Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Прибежище негодяев

26.05.2008 11:44|ПсковКомментариев: 34

Нынешний ласковый май наверняка войдет в историю как месячник спортивно-эстрадных побед. Что называется, прорвало. Сначала мощно выстрелил «Зенит», затем хоккейная дружина России в невероятном по драматизму финале надрала задницу канадцам. Вспомни, детка, Сталинград! Наконец, кумир девочек в пубертатном периоде, Дима Билан, в приспущенных на лобок штанах, в окружении венгерского скрипача и знаменитого фигуриста «сделал» Европу. Виват, Россия!

Виват-то виват, но когда на второй кнопке устроили повторный просмотр белградского концерта «Евровидения», я осознал, что это уже не просто масс-медийный экстаз по принципу «был бы повод», а подлинная вакханалия какого-то оголтелого, а главное, гламурного, патриотизма. Оголтелость и гламур вполне уживаются в формате телеканала «Россия», уже задолбавшего своими дебильными призывами в обязательно повелительном наклонении: «Смотри, Россия!», «Не пропусти, Россия!», «Выбирай, Россия!».

Ну да, выбирай теперь, когда всех, кого надо уже выбрали. Можно и поглумиться над массовым сознанием. Устроить виртуальные выборы между Петром Великим и маршалом Победы Жуковым. Плюс «Семь чудес России». От слова «Россия» постепенно начинает мутить. Потому что диктор с авторитетным баритоном риторически обращается не столько к стране, сколько к тебе лично. Дескать, и ты тоже, имярек такой-то, Россия, не отвертишься! Какая там идентификация Борна? Речь идет о национальной идентичности, транслируемой в режиме «четыре удара в мозг за отчетный час эфира».

Вообще навязчивая идея выиграть в лотерею на музыкальном паноптикуме «Евровидения» давно превратилась в отдельный нацпроект. Ничего дурного или предосудительного здесь, понятно, нет. Естественное желание продюсеров и телевизионщиков (не исключая артистов) приподняться на общеевропейском шоу.

Долгожданный триумф Димы Билана – это прежде  продюсерский успех, свидетельствующий, что отечественный шоу-бизнес вполне достиг необходимого уровня капитализации. Разве можно сравнить Москву и какую-нибудь Боснию и Герцеговину? А вот весь остальной телевизионный визг (вкупе с президентским звонком на мобильник певца) уже не что иное как патриотический PR, причем, как говориться, голимый.

Новое время – новые приколы, разыгрываемые на глазах миллионов. Вообразите, допустим, что Леонид Брежнев поздравляет Аллу Пугачеву после победы певицы в Болгарии со шлягером «Арлекино». По телефону. При этом организован прямой телемост между Кремлем и гостиницей в Софии. Вот был бы пропагандистский эффект! Просто фантастика! А по советским понятиям – дикость. Потому как в те легендарные времена существовала строгая иерархия ценностей, и если спорт монтировался с обороной, то эстрада находилась там, где ей и надлежало быть, в сфере доступных для плебса развлечений.

Постмодернизм снял все ограничения и цензы. Интертеймент есть актуальная идеология и передовая линия перманентной информационной войны. Близок момент, когда президенты будут поздравлять за успехи на мировой сцене не только поп-звезд, но и звезд стриптиза. Ибо потребителей стриптиза все больше в численном выражении, и в избирательных технологиях необходимо учитывать и этот сегмент населения.

На продвинутом Западе уже с начала 70-х либерально ориентированные политики видели в гомосексуальном сообществе важную часть электората, и сознательно апеллировали к этой небольшой, но чрезвычайно активной части социума. Поскольку игнорировать такого перспективного персонажа как Дима Билан не с руки молодой, пусть и выросшей на рок-музыке, элите, Дима Билан превращается в очередной рекламный тренд и бренд: «Сиди и слушай, Россия».

Ну, а для того, чтобы имидж Димы выглядел более традиционно (пафоса и так хватает), в его команду рекрутируется юная фотомодель, которая до заявки в конкурсе Билана жила в аэропорту, а отныне будет талантливо изображать из себя его боевую подругу. Видимо, гонорар за этот трогательный спектакль перед телекамерами несравнимо выше, чем изнуряющий труд на модельном подиуме.

Опять же, во всем этом нет ничего предосудительного или даже порочного. Таковы правила игры. Шоу-бизнес на 90% состоит из искусно придуманных историй и четко продуманной рекламной кампании. Если в ротацию запускается бойз-бэнд, то мальчикам из раскручиваемой группы категорически воспрещается жениться или даже иметь подружку (это факт плохо скажется на имидже и продажах). То же самое касается и девочек, делающих поп-карьеру. Пусть они беременели, как кошки, в четырнадцатилетнем возрасте, публика об этом непотребстве знать не должна.

Сексапильные мачо должны быть свободны от уз Гименея, покуда, подобно музыкальному автомату, глотают горячую монету. Они даже умирают в прыжке.  

Гламурный патриотизм привносить в шоу-бизнес свои фишки. Абы кто с флагом государства по сцене скакать не должен. А раз уж у нас нет другого Билана, рождается безумная идея, вступающая в противоречие со всеми правилами шоу-бизнеса: «Давайте женим Димку!». Глянешь на такое шоу и разрыдаешься приторным ликером умиления.

И не важно, что эффектное действо существует, пока в кадре мельтешит конфетти, все равно игру просекает 5% зрителей, не равнодушных к тому, в каком кармане фокусник прячет своего кролика. Акция-то удалась. Москва вновь, пусть и в сугубо эстрадно-развлекательном формате, центр Европы. Успех? Да еще какой!

Вменяемые и интеллектуально вмазанные индивидуумы, между прочим, вовсе не против эстрадных побед (а уж тем более, спортивных, заслуженных кровью и потом), а вот электронный ура-патриотизм в убойных количествах не может не вызывать отвращения. Потому что подлинная любовь к Родине – чувство интимное, и подобна любви к жене: не случайно же Александр Блок отождествил эти два чувства – к женщине и к стране - в своем знаменитом стихотворении.

Нелепо и даже подозрительно выглядит человек, который на каждом шагу и первому встречному орет о своей любви к жене. Тут два варианта: либо он псих, либо неискренен, и орет, преследуя какие-то другие задачи. Например, хочет что-то затаить, закамуфлировать, может быть, какой-то стыдный комплекс. Ту же – нелюбовь?

Что скрывается за гламурным патриотизмом? Комплекс национальной ущербности, характерный для любой пост-Империи? Желание заместить иллюзорным успехом достаточно скромные реалии? Мегаломанию узкой, но влиятельной прослойки, управляющей страной? В любом случае, обывателю гипертрофированный патриотизм масс-медиа представляется слишком театрализованным, организованным телепродюсерами, спущенным, как разнарядка, сверху.

Ибо прав контр-культурный поэт Orlusha:

Я патриотам не грублю.

И русским патриотам - в частности.

Я родину – п…ц люблю,

Когда отечество в опасности.

Ведь если мирно спит народ

И каждый с каждым крепко дружен,

Патриотизм (е…сь он в рот!)

И на х… никому не нужен.

  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей