Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Терминатор навсегда

24.06.2009 15:41|ПсковКомментариев: 9

Четвертый фильм о пришествии очередного киношного терминатора раздражает своей жанровой двусмысленностью: с одной стороны вроде приквел, да не совсем, то бишь предыстория уже культовых блокбастеров, а с другой - римейк, иногда напоминающий пародию.

Правда, весьма высокотехнологичную.

Лично меня фильм не торкнул, но нельзя не признать, что голливудский продакшн достиг того уровня, когда даже голимый аттракцион начинает восприниматься в форме самодостаточного явления, вроде иллюминации (типа имитации северного сияния).

Ничего подобного, не взирая на все потуги и понты, пока не способно достичь российское кино; взять хотя бы недавний, крайне амбициозный, но жалкий, в лучшем случае на уровне Голливуда 80-х, фильм бездарного кинорежиссера Федора Бондарчука.

Посрамил Федор батьку, таки посрамил.

Если уж хочешь снимать фантастику, то кроме денег, нужно иметь идею, легко конвертируемую в визуальные приемы, которые будут удивлять зрителя, а не навевать скуку: «Ага, где-то мы это уже видели».

«Да придет Спаситель» часто вызывает именно эту банальную реакцию, но качество картинки отвлекает от мыслей о вторичности всякого продолжения когда-то крайне удачного кинопроекта.

Кстати, пафосный перевод на русский слогана: «Да придет спаситель» - содержит абсолютно лишнюю религиозную коннотацию, непонятно для чего придуманную отечественными прокатчиками, тогда как в оригинале фильм называется просто: «Терминатор-спаситель», коротко и ясно, и вполне исчерпывает всю сценарную идею.

Из прошлого в оголтелый футуризм (а не наоборот, как прежде) засылается терминатор, изготовленный из преступника, приговоренного к смертной казни. Понятно, что опять в сценарии задействованы мать и сын Конноры, которые, используя послания, то ли из прошлого, то ли из будущего, пытаются предугадать смысл происходящих событий.

Предугадывают правильно, потому как Апокалипсис уже случился, Апокалипсис у них вообще процесс перманентный.

Идея победы машин над людьми родилась одновременно с технической революцией.

Роботы, вымышленные чешским писателем Карлом Чапеком, буквально в считанные десятилетия стали реальностью, вот только с искусственным интеллектом вышла незадача, а именно такого: мыслящего, пусть и частично, киборга и предложил нам в свое время Голливуд.

Смертельная битва машин и людей – это в принципе схватка цивилизаций, так сказать, естественный видовой отбор, рожденный историей (варвары против римлян) плюс теорией Чарльза Дарвина,  транспонированной из природы в футурологический мир техники.

Эти мыслительные сдвиги (от природы к ноосфере) неизбежны, и будут интерпретироваться искусством, пока существует человечество.

Ну а Голливуду, как говорится, сам Бог велел. На то он и Голливуд, чтобы создавать параллельные миры.

Так вот каков он, этот новый безумный мир?

При всей вторичности продукта, четвертый «Терминатор-спаситель» переносит зрителя именно в будущее, причем весьма безрадостное. Там нет даже городов, как, к примеру, в «Людях Икс», а одна пустыня, и запредельные машиностроительные заводы, где из живых людей делают биороботов.

Люди, понятное дело, как могут, сопротивляются, хотя не все: имеются и откровенные обыватели тире преступники, думающие только о жратве и скромных удовольствиях. Но этих ошапурков сравнительно немного, тогда как сознательная часть сохранившегося населения пуляет в металлических извергов, не жалея патронов.

Этим, собственно, занимается и новый терминатор, самый человечный из терминаторов. Превзошедший даже хрестоматийного Арни, посланного в двадцатый век спасти мальчишку от жидкометаллического монстра, а затем - и в двадцать первый: убить соблазнительную блондинку, мечту всякого арийца, когда черный, даже какой-то некрофильский, юмор перемежался с жутким пафосом и паническими мыслями об Армагеддоне.

Нынче все проще: наш симпатичный киборг сражается исключительно с металлическими болванами, пусть и мчащимися на мотоциклах или летающими, словно птеродактили.

Ближе к финалу появляется компьютерная версия нынешнего губернатора Калифорнии.

Брутальный стриптизер Арнольд Шварценнегер, изготовленный голливудскими аниматорами,  обивает стенки адской фабрики телами жертв и жаждет мести. Однако быстро обугливается, превращаясь в привычный металлический костяк, который умирает в прыжке.

Здесь включается так называемый «этический момент».

Фильм отличается явным «расизмом» по отношению к машинам. Люди уверены, что они высшая раса, а машины (некий Скайнет, парафраз Бога) присвоил и узурпировал человеческие права.

Вместо венца природы, каким себя мыслил человек, риторический гуманист, всегда готовый построить десяток концлагерей для себе подобных, на авансцену является безжалостная машина, совершенствующая свой вид до бесконечности. Всякому понятно, что это дьявольская выдумка.

И именно за души людские здесь идет бой.

Терминатор-спаситель – это прежде всего искупитель. Он искупает свою прошлую вину. Он не Иисус суперстар, но что-то похожее. В критический момент он отдает Джону Коннору свое мощное кибернетическое сердце.

Так что, возможно, слоган не лжет.

Героев фильма ждет новое прекрасное будущее? Без машин?

Но в столь радужную перспективу почему-то не верится. Слишком уныл и пустынен родной пейзаж обезлюдевшей Калифорнии. Значит - надо ждать продолжения истории.

Тем более, что трансформеры на подходе.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 270 человек
Лента новостей