Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Школа: почему сегодня учитель ничтожество?

19.01.2010 15:05|ПсковКомментариев: 43

В промо-ролике сериала «Школа» ученик заявляет пожилому учителю: «Но я же личность!» На что заслуженный преподаватель (по версии авторов, удостоенный звания «Учитель года») привычно отвечает: «Ничтожество вы!» И к этому обмену репликами даже не знаешь, как относиться, и в правдоподобие подобной ситуации не сильно-то и веришь. Наврали нам сценаристы. Если «ничтожество», так на «ты», а то и матом. Но тогда не очень понятно, как такой персонаж стал «Учителем года». Да и победить в конкурсе профессионального мастерства заикающийся седой старик вряд ли бы смог. Конкурсы – дело молодых, похожих на, к примеру, ту же сексапильную учителку, крутящую задницей у доски, которая не прочь завести амуры с папой одного из своих учеников.    

О телесериале «Школа», запущенном в эфир на «Первом канале», сегодня не высказался только ленивый, и понятно, отчего проект возбудил такие страсти. Быть может, впервые предпринята попытка  показать, без дураков, неприлизанную школьную реальность. Камера оператора дергается, имитируя съемку мобильным телефоном, заглядывает чуть ли не в ноздри или в трусы не только к ученикам, но и к учителям, которые предстают людьми подчас не просто мало симпатичными, но и однозначно порочными. Но дело здесь даже не в том, что юные организмы только и думают, что о сексе, бухле и жратве, а учителя, как умеют, но, чаще всего, увы, крайне бездарно, стараются эти спонтанные первичные инстинкты подавить, а заодно еще и чему-то своих учеников научить. Гораздо актуальней другое (и, как кажется, именно это и вызывает шок): в сериале школа предстает не как изолированный мир, а как срез общества, увеличительное стекло, сквозь которое рассматриваются такие социальные недуги, как имущественное неравенство, коррупция, лицемерие, распущенность и прочее. Отсутствие общих идеалов и всеобщее неуважение друг к другу (старших к младшим, и наоборот) и порождают тот хаос поступков, мнений и эмоций, в котором живут герои. Каждый за себя - в поисках выгоды или удовольствий, и в этом мельтешении и столкновении отдельных индивидуумов трудно угадать сюжет и какую бы то целостность. Реальность фрагментарна, картинка распадается на эпизоды, ученики и учителя – бессмысленные атомы в бестолковом потоке жизни – это ли не модель современного социума, живущего без телеологии, без миссии? Социума, который и социумом-то в традиционном смысле назвать нельзя.

Каждый человек предоставлен сам себе и преследует исключительно личную выгоду: и школьники в «Школе»  (в силу их юного возраста) просто откровенней, чем взрослые, выражают этот всеобщий закон победившей энтропии. Они не скрывают своих истинных чувств, они, как маугли в жнуглях дикого капитализма, и если что, сразу бьют в морду или хамят, обзываются, спасаются бегством, хохочут, заявляют о желании или антипатии.

  

Не потому ли многие зрители заявляют в блогах, что смотреть сериал им неинтересно? И понятно, почему. Ведь процесс восприятия сериала  действительно напрягает: выделить из мельтешения лиц и поступков более или менее внятную фабулу еще нужно постараться. К этическому неприятию проекта добавляется и чисто эстетическое. Трудно усидеть перед экраном, где все трясется и мелькает, а чтобы услышать диалог, нужно прислушиваться. И еще не факт, что расслышишь.

Остается только удивляться дерзости продюсеров проекта: впервые за долгие годы отечественное телевидение сделало ставку на эксперимент, который уже заставил многих задуматься над тем, в каком обществе приходится взрослеть детям, родившимся в середине девяностых. И, судя по всему, это далеко не предел всеобщего падения нравов. Как пелось в популярной песенке молодой Аллы Пугачевой: «То ли еще будет, ой, ой-ой!»

Критики спорят о том, правду показывают нам на «первой кнопке» или кривду, оговариваясь, что у каждого из выпускников российской системы образования свой собственный школьный опыт. Да и школы, де, в стране очень разные, престижные, для элиты, и так сказать, обычные, для плебса. Кто-то увидит сходство, попадание в реальность, а кто-то будет биться в истерике, доказывая, что подобного быть не может.

Принцип правдоподобия, граничащий с натурализмом, эксплуатируемый Валерией Гай Германикой, неизбежно натыкается на предвзятые оценки тех зрителей, которые свято убеждены, что искусство обязано чему-то обязательно учить и нечто проповедовать. Учить хорошему, проповедовать идеалы. Но ничего такого в сериале нет, и, вроде как, не предвидится.

А это, если вдуматься, и есть главная претензия к создателям «Школы».

Но в том-то и драма, что никаких идеалов (не важно как их назвать – христианскими или из «кодекса строителей коммунизма») в нынешней России просто не существует. Их давным-давно отменили за ненадобностью. И когда учитель начинает что-то такое высокодуховное втолковывать своим подопечным, он в первую очередь сам понимает, что фальшивит. А уж дети распознают эту фальшь сразу.

Дети давно распробовали вкус горьких либеральных истин. Прав то, кто успешен и силен. Слабым тут не место. Вы, учителя, читаете нам мораль, но кто вы сами такие?

Неудачники, лузеры.

Потому что только неудачники могут сегодня работать в школе. Все слова о высоком предназначении учителя – для лохов.

Ну, и так далее в подобном стиле.

И ученики, глядя на окружающую нас реальность незамутненным взглядом, знают, что правы. Это же самое знают и их родители. Не случайно же в сериале мама девочки, идущей на золотую медаль, передает классной руководительнице взятку в 2 тысячи долларов? Сериальная мама понимает, что за нищенскую зарплату (проще назвать ее подачкой от государства) учитель вряд ли будет стараться для ее дочери. А золотая медаль – это как-никак пропуск в престижный вуз, иначе говоря, дверь в социальный лифт. Уж мама-то точно не хочет, чтобы ее дочка стала учителем, и потратила свою жизнь на пубертатных балбесов.

Если учителя – ничтожества (а таков их социальный статус), то и дети могут безнаказанно вытворять такое, что и не снилось еще лет двадцать назад.

Если набрать в поисковике словосочетание «Сериал Школа», то Интернет выдаст пользователю и с десяток ссылок на реальное видео, где зафиксировано то, как ученики издеваются над своими учителями. Снятое учениками, это видео – яркое свидетельство того, в какой пропасти оказалось отечественная средняя школа. Один из роликов называется «Идем трахать учителя ОБЖ». Это даже не один, а целая серия роликов, выложенных на «YouTube».

Престарелый учитель по имени Василий Иванович, как может, отбивается от школьных отморозков, которые на переменке посылают его матом, прыгают возле него, танцуют, закрывают и держат входную дверь, и хохочут, хохочут... Развлекаются, словом.

Пытаясь усмирить отморозков, Василий Иванович что-то кричит, вроде: «Не хотите учиться, идите, сволочи, отсюда!» На что сволочи с азартом отвечают: «Сам уйди! Совсем охренел, сука! П…р!»

Учитель говорит, что, если ученики не перестанут снимать, то он разобьет им видеокамеру.

- Ты, б...дь, четыре года жрать не будешь, оплачивая эту камеру, - лопаясь от собственной безнаказанности, заявляют школьники.

Но, в отличие от телесериала, это реальные, а не постановочные кадры. Вообразите себе на месте этого Василия Ивановича нашего Сан Саныча Бологова, который тоже отдал школе не один год.

Кто-то скажет, что виновата администрация школы, заставившая старика преподавать ОБЖ. Но ведь кто-то же должен это ОБЖ преподавать? А ведь нормальный мужчина за те смешные деньги, которые предлагает современная система образования, работать не пойдет.

Какие же тут могут быть идеалы? Повторюсь, опять же, никаких. И те, кто обвиняет Гай Германику в отсутствии оных, не понимает ни жизни, ни искусства. Либо не хочет понимать, привычно изображая страуса.

Режиссер «Школы» - честный художник, уже хотя бы в том, что не навязывает ходульных истин типа: «Старших надо уважать». Такая художественная свобода - диагноз и существующему олигархическому режиму, и всем нам.

Дети прекрасно знают, что в современной России старших уважать как раз не надо. И все устройство социума, каждодневный опыт только подтверждают этот жуткий тезис, ставший руководством к жизни и действию для тех, кто рос и формировался в нулевые.

Пора, наконец, признать, что вся система традиционных ценностей пребывает нынче в глубокой коме и потеряла речь, как утратил способность говорить «лучший учитель года», старик, которого хватил инсульт в самом начале сериальной истории.

Этот сюжетный ход предельно символичен.

Старикам здесь не место. Как и всем прочим лузерам. Таков главный урок нынешней российской жизни.

Соло на клавиатуре исполнил Саша Донецкий 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 212 человек
Лента новостей