всех СМИ. Что же получилось в итоге? Что нас ждет впереди?

- Думаю, ЖКХ можно назвать бездомным, как ни парадоксально это звучит. Безобразие началось с Жилищного кодекса, принятого Государственной Думой 22 декабря 2004 года. Заметьте, у нынешней партии власти стало традицией принимать всякие непопулярные законы накануне Дня Победы, между майскими праздниками, накануне 8 марта или перед Новым годом.

На мой взгляд, у кодекса было две движущих силы - жадность и цинизм. На каком-то этапе люди, отвечающие за эти вопросы в масштабах страны, посчитали, что слишком много бюджетных денег, которые, кстати, складываются из наших платежей, расходуются на ЖКХ, а могли бы оседать в их привычных карманах.

Вторая составляющая - завязанная на запад труба, которая поддерживает наш бюджет. Большое количество средств могло бы возвращаться на ЖКХ. Но, по мнению авторов Жилищного кодекса, пусть лучше труба продолжает работать. Они посчитали, а почему бы и нет? Пусть население возьмет на себя эти непомерные расходы. Объемы они представляли. Это что касается цинизма, который я обозначил как одну из первопричин.

Принимавшие Жилищный кодекс люди хорошо представляли, чем он грозит потребителям услуг. Большинство из нас по возрасту или образу мышления, характеру и взглядам - советские люди. Значит, мы будем патологически терпеливы ко всему, что нас ожидает, и не будем ходить по судам. Опыта, навыков, да и подчас денег на хорошего адвоката у нас нет. В этом отношении они рассчитали практически все правильно.

В прежнем варианте система ЖКХ, плохая или хорошая она была, создавалась под реально существовавшую тогда экономику  Советского Союза, где было централизовано все: ресурсы, влияние, культура, бюджет. Централизованны были водоснабжение, теплоснабжение, канализация, содержание жилого фонда. Худо или бедно, с этими задачами централизованная система в централизованной стране справлялась. Замышлявшие реформу люди почему-то предположили и захотели внушить нам, что централизованная система будет работать в разрозненном варианте. Но здесь  вмешиваются обычные законы физики, механики и чего угодно. Не может целая система работать, раздробленная на отдельные сегменты, вырванные из нее искусственным образом. Поэтому мы имеем практически неконтролируемую и неуправляемую ситуацию. Более того, мы живем все-таки в ожидании: а когда же у нас все рухнет, этой зимой или следующей. Псков за эти годы уже не раз был на грани серьезной большой коммунальной катастрофы, в частности, зимой 2009/2010 года. Наверное, чудо и заступничество сверху спасло псковичей на Завеличье, когда ситуация была на грани в самые сильные морозы. Самое интересное, к сожалению, еще впереди.

- Что конкретно нас ожидает впереди? Только разруха или можно надеяться на что-то хорошее?

- Вернемся к психологическому фактору, он очень важен.  Только вдумайтесь в формулировку «Товарищество собственников жилья». Во-первых, по большому счету они не собственники. Потому что не строили, ничего не вкладывали. Одни были поселены, не вложив ни копейки при строительстве дома. Приватизировали эфемерный воздух их квартир, а кто-то не приватизировал. Другие приобретали жилье на розничном рынке.

Часто люди, живущие в одной семье, в одном доме или в одной квартире, начинают делить между собой принадлежащее имущество. Врагами становятся самые близкие люди. Не знаю, с какого перепугу авторы Жилищного кодекса предположили, что в любом доме, где в разное время поселены самые разные люди, создастся ТСЖ.

Это попытка спустя 70 лет сделать в жилищном секторе то, что в свое время погубило нашу деревню и крестьянство - провести коллективизацию, только наоборот. Там у людей отнимали свое и загоняли их в общину, здесь людям сказали: чужое теперь станет вашим. Психология человека не может сработать на такую разрушительную схему. Будет уместным сказать о каких-то техногенных последствиях, авариях, катастрофах при нынешнем состоянии сетей. Это не моя фантазия, а открытая статистика электриков, газовиков, тепловых сетей, водоканала. Изношенность сетей составляет 60, 70, 80%. С 1991 года, по большому счету, ничего не делалось. При нашей централизованной системе сети - это все.

-  Какое место в этой схеме отводится Фонду содействия реформирования ЖКХ?

- Мне придется продолжить ноту, на которой я начал. Я уже говорил о жадности и цинизме нашей власти. Сама идея фонда, и его работа показали, что он является отмазкой. Как ни грустно об этом говорить, придумавшие и реализовавшие идею фонда люди наперед знали, что пройдет несколько лет, и в выступлении президента России Дмитрия Медведева на весь мир прозвучит, что только в Центральном федеральном округе 25 млрд. рублей куда-то испарились.

Заметьте, когда объявляли о создании фонда и начале его работы, никто из инициаторов не говорил, что фонд будет действовать до последнего дня. До того, как будет отремонтирован последний жилой дом, построенный по советской схеме до 2005 года и начала действия Жилищного кодекса. Никто не говорил, что будут приведены в порядок, реконструированы и переложены все сети. Что будет создано рациональное, регулируемое и функционирующее жилищно-коммунальное хозяйство. Никто этого не говорил. Срок работы фонда был ограничен сразу, потом его продлили. Но все равно на сегодня есть границы.

Любому человеку понятно, что все жилье от Москвы до самых окраин не будет отремонтировано. Кто-то попадет в программу, кто-то нет. Более того, условием участия в программе были не ветхость или аварийность жилья и сетей, а количество ТСЖ. Действует принудительная мера: вступите в ТСЖ в определенном количестве и получите финансовую помощь из фонда. Неважно, что рядом дом может рухнуть и погубить под обломками жителей. Правда, это больше относится к расселению, но фонд работает и на эту программу тоже.

В фонд из федерального бюджета заложены большие деньги. Нужно было рассчитывать работу фонда на весь период действия до того момента, пока в России не будет рассчитан последний дом, построенный до начала действия Жилищного кодекса. Можно было пойти другим путем. За счет средств фонда и льготных кредитов дать возможность тем, кто серьезно занимается ЖКХ, быть той самой управляющей компанией. Предоставить возможность покупать на первичном рынке у подрядчиков новые дома или выдавать эти деньги вместо кредита для строительства нового жилья - доходных домов. Этот термин был в России до 1917 года. Доходные дома вполне нормально существует сегодня во многих странах мира. Потому что это на самом деле востребованное жилье для определенного класса людей. Ремонт старой структуры ЖКХ и создание новой было бы рациональным использованием средств.

Сегодня получается несколько выборочная операция. Еще одна несуразность. Для малоимущих 5%-ное софинансирование капремонта включает субсидии. Что вы думаете? Фирмы, проводящие ремонт дома на деньги Фонда ЖКХ, не идут в эти дома.

В существующем виде задачу реформирования Фонд ЖКХ однозначно не решил. Более того, в Пскове и области есть микрорайоны, где по программе не делалось вообще ничего. Но это не значит, что жители в ремонта не нуждаются. Поэтому говорить о социальной значимости фонда можно с очень большой натяжкой. Он выполняет роль некоего денежного фильтра, машины, распределяющей финансовые потоки. Фонд далеко не соответствует функции, которая должна была изначально лежать в основе его создания.

- Может быть, он изначально создавался для функции, которую выполняет?

- Мы вправе предположить это и задаться таким вопросом. К жадности и цинизму, о которых я говорил вначале, нужно добавить лукавство нынешней власти. Она изначально предполагала, что не будет оказана помощь каждому нуждающемуся дому или жителю. Возникает вопрос о социальной ответственности власти перед населением, о некоем отсутствии понимания общественного договора, о котором говорили философы.

- Среди населения нарастает волна недовольства работой управляющих компаний. Откуда взялись протекающие крыши в домах в таком количестве?

- Население недовольно не всеми управляющими компаниями. Есть компании, в которые хотели бы попасть жильцы расположенных поблизости домов. Я знаю такие компании, но намеренно не буду называть их, чтобы здесь не стали искать какой-то иной смысл. Я бы поделил компании на две категории. Первая - это дома, для которых управляющими организациями стали бывшие домоуправления, которые в советские и 1990-е годы были на хорошем счету. Там была хорошо поставлена работа с домами, по традиции эта работа столь же хорошо ведется в пределах традиций и возможностей. Не без огрехов, жалоб и аварий. Но есть некоторое партнерство между жильцами и управляющей компанией. Подчеркиваю, в силу того, что старые домоуправления стали управляющими компаниями. Есть новые компании, по которым, наверное, больше недовольства. Когда прописывался сам механизм создания УК, ТСЖ, этот факт был признан всеми. Правда, в таких случаях наши оппоненты в Госдуме говорят: зачем исправлять закон, до окончания его действия осталось всего 2 года, проблема уйдет сама по себе.

За это время по стране наплодят еще сотни и тысячи фальшивых ТСЖ. Такие факты есть и по Пскову. Люди в судебном порядке доказывали, что ни в какое товарищество не вступали. Представьте себе само сочетание слов - управляющая организация. Вроде бы все хорошо. Управляющая организация должна заботиться, чтобы людям в их доме было хорошо, чтобы делать дом «доходным». Сегодня жильцы не видят помощи и желания помочь, жалуются в администрацию, хотя по закону им там делать нечего. Они идут жаловаться в прокуратуру, попадают в суды. Это же ненормально! Почему жилец должен искать правоту и защищать законные интересы через прокуратуру и суд, если у него есть управляющая компания, которая должна работать для него и на него?

Еще есть третья ситуация. Есть дома, которые попали в МАУ «Жилище». Их не удалось запихнуть управляющим компаниям. МАУ «Жилище» непонятно как финансируют из бюджета. Сборы от населения подчас соответствующие. Состояние домов соответствующее, раз их не взяла ни одна управляющая компания.

Ситуация везде разная. Самое печальное - это легкость создания ТСЖ. Новые искусственно созданные товарищества собственников жилья, как правило, брали дома поновее. Случись что, если что-то рушится… Процедура банкротства наших ООО извините, отлажена. Она продается в метро и в Интернете. Нет никакой гарантий, что вы завтра проснетесь, и управляющая организация еще будет существовать. Это мина замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Муниципалитет должен быть готов, что может оказаться в ситуации с тем же жилым фондом, который когда-то сдал с легкостью некоей управляющей организации.

- Откуда взялись протекающие крыши в таком количестве?

- Во многом виновата система и 94-й закон о конкурсах и аукционах. Когда у местных властей было желание отремонтировать как можно больше кровель, шли по пути удешевления смет. В разы удешевлялась смета. Дальше выигрывала компания, предложившая наименьшую цену. Жизнь показала, что меньшая цена - это худшее качество. Еще один фактор - это обслуживание.

Один пример: зима, сосульки на кровлях, жалобы. В советские годы самой дефицитной специальностью в домоуправлениях был кровельщик, это было оправданно. Сегодня подгоняют вышку и сбивают снег с кровель ломами, кирками, кувалдами. А это шифер. Прокуратура вышла с исками к городу по ряду домов. У города таких больших денег нет. Предположим, они придут в фонд или область и скажут: мужики, мы тут у вас взяли почти два миллиарда, в том числе на кровли. Раньше текло 10 крыш, теперь 200. Дайте деньги еще раз. Думаю, ответ можно предугадать заранее.

- Все мы жильцы. Все платим квартплату. Сейчас вводится еще и 13-я квартплата. Насколько она правомерна?

- В постановлении правительства записано: платежи могут корректироваться раз в год. Они могут корректироваться как вверх, так и вниз. Чаще всего речь идет о «Псковских тепловых сетях». Зимы бывают разные. Думаю, никто не помнит, чтобы «тепловые сети» предложили скорректировать плату вниз. Почему вопрос возник именно в этому году. Не секрет, что все предыдущие годы городской бюджет всегда выделял значительные субсидии - десятки миллионов рублей - практически то, о чем идет речь в «тринадцатых квитанциях».

Откуда появляются эти суммы - вопрос отдельный. Насколько я знаю, в бытность мэром Михаила Хоронена была сделана попытка аудита «Тепловых сетей». Его материалы оказались, скажем так, для служебного пользования. Больше попыток не было. Надо начинать с серьезного внешнего вмешательства, чтобы понять, что и сколько стоит. Тогда все встанет на свои места, и вопрос правомерности платежей возникнет  не с точки зрения постановления правительства, а с точки зрения экономики и реальной жизни.

- Сейчас готовятся новые сюрпризы в сфере ЖКХ. Чем они обернутся для населения? Существует какая-то альтернатива нынешней ситуации?

- Готовится новый документ в правительстве, который предполагает, что мы получим новую графу в квитанции - «общедомовые нужды». Я уже говорил о жадности, цинизме, лукавстве, теперь приходится говорить о лжи. Не далее как два - три года назад нас призывали: ставьте счетчики, все будет только по приборам учета. Люди поверили и вложились. В документе снова появляется нормативы - по электроэнергии на общедомовые нужды. Будут браться показания индивидуальных счетчиков, а разница высчитываться по нормативам. Я не очень верю, что при нынешней системе будут сверять показания по каждому счетчику и арифметически правильно высчитывать эту разницу. Раз появились нормативы, скорее всего, субъекты и муниципалитеты пойдут по пути нормативов. Так легче, проще и для них удобнее. К сожалению, на сегодня этот документ существует и скорее всего начнет применяться.

Что касается конца ЖКХ, не стоит воспринимать все буквально. ЖКХ не рухнет после конца нашей передачи. Но сегодня есть возможность не ухудшать ситуацию и подойти к проблеме комплексно. Полагаю, нужно прописать солидарную ответственность: жильца, управляющей организации, муниципалитета, субъекта федерации и сетей. Нужно взять федеральный бюджет и посмотреть на него хозяйским взглядом, особенно на газовую трубу, из которой вытекают деньги назад в страну. Сегодня есть финансовая возможность и необходимость выстроить солидарные партнерские отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве и создать ситуацию, когда солидарность и ответственность будут существовать не только в рамках закона, но и в действительности. Если спрашивать за исполнение закона, это движение может быть взаимовыгодным и полезным.

ПЛН в телеграм
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 127 человек
Лента новостей