www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.


Жилой комплекс с уникальным месторасположением Сервис ответов на вопросы Дома здесь не будет! Шикарный коттедж Сроки поверки индивидуальных приборов учета Как оплатить коммунальные услуги без комиссии На что потратить маткапитадл? Что делать, если нотариус - мошенник? Дом на Индустриальной достроят Дома здесь не будет! Жилой комплекс с уникальным месторасположением Шикарный коттедж Как оплатить коммунальные услуги без комиссии Как оплатить коммунальные услуги без комиссии Дом на Индустриальной достроят Как оплатить коммунальные услуги без комиссии
     Первый клубный дом в Пскове    В Пскове появились «обманутые дольщики»   

Будет ли земельный передел?


08.01.2011 17:00 ПЛН, Псков

Тема неиспользуемых земель актуальна для Псковской области. Не секрет, многие земли не вовлечены в хозяйственный оборот. Зарастание земель (порою не верится, что это было когда-то поле) существенно увеличивает объем средств, которые необходимо вложить для их освоения. Это актуально как в отношении земельных паев, так и дачных земельных участков. В одной из ближайших статей мы расскажем, как отказаться от ненужного дачного участка.

Проблема не менее актуальна и для других российских регионов. Думаем, статья наших карельских коллег, в которой достаточно глубоко проанализирована проблема не использования земель сельхозназначения, будет интересна и псковскому читателю.

ГРОЗИТ ЛИ КАРЕЛИИ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ?

Информационное агентство «Карелинформ»

Максим Тихонов

Государственная дума РФ 21 декабря приняла закон, позволяющий изымать у собственников в судебном порядке сельскохозяйственные земли, не используемые по назначению более трех лет.

Согласно закону, земли могут изыматься, в частности, если они используются «с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельхозназначения или значительное ухудшение экологической обстановки», а также если участок более трех лет «не используется для ведения сельхозпроизводства». Предусмотрен и механизм компенсации за изъятие земель.

Неиспользование таких участков для «профильной» деятельности также будет караться административным штрафом - для граждан он составит от 2 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 4 до 6 тыс. рублей, для юрлиц - от 80 до 100 тыс. рублей.

Земли, изъятые у собственников, могут быть проданы с публичных торгов, приобретены в государственную или муниципальную собственность.

Одновременно закон предусматривает упрощение порядка госрегистрации прав на земельных участки, выделенные в счет земельных долей. Также урегулирован вопрос определения цены выкупа сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами сельхозземель, не являющихся сельхозугодьями. Для данных лиц максимальный размер цены выкупа земель снижен с 20 до 15% их кадастровой стоимости.

Закон вступит в силу с 1 июля 2011 года.

Вопрос о необходимости упорядочивания системы пользования землями сельхозназначения был поставлен еще в прошлом году президентом РФ Дмитрием Медведевым. На одной из встреч с представителями непарламентских партий он заявил о необходимости ввести наказание за нецелевое использование земли, вплоть до ее изъятия. «Землю должно быть легко получить, но за ее неиспользование под сельское хозяйство должна вступать санкция. Три--пять лет не используешь - тогда землю изымают», - сказал президент.

Как водится, президент сказал - Дума приняла. Теперь в регионах начинают ломать головы: а что, собственно, со всем этим делать? Предстоит думать и Карелии, где ситуация довольно парадоксальная: сельского хозяйства почти нет, а земли сельхозназначения есть, и немало. Кто и у кого их будет «изымать»?

Для начала разберемся в терминологии. Земли сельскохозяйственного назначения - это не то же самое, что сельскохозяйственные угодья. Если на земле стоит коровник, фермерский дом или машинный парк - это тоже земли сельхозназначения, но к сельхозугодьям их не отнесешь. Угодья - это земля, которая используется для непосредственного производства продукции: пашни, пастбища, сенокосы и т.д.

И вот всего в Республике Карелия  145,5 тысячи гектаров сельхозугодий.

Из них 49,9 тысячи гектаров закреплены за сельхозпредприятиями.

Еще 47,3 тысяч гектаров закреплены за гражданами. Это личные подсобные хозяйства, приусадебные участки, дачные кооперативы и прочее.

Соответственно, примерно 48,2 тысячи гектаров - «гуляют». Они вообще ни за кем не «закреплены», то есть не проданы в собственность, не отданы в аренду или в какую-то форму пользования. Почти 50 тысяч гектаров сельхозугодий в Карелии просто никак и никем не используются и, грубо говоря, давно заросли бурьяном и молодым лесом. Если на этих землях когда-то и была сеть мелиорации, то она давно уже пришла в негодность, и, само собой, никто уже много десятилетий не проводил никаких мероприятий по сохранению или повышению плодородия почв. Никакое сельскохозяйственное производство на этих землях вести уже нельзя без предварительных (и немалых) вложений.

В то же время разговор об «изъятии» этих земель лишен всякого смысла, поскольку они и так у государства. И как раз государство в данном случае проявляет себя как самый нерадивый и неэффективный землевладелец.

Как используются «закрепленные» земли, впрочем, у нас тоже тайна, покрытая мраком. У большинства сельхозпредприятий земли в аренде. Но за тем, как арендатор использует землю, никто специально не следит. В отличие, скажем, от стран Евросоюза, где быть землевладельцем - это самое хлопотное в мире занятие. Государства обкладывают землевладельцев не только крупными налогами, но и всякого рода обременениями. Никто не может просто так стать владельцем земли - и ничего на ней не делать. Существуют специальные регламенты, которые диктуют каждый шаг землевладельца: когда и какие работы он должен проводить, какие мероприятия по повышению плодородия, сколько и каких удобрений вносить, как пахать и как сеять. Неисполнение этих регламентов ведет к крупным штрафам и изъятию земель.

В России подобные регламенты напрочь отсутствуют. И даже если какой-нибудь Россельхознадзор сделает попытку проверить, используются ли земли сельхозпредприятием, - делать это придется «на глазок». И любой землепользователь легко «отмажется» от претензий. «Вот на этом пастбище у меня корова паслась целую неделю. Значит - использовал. А вот здесь мой трактор проехал. Значит, тоже использовал...»

Таким образом, для приближения к цивилизованному землепользованию России еще надо «обрасти» огромным количеством законодательных и подзаконных актов, которые четко урегулировали бы все взаимоотношения в этой сфере.

А пока этого нет, как ни странно, самыми эффективными землепользователями специалисты считают как раз граждан - владельцев личных подсобных хозяйств и членов дачных кооперативов. У хорошего огородника ни один квадратный метр из данных ему шести соток не простаивает без дела. Здесь тепличка, здесь картошечка, здесь цветочки, здесь лучок-укропчик. И все цветет и пахнет, и ни одна грядка не уйдет под снег неубранной. У таких людей не то что отбирать землю - им давать ее надо, и не по соточке-другой -- а столько, сколько, сколько обустроить смогут.

Пожалуй, законодательное нововведение в Карелии может коснуться тех граждан, которые в свое время получили земельные «паи» в ходе разного рода приватизационных процедур в бывших совхозах. Получить получили, но ни организоваться для совместной работы на этих паях, ни продать их, ни обиходить землю самостоятельно -- в большинстве своем не сумели. Так сотни жителей республики и по сей день числятся владельцами земельных «паев», но реально не имеют представления, что с ними делать. Эти земли, потенциально пригодные для возобновления сельхозпроизводства, еще могут быть вовлечены в активный оборот через процедуру «изъятия». Но для этого необходим сущий пустяк: должен найтись кто-то желающий организовать на них сельхозпроизводство.

Изымать земли у неэффективного собственника, чтобы отдать их в собственность государства - менять шило на мыло. Государство не в состоянии не только использовать земли, но и хотя бы просто содержать их в порядке. Забирать землю у неэффективного собственника есть смысл только для того, чтобы отдать ее эффективному.

А где он, эффективный-то? Ау!

 

Источник: Псковская Лента Новостей





 


Инфраструктуру какого жилого комплекса Пскова вы считаете наиболее комфортной?














Голосование

Инфраструктуру какого жилого комплекса Пскова вы считаете наиболее комфортной?