Новости партнеров
Недвижимость / Загородная недвижимость

Будет ли земельный передел?

08.01.2011 17:00|ПсковКомментариев: 4

Тема неиспользуемых земель актуальна для Псковской области. Не секрет, многие земли не вовлечены в хозяйственный оборот. Зарастание земель (порою не верится, что это было когда-то поле) существенно увеличивает объем средств, которые необходимо вложить для их освоения. Это актуально как в отношении земельных паев, так и дачных земельных участков. В одной из ближайших статей мы расскажем, как отказаться от ненужного дачного участка.

Проблема не менее актуальна и для других российских регионов. Думаем, статья наших карельских коллег, в которой достаточно глубоко проанализирована проблема не использования земель сельхозназначения, будет интересна и псковскому читателю.

ГРОЗИТ ЛИ КАРЕЛИИ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ?

Информационное агентство «Карелинформ»

Максим Тихонов

Государственная дума РФ 21 декабря приняла закон, позволяющий изымать у собственников в судебном порядке сельскохозяйственные земли, не используемые по назначению более трех лет.

Согласно закону, земли могут изыматься, в частности, если они используются «с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельхозназначения или значительное ухудшение экологической обстановки», а также если участок более трех лет «не используется для ведения сельхозпроизводства». Предусмотрен и механизм компенсации за изъятие земель.

Неиспользование таких участков для «профильной» деятельности также будет караться административным штрафом - для граждан он составит от 2 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 4 до 6 тыс. рублей, для юрлиц - от 80 до 100 тыс. рублей.

Земли, изъятые у собственников, могут быть проданы с публичных торгов, приобретены в государственную или муниципальную собственность.

Одновременно закон предусматривает упрощение порядка госрегистрации прав на земельных участки, выделенные в счет земельных долей. Также урегулирован вопрос определения цены выкупа сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами сельхозземель, не являющихся сельхозугодьями. Для данных лиц максимальный размер цены выкупа земель снижен с 20 до 15% их кадастровой стоимости.

Закон вступит в силу с 1 июля 2011 года.

Вопрос о необходимости упорядочивания системы пользования землями сельхозназначения был поставлен еще в прошлом году президентом РФ Дмитрием Медведевым. На одной из встреч с представителями непарламентских партий он заявил о необходимости ввести наказание за нецелевое использование земли, вплоть до ее изъятия. «Землю должно быть легко получить, но за ее неиспользование под сельское хозяйство должна вступать санкция. Три--пять лет не используешь - тогда землю изымают», - сказал президент.

Как водится, президент сказал - Дума приняла. Теперь в регионах начинают ломать головы: а что, собственно, со всем этим делать? Предстоит думать и Карелии, где ситуация довольно парадоксальная: сельского хозяйства почти нет, а земли сельхозназначения есть, и немало. Кто и у кого их будет «изымать»?

Для начала разберемся в терминологии. Земли сельскохозяйственного назначения - это не то же самое, что сельскохозяйственные угодья. Если на земле стоит коровник, фермерский дом или машинный парк - это тоже земли сельхозназначения, но к сельхозугодьям их не отнесешь. Угодья - это земля, которая используется для непосредственного производства продукции: пашни, пастбища, сенокосы и т.д.

И вот всего в Республике Карелия  145,5 тысячи гектаров сельхозугодий.

Из них 49,9 тысячи гектаров закреплены за сельхозпредприятиями.

Еще 47,3 тысяч гектаров закреплены за гражданами. Это личные подсобные хозяйства, приусадебные участки, дачные кооперативы и прочее.

Соответственно, примерно 48,2 тысячи гектаров - «гуляют». Они вообще ни за кем не «закреплены», то есть не проданы в собственность, не отданы в аренду или в какую-то форму пользования. Почти 50 тысяч гектаров сельхозугодий в Карелии просто никак и никем не используются и, грубо говоря, давно заросли бурьяном и молодым лесом. Если на этих землях когда-то и была сеть мелиорации, то она давно уже пришла в негодность, и, само собой, никто уже много десятилетий не проводил никаких мероприятий по сохранению или повышению плодородия почв. Никакое сельскохозяйственное производство на этих землях вести уже нельзя без предварительных (и немалых) вложений.

В то же время разговор об «изъятии» этих земель лишен всякого смысла, поскольку они и так у государства. И как раз государство в данном случае проявляет себя как самый нерадивый и неэффективный землевладелец.

Как используются «закрепленные» земли, впрочем, у нас тоже тайна, покрытая мраком. У большинства сельхозпредприятий земли в аренде. Но за тем, как арендатор использует землю, никто специально не следит. В отличие, скажем, от стран Евросоюза, где быть землевладельцем - это самое хлопотное в мире занятие. Государства обкладывают землевладельцев не только крупными налогами, но и всякого рода обременениями. Никто не может просто так стать владельцем земли - и ничего на ней не делать. Существуют специальные регламенты, которые диктуют каждый шаг землевладельца: когда и какие работы он должен проводить, какие мероприятия по повышению плодородия, сколько и каких удобрений вносить, как пахать и как сеять. Неисполнение этих регламентов ведет к крупным штрафам и изъятию земель.

В России подобные регламенты напрочь отсутствуют. И даже если какой-нибудь Россельхознадзор сделает попытку проверить, используются ли земли сельхозпредприятием, - делать это придется «на глазок». И любой землепользователь легко «отмажется» от претензий. «Вот на этом пастбище у меня корова паслась целую неделю. Значит - использовал. А вот здесь мой трактор проехал. Значит, тоже использовал...»

Таким образом, для приближения к цивилизованному землепользованию России еще надо «обрасти» огромным количеством законодательных и подзаконных актов, которые четко урегулировали бы все взаимоотношения в этой сфере.

А пока этого нет, как ни странно, самыми эффективными землепользователями специалисты считают как раз граждан - владельцев личных подсобных хозяйств и членов дачных кооперативов. У хорошего огородника ни один квадратный метр из данных ему шести соток не простаивает без дела. Здесь тепличка, здесь картошечка, здесь цветочки, здесь лучок-укропчик. И все цветет и пахнет, и ни одна грядка не уйдет под снег неубранной. У таких людей не то что отбирать землю - им давать ее надо, и не по соточке-другой -- а столько, сколько, сколько обустроить смогут.

Пожалуй, законодательное нововведение в Карелии может коснуться тех граждан, которые в свое время получили земельные «паи» в ходе разного рода приватизационных процедур в бывших совхозах. Получить получили, но ни организоваться для совместной работы на этих паях, ни продать их, ни обиходить землю самостоятельно -- в большинстве своем не сумели. Так сотни жителей республики и по сей день числятся владельцами земельных «паев», но реально не имеют представления, что с ними делать. Эти земли, потенциально пригодные для возобновления сельхозпроизводства, еще могут быть вовлечены в активный оборот через процедуру «изъятия». Но для этого необходим сущий пустяк: должен найтись кто-то желающий организовать на них сельхозпроизводство.

Изымать земли у неэффективного собственника, чтобы отдать их в собственность государства - менять шило на мыло. Государство не в состоянии не только использовать земли, но и хотя бы просто содержать их в порядке. Забирать землю у неэффективного собственника есть смысл только для того, чтобы отдать ее эффективному.

А где он, эффективный-то? Ау!

 

ПЛН в телеграм
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 113 человек
Лента новостей