Сегодня: Понедельник, 11 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
«Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Жилой комплекс «City»: комфортные квартиры по доступной цене Доверие клиентов TeleTrade Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире Масло со скидкой! Топ-3 зимней обуви ответы Европа Плюс бьет рекорды Врачевание не просто работа Лучшая интерьерная печать в Пскове



Последнее искушение Валентина

12.02.2010 13:14 ПЛН, Псков

Псков

В этом году День Святого Валентина выпал на Прощеное воскресенье, самый финал масленичной недели, что, по-видимому, и дало основание председателю Российского Фонда культуры Никите Михалкову заявить о выработке национального иммунитета от чуждых нам праздников. Кто-то, де, нехороший активно навязывает нам Хеллоуин и этого самого Валентина, а как раз масленица в Пскове и станет прививкой от вторжения иноземной заразе.

- Поэтому я с удовольствием поддерживаю начинание псковичей, - заключил наш знаменитый кинорежиссер, немало поспособствовавший пропаганде национальных традиций и русского православия.

В то же время волгоградские коммунисты, допустим, не столь категоричны в оценках «чуждых явлений» и даже поздравили своих земляков с надвигающимся Днем всех влюбленных. А депутат Госдумы от КПРФ Алевтина Апарина даже поздравила своих избирателей «продвинутым способом» - при помощи Живого Журнала: «Cегoдня День Святoгo Валентина выpвалcя далеко за pамки cугубo катoличеcкoгo и стал самым что ни на есть маccoвым, самым широко отмечаемым и любимым среди молодежи. Трудно сказать, какой еще праздник так популярен, как День влюбленных. - Констатировала коммунистка в своем послании «городу и миру». - Я не буду дарить вам валентинок, но хочу пожелать искренней и светлой любви к родным и близким, а также ко всем, кто вас окружает».

В этих двух высказываниях, - знаменитого кинорежиссера и думского депутата, -проявились и две позиции по отношению к мировой массовой культуре: отторжения и приятия.

Никита Михалков далеко не первый и не единственный, кто выступает против «засилья чужого». Согласно этой схеме, праздники бывают «наши» и «не наши». «Свои» необходимо поддерживать («замутив» в Пскове Всероссийскую масленицу, например), а с импортом - бороться, привлекая внимание к той же масленице на брегах Великой. А так называемые «валентинки» пусть друг другу дарят жители Западного мира. Запретили же в Саудовской Аравии под угрозой штрафа (хорошо, что не смертной казни) День Святого Валентина, чем мы хуже?

По мне, так борьба со Святым Валентином в телевизоре сродни наскокам на ветряные мельницы. У советских, конечно, собственная гордость, но воевать с каким бы-то ни было культурным влиянием сегодня, по существу, то же самое, что покушаться на свободу распространения информации вообще.

Противопоставить свое – да, можно, но ограничить – вряд ли. У них – Карнавал, у нас – Мясопуст, что, в принципе, одно и то же, только формы разные. Все мы в прошлом язычники, все мы вышли из Сатурналий. Вернуться в СССР, увы, нельзя, чтобы вместо 60-ти телеканалов сделать снова один, Интернет запретить, а границы закрыть железным занавесом.

Ведь что такое День Святого Валентина, как, впрочем, и Хеллоуин, и тот же Карнавал?

Культурные продукты глобализации, а, если быть более точным, феномены массовой культуры, возникшей параллельно «восстанию масс», о котором еще в 30-ые годы прошлого столетия прозорливо писал выдающийся испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

«Массовый человек» успел оторваться от своих корней (много ли песен наших бабушек мы помним, а ведь еще сравнительно недавно их дружно пели за столом), но не в состоянии обрести образовательный уровень элиты.

«Массовый человек» не понимает высокого искусства, допустим, классическую музыку или оперный театр. Однако «массовому человеку» тоже не чужды потребности в культурных продуктах, и индустрия массовой культуры спешит эти потребности удовлетворить. В итоге народ потребляет  (по меткому выражению, «хавает») то, что транслируют масс-медиа: слушает поп-музыку и смотрит телесериалы. Потребность в зрелищах, так или иначе, удовлетворена.

Пыжься не пыжься, а Голливуд окончательно вытеснил отечественного производителя, фирма «Мелодия» давно не монополист на аудио-рынке, к тому же все большее значение приобретает Интернет, откуда не качает только ленивый), а значит высокий рейтинг западного масскульта - лишь следствие свободной конкуренции. Транснациональный интертеймент побеждает на рынке развлечений, и процесс этот объективный, достаточно сравнить хотя бы «Аватар» Камерона с «Обитаемым островом» Бондарчука.

Святой Валентин вкупе с Хеллоуином (Днем Всех Святых) явились к нам отнюдь не по злому умыслу Ватикана, а вслед за голливудской экспансией, а если брать шире – экспансией западной массовой культуры в целом. 

Можно, разумеется, заняться квотированием кинопроката (как это делается во Франции), но боюсь, что русская коррупция похоронит и эту идею, даже если она возобладает в умах народных избранников или президент Медведев крикнет «фас» и «ату его, ату». Продвинуть русское кино (как и русскую поп-музыку) при помощи законов все равно не выйдет.

Так что выкинуть святого Валентина из народного календаря не получится.

История с Валентином, кстати, весьма показательна, поскольку он - всецело явление именно популяризации, восстания масс, а вовсе не прозелитизма, как ошибочно кажется многим.

Во-первых, совершенно неизвестно, какого Валентина мы празднуем, поскольку, - холера их разбери! - раннехристианских мучеников с таким именем было несколько или, по крайней мере, двое или трое. Идет ли речь о разных личностях или о разных житиях одного и того же святого, никто точно не знает. И который из них связан с красивой легендой, получившей такое распространение в западном мире, неизвестно. Поэтому, когда в 1969-м году Ватикан сделал новую редакцию праздничного календаря, то Святого Валентина, и прежде не сильно жалуемого официально, как сомнительное лицо, оттуда просто выкинули.

Кому-то это из квасных патриотов покажется, вероятно, странным, но 14 февраля Католическая церковь чтит славянских просветителей Кирилла и Мефодия, а вовсе не Валентина.

Поскольку до раскола и много позже все христианские святые у нас были и есть общие (вспомните, например, названия некоторых псковских церквей), то Святых Валентинов не забывает и Православная церковь, воздавая им должное 6 и 30 июля.

Мощи Валентина, опять же, кстати говоря, находятся не где-нибудь, а на незалежной Украине, неподалеку от Львова, куда их передало римское духовенство как раз во времена воинствующего прозелитизма, в знак благодарности тем православным, кто все-таки принял церковную унию (то бишь союз) с Римом.

Что до нынешних вариаций романтического сюжета, то он имеет тех же пиарщиков, что и Рождественские каникулы, из религиозного праздника превращенные в светский беспредел потребительского бума. Глобальный рынок вещей и услуг нуждается в постоянной стимуляции спроса, а что может быть мощней, чем всенародные (включая государственные) праздники?

Если прежде всплеск потребления парфюмерии, цветов и кондитерских изделий приходился на 23 февраля и 8 марта, то в новой России в этот товарно-денежный мартиролог можно смело занести и 14 февраля.

И сам по себе Святой Валентин, кем бы ни был он на самом деле, Римским священником, тайно венчающим солдат, или мучеником из Африки, - здесь  абсолютно ни причем.

Саша Донецкий

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31