Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Коктейль из «Жириновского» с ностальгией

09.06.2010 14:22|ПсковКомментариев: 79

Тут как-то некстати испытал острый приступ ностальгии, ходил по магазинам, все искал легендарную водку «Жириновский» местного розлива, хотел вмазать, как встарь, запустить Жириновского к себе в вакуоль, чтоб взбесился там, внутри, и ударил в мозг, разбушевался, и пошла строчить губерния, но нигде водки «Жириновский» не нашел, и приуныл, заскучал. Эге, кончилась, значит, эпоха, выдохлась знаменитая жириновщина, которой еще сравнительно недавно на Псковщине пугали маленьких детей. Изжилась, истратилась как-то незаметно, тихо, без особого скандала, кончилась бесславно и навсегда. Кирдык.

Когда в марте 1996 года я, юный и наивный, скромно крутанул турникет псковской информационной журналистики, то и предположить не мог, какой паноптикум и карнавал ожидает всех нас в ближайшие годы. «Освободим Псковщину от жириновщины!» - гневно бил в набат будущий спикер нынешнего областного Собрания депутатов, и здравый смысл испарялся, как водочный дух с отвинченной пробки, и хотелось встать в нестройные ряды подписантов и прогнать эту самую жириновщину вон. И, хотя своего общепризнанного «апофигея» жириновщина достигла во второй половине 90-х, строго говоря, эпоха ЛДПР в ее сугубо персональном, личностном выражении длилась на Псковщине, словно бесконечный телесериал, вплоть до середины десятилетия, а некоторые политперсоналии умудрились просуществовать до прихода к власти Андрея Турчака, на смену старым, набившим оскомину знакомцам спустились сверху новые люди, чьи пальцы пахнут не водкой «Псковпищепрома», а исключительно ладаном.

И все-таки: прошлое подчас настигнет внезапно, словно белая горячка, и никуда от него не денешься, даже выбросившись в форточку.

Политические пораженцы 90-х обозвали триумф ЛДПР «захватом», сравнив с немецко-фашистской оккупацией. Это была, разумеется, оценочная метафора, но она свидетельствует о масштабе свершений и судьбоносности перемен.

Представим на минутку, что «Евгений Михайлов и Со» проиграли выборы тогдашнему ставленнику Кремля Владиславу Туманову. Никто не сомневается, что вся псковская жизнь развивалась бы по абсолютно иному сценарию, не говоря уж о том, что многих примелькавшихся персонажей мы бы никогда не увидели бы и не услышали. А так – новые лица заполонили эфир и постепенно ассимилировались в здешнем ландшафте.

Конфликты и скандалы, сотрясавшие Псковщину на протяжении как минимум десятилетия, - всецело заслуга выкормышей ЛДПР, которые сначала принялись делить места у кормушки и «мочить» местную элиту, «этих недолугих скобарей», а уж затем «мочить» и друг дружку.

«Креатива» в этом деле им было явно не занимать. 

Сослагательное наклонение в истории, как известно, – моветон, но факт остается фактом: без малого 13 лет исполнительную власть в регионе олицетворяли «люди в черном», те, кто десантировался на берегах Великой гнилой осенью 1996-го, обещая скобарям свет в конце тоннеля.

Всем формам одежды они предпочитали черные двубортные костюмы, а разъезжать по городам и весям предпочитали на черных автомобилях представительского класса, называемых в народе «катафалками».

Это был стиль победившей жириновщины: траурный похоронный костюм, означавший, видимо, скорбь по убывающему день ото дня электорату, и озабоченно-решительные физиономии, заточенные на то, чтобы случился великий передел, пусть и в отдельно взятой области. И хотя некоторое время спустя члены десанта в большинстве своем сменили мрачные одеяния на более светлые одежды, а ЛДПР-овские «ксивы» - на мандаты партии власти (как бы таковая не называлась), незримая печать всесильного «Вольфыча» Эйдельштейна так и осталась в их послужных списках.

Когда же потребность в высочайшей поддержке телевизионного фрика сама собой отпала, «соколы Жириновского» без сожаления катапультировались из партии в свободный полет по государственным эмпиреям. Однако многие люди навсегда сохранятся в истории «русского Запада» отдельными статьями Псковской Энциклопедии. Со временем, глядишь, и мемуары читателю подкинут.

Партия Жириновского послужила для всех них невероятно мощным карьерным трамплином, головокружительно запустив, как Белку и Стрелку, на властные орбиты и прибыльные бизнес-проекты. Заматерев, они с легкостью кинули партию, словно использованный презерватив. Местное отделение ЛДПР, исполнив функцию сразу и скафандра, и катапульты для новоявленной элиты, между тем, хирело и скукоживалось, постепенно превращаясь в слабую тень былого величия.

И вот какое-никакое величие кончилось.

Последним знаком неминуемого, как старческий маразм, «деграданса» стал добровольный уход из руководства партийной ячейкой Александра Христофорова, который собственными руками вычеркнул себя из списка лидеров местных либерал-демократов. Старожил Псковского областного Собрания депутатов пусть и отличался экстравагантными привычками, публично агитируя за Израиль и раскатывая по Пскову на «Мерседесе» с номером 666, но, на зависть и удивление оппонентов, каждый новый состав регионального парламента не обходился без его колоритной персоны, слегка склонной к эпатажу. В целом Христофоров вписывался в сложившийся в массовом сознании имидж ЛДПР, многие активисты которой, равняясь на своего бессменного лидера Владимира Вольфовича, были не чужды артистическим замашкам и эффектным жестам. Христофоров в этом смысле вполне соответствовал фирменному стилю Жириновского.

Позволим здесь небольшой, но весьма показательный  психологический этюд по следам одной публикации. Покинув организацию, Христофоров лишил псковских либерал-демократов внушительного запаса потенциальных информационных поводов, и, как оказалось, единственное, чего удостоился от бывших соратников, так это того, что его назвали «нулем». Причем не в приватной беседе тет-а-тет за рюмкой импортного алкоголя, а на страницах областной газеты. Сей досадный казус наталкивает на простой и очевидный вывод: мы являемся свидетелями предсмертных конвульсий одной из старейших партий России, если пока не в масштабе всей страны, то в границах Псковской области точно. И это в регионе, где партия Жириновского ставила электоральные рекорды, и где 8 лет правил «свой» ЛДПР-овский губернатор! Нынешнее региональное отделение ЛДПР переживает глубокий кризис, о чем, прежде всего, и свидетельствует публичная критика ушедшего Христофорова. Сор из избы – это всегда признак слабости. Когда муж начинает заочно сводить счеты с бывшим любовником своей жены, это говорит больше о его собственном бессилии, чем о несостоятельности предшественника.

Кадровый голод, который настиг местное отделение ЛДПР, был неизбежен, как импотенция после инфаркта. А псковские либерал-демократы пережили не только инфаркт, но и инсульт одновременно. Поэтому, позволю себе прогноз: их ближайшая участь – разделить участь «Яблока» - провалить выборы и остаться на обочине политического процесса. Сейчас они в качестве пиара занялись «социальными проектами», а именно благотворительно чистят граблями городские территории на субботниках и организуют соревнования для псковских детишек, видимо, даже не догадываясь, что главный вопрос любой настоящей политической партии – это вопрос о власти, а не показательные субботники.

Представим себе, что Владимир Ленин и его РСДРП вместо того, чтобы крепить дисциплину в своих рядах и бороться с правящим режимом, занимались бы проблемами экологии привокзальных территорий, благотворительностью и организацией соревнований по игре в городки среди городской бедноты. 

Вероятно, старик Жириновский еще «пронырлив, как коростель», но о его псковских партайгеноссе подобного уже не скажешь. В отличие от коммунистов, псковские ЛДПР-овцы нынче никак не могут похвастать ни одним узнаваемым без специального титра лицом. Так что до финальной точки под феноменом, который назвали когда-то жириновщиной, осталось совсем немного, совсем чуть-чуть.

Если раньше мы имели возможность видеть харизматичного Владимира Вольфовича не только в телевизоре, но и на этикетках водочных бутылок, то сегодня о его присутствии напоминают разве что скупые репортажи из Государственной Думы или скандальные инициативы вроде той, что была озвучена на днях: откупаться от службы в российской армии.

Но у Жириновского имеется хотя бы недюжинный талант шоумена и щедрая фантазия на креатив, способный вызвать какой-никакой ажиотаж в СМИ. У псковских либерал-демократов, судя по высказываниям их нынешнего лидера, креатива нет. А лохов из псковичей сделать с каждым годом все трудней.

Псковщина, если кто не знает, – край вечно зеленых помидоров и несбыточных надежд, а местные жители сколь простодушны, столь и мстительны. Явление, едко названное жириновщиной, если вдуматься, всегда было проекцией особой ментальности скобарей, не терпящих, когда из них слишком уж откровенно делают этих самых лохов.

Псковичи, выбрав заезжего человечка на княжий престол, всегда внимательно и с пристрастием следили за его дальнейшим поведением, за словами и жестами, и даже – за выражением лица. Поскольку обещанного чуда обычно не происходит, в душах избирателей зарождается обида: опять из нас сделали лохов! Помидоры все так же кислы, и старые жены с годами не становятся привлекательней, даже после психотропной водки «Скобарь».

Вот избиратель и ищет персону, на которой может символически отыграться. Прежде демократия предоставляла ему такую возможность: дать пинка под зад зарвавшемуся обнаглевшему политику. Хорошо живете, говорите? Что-то я вокруг себя хорошей жизни не наблюдаю.

Порулил? Слазь!

Жаль, кончилась в нашей стране демократия, и теперь пинки раздает исключительно президент по согласованию с премьером. При всех своих издержках и перегибах, демократия все-таки была справедливая политическая система, потому что путинская вертикаль еще хуже. Во-первых, демократия канализировала протестные настроения, во-вторых, успешно стряхивала бронзовую пыль с плеч региональных лидеров.   

Я лично до сих пор уверен, что если бы Евгений Михайлов за два срока своего губернаторства не «забронзовел», словно ходячий памятник самому себе, если бы не уверовал в собственное величие и безгрешность, то он до сих пор бы торчал в местном телевизоре, тихим медитативным голосом повторяя свои любимые мантры.

Впрочем, местное отделение ЛДПР это вряд ли бы спасло. И водка «Жириновский» точно так же пропала бы из продажи. Так что утолить острый приступ ностальгии все равно пришлось бы каким-нибудь другим напитком местного розлива. Что бы выбрать? Может, подарочную бутыль «Пушкина»?

Саша Донецкий      

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 177 человек
Лента новостей