Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Последнее искушение Валентина

12.02.2010 13:14|ПсковКомментариев: 16

Псков

В этом году День Святого Валентина выпал на Прощеное воскресенье, самый финал масленичной недели, что, по-видимому, и дало основание председателю Российского Фонда культуры Никите Михалкову заявить о выработке национального иммунитета от чуждых нам праздников. Кто-то, де, нехороший активно навязывает нам Хеллоуин и этого самого Валентина, а как раз масленица в Пскове и станет прививкой от вторжения иноземной заразе.

- Поэтому я с удовольствием поддерживаю начинание псковичей, - заключил наш знаменитый кинорежиссер, немало поспособствовавший пропаганде национальных традиций и русского православия.

В то же время волгоградские коммунисты, допустим, не столь категоричны в оценках «чуждых явлений» и даже поздравили своих земляков с надвигающимся Днем всех влюбленных. А депутат Госдумы от КПРФ Алевтина Апарина даже поздравила своих избирателей «продвинутым способом» - при помощи Живого Журнала: «Cегoдня День Святoгo Валентина выpвалcя далеко за pамки cугубo катoличеcкoгo и стал самым что ни на есть маccoвым, самым широко отмечаемым и любимым среди молодежи. Трудно сказать, какой еще праздник так популярен, как День влюбленных. - Констатировала коммунистка в своем послании «городу и миру». - Я не буду дарить вам валентинок, но хочу пожелать искренней и светлой любви к родным и близким, а также ко всем, кто вас окружает».

В этих двух высказываниях, - знаменитого кинорежиссера и думского депутата, -проявились и две позиции по отношению к мировой массовой культуре: отторжения и приятия.

Никита Михалков далеко не первый и не единственный, кто выступает против «засилья чужого». Согласно этой схеме, праздники бывают «наши» и «не наши». «Свои» необходимо поддерживать («замутив» в Пскове Всероссийскую масленицу, например), а с импортом - бороться, привлекая внимание к той же масленице на брегах Великой. А так называемые «валентинки» пусть друг другу дарят жители Западного мира. Запретили же в Саудовской Аравии под угрозой штрафа (хорошо, что не смертной казни) День Святого Валентина, чем мы хуже?

По мне, так борьба со Святым Валентином в телевизоре сродни наскокам на ветряные мельницы. У советских, конечно, собственная гордость, но воевать с каким бы-то ни было культурным влиянием сегодня, по существу, то же самое, что покушаться на свободу распространения информации вообще.

Противопоставить свое – да, можно, но ограничить – вряд ли. У них – Карнавал, у нас – Мясопуст, что, в принципе, одно и то же, только формы разные. Все мы в прошлом язычники, все мы вышли из Сатурналий. Вернуться в СССР, увы, нельзя, чтобы вместо 60-ти телеканалов сделать снова один, Интернет запретить, а границы закрыть железным занавесом.

Ведь что такое День Святого Валентина, как, впрочем, и Хеллоуин, и тот же Карнавал?

Культурные продукты глобализации, а, если быть более точным, феномены массовой культуры, возникшей параллельно «восстанию масс», о котором еще в 30-ые годы прошлого столетия прозорливо писал выдающийся испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

«Массовый человек» успел оторваться от своих корней (много ли песен наших бабушек мы помним, а ведь еще сравнительно недавно их дружно пели за столом), но не в состоянии обрести образовательный уровень элиты.

«Массовый человек» не понимает высокого искусства, допустим, классическую музыку или оперный театр. Однако «массовому человеку» тоже не чужды потребности в культурных продуктах, и индустрия массовой культуры спешит эти потребности удовлетворить. В итоге народ потребляет  (по меткому выражению, «хавает») то, что транслируют масс-медиа: слушает поп-музыку и смотрит телесериалы. Потребность в зрелищах, так или иначе, удовлетворена.

Пыжься не пыжься, а Голливуд окончательно вытеснил отечественного производителя, фирма «Мелодия» давно не монополист на аудио-рынке, к тому же все большее значение приобретает Интернет, откуда не качает только ленивый), а значит высокий рейтинг западного масскульта - лишь следствие свободной конкуренции. Транснациональный интертеймент побеждает на рынке развлечений, и процесс этот объективный, достаточно сравнить хотя бы «Аватар» Камерона с «Обитаемым островом» Бондарчука.

Святой Валентин вкупе с Хеллоуином (Днем Всех Святых) явились к нам отнюдь не по злому умыслу Ватикана, а вслед за голливудской экспансией, а если брать шире – экспансией западной массовой культуры в целом. 

Можно, разумеется, заняться квотированием кинопроката (как это делается во Франции), но боюсь, что русская коррупция похоронит и эту идею, даже если она возобладает в умах народных избранников или президент Медведев крикнет «фас» и «ату его, ату». Продвинуть русское кино (как и русскую поп-музыку) при помощи законов все равно не выйдет.

Так что выкинуть святого Валентина из народного календаря не получится.

История с Валентином, кстати, весьма показательна, поскольку он - всецело явление именно популяризации, восстания масс, а вовсе не прозелитизма, как ошибочно кажется многим.

Во-первых, совершенно неизвестно, какого Валентина мы празднуем, поскольку, - холера их разбери! - раннехристианских мучеников с таким именем было несколько или, по крайней мере, двое или трое. Идет ли речь о разных личностях или о разных житиях одного и того же святого, никто точно не знает. И который из них связан с красивой легендой, получившей такое распространение в западном мире, неизвестно. Поэтому, когда в 1969-м году Ватикан сделал новую редакцию праздничного календаря, то Святого Валентина, и прежде не сильно жалуемого официально, как сомнительное лицо, оттуда просто выкинули.

Кому-то это из квасных патриотов покажется, вероятно, странным, но 14 февраля Католическая церковь чтит славянских просветителей Кирилла и Мефодия, а вовсе не Валентина.

Поскольку до раскола и много позже все христианские святые у нас были и есть общие (вспомните, например, названия некоторых псковских церквей), то Святых Валентинов не забывает и Православная церковь, воздавая им должное 6 и 30 июля.

Мощи Валентина, опять же, кстати говоря, находятся не где-нибудь, а на незалежной Украине, неподалеку от Львова, куда их передало римское духовенство как раз во времена воинствующего прозелитизма, в знак благодарности тем православным, кто все-таки принял церковную унию (то бишь союз) с Римом.

Что до нынешних вариаций романтического сюжета, то он имеет тех же пиарщиков, что и Рождественские каникулы, из религиозного праздника превращенные в светский беспредел потребительского бума. Глобальный рынок вещей и услуг нуждается в постоянной стимуляции спроса, а что может быть мощней, чем всенародные (включая государственные) праздники?

Если прежде всплеск потребления парфюмерии, цветов и кондитерских изделий приходился на 23 февраля и 8 марта, то в новой России в этот товарно-денежный мартиролог можно смело занести и 14 февраля.

И сам по себе Святой Валентин, кем бы ни был он на самом деле, Римским священником, тайно венчающим солдат, или мучеником из Африки, - здесь  абсолютно ни причем.

Саша Донецкий

 

 
опрос
Подаете ли вы деньги «на благотворительность» молодым людям с прозрачными ящиками на улицах Пскова?
В опросе приняло участие 569 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.