Сегодня: Четверг, 14 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
«Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Доверие клиентов TeleTrade ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Масло со скидкой! Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Топ-3 зимней обуви Новая компания на рынке Пскова Европа Плюс бьет рекорды Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Не художники, а «пидарасы»

12.07.2010 18:15 ПЛН, Псков

Псков

Сегодня, 12 июля 2010-го года, в Таганском суде столицы произойдет знаковое событие в истории отечественной культуры. И чем бы не закончилось судилище над кураторами «Запретного искусства-2006», оно наверняка войдет в  анналы общественной жизни России наряду с такими событиями как первая демонстрация картины Казимира Малевича «Черный квадрат» 19 декабря 1915-года на последней выставке футуристов «0.10» в Петербурге. Или знаменитым  посещением Никитой Хрущевым 1 декабря 1962-го года юбилейной выставки МОСХа в Манеже, когда лидер советского государства обозвал художников «пидарасами».

Арт-группа «Война» уже придала событию актуальное эстетическое измерение, запустив в здание Таганского суда 3,5 тысячи тараканов в знак протеста против «тараканьего суда» по делу «Запретного искусства». В процессе судилища бывший директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров и экс-заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев (брат известного писателя и телеведущего Виктора Ерофеева) обвиняются в разжигании национальной и религиозной розни. Обоим искусствоведам грозит до трех лет колонии-поселения.

Псков

Как сообщают информ-агентства, один из участников арт-группы «Война» Петр Верзилов арестован.   

Что инкриминируют организаторам «Запретного искусства-2006»?

Судья, касаясь одной из картин экспозиции, отметила, что «совмещение образов Христа и Мики-Мауса представляет собой циничное издевательство и оскорбление православных верующих».

Собственно, именно РПЦ, в том числе и в лице известного популяризатора православия диакона Андрея Кураева, давно вынесла «Запретному искусству» свой моральный вердикт: «Запретное искусство» необходимо запретить навсегда, а организаторов примерно наказать, чтобы другим нонконформистам неповадно было.

Здесь напомним, сославшись на Интернет, что выставка «Запретное искусство - 2006» проходила с 7 по 31 марта 2007 года в Сахаровском центре на Земляном валу, где и были представлены произведения, по тем или иным причинам не разрешенные к показу в других московских музеях и галереях.

Часть арт-объектов касалась темы религии. Авторы совмещали христианскую символику и предметы культа с объектами повседневности и массовой культуры - Микки-Маусом, черной икрой, нецензурными надписями и т.д. При этом все экспонаты были скрыты от зрителей фальшстеной, и рассмотреть произведения искусства можно было только через специальные маленькие отверстия в ней.

Теперь от фактической стороны дела перейдем к этической.

Что именно означает суд над кураторами «Запретного искусства»?

Ответ однозначен: в России продолжается бешеное завинчиванье гаек, только теперь со все более активным участием людей в рясах.

Если прежде обзывать прилюдно художников «пидарасами» позволялось исключительно партийным первым лицам государства вроде Хрущева, да партийным бонзам помельче, то отныне этим занимается преимущественно РПЦ как прямой преемник идеологического отдела в ЦК КПСС.

Дело не только в том, что многие бывшие секретари партийных ячеек, в советские годы бессовестно гнобившие церковь и религиозно настроенных граждан СССР, в 90-ые вдруг неожиданно узрели Свет Христов и подались в священники и монастырские пресс-секретари.

Суть в том, что за неимением внятной идеологии (не объявишь же идеологией страны лозунг: «Обогащайтесь. Кто не успел, тот опоздал»?), власть нашла замену Кодексу строителя коммуниста. Этой заменой стало официальное православие, разместившееся в общественной иерархии на правах чуть ли не государственной церкви.

Понятно, что истинному христианину никакого дела нет до каких-то там нонконформистских выставок. Запретами и судилищами увлекаются люди, для которых любой плюрализм невыносим. И не важно, что на этих людях надето: чиновничьи костюмы или стихари с клобуками.

РПЦ вот уже как минимум лет 15 духовно обслуживает высшую власть в государстве, и по большому счету, эту ситуацию можно расценивать как возвращение на «круги своя», то есть положение нынешних церковников  идентично положению церковников до 1917-го года.

В году этак 1970-м работы обвиняемых нынче антицерковных художников (пусть сроки мотать будут не они, а кураторы) вызвали бы восторженную реакцию идеологов. Художников наградили бы престижными премиями и званиями, продвинули бы по служебной лестнице. Сорок лет спустя ситуация изменилась с плюса на минус. Художников, имеющих четкую гражданскую позицию, снова чуть ли не обзывают «пидарасами», а если и не обзывают в полный голос, то имеют этих самых «пидарасов» в виду.

Запреты на профессию (к этому и призвал диакон Кураев) и шельмование художников всегда были главным признаком тоталитаризма. В СССР был свернут любой творческий проект, от Малевича до Филонова, если он не вписывался в жесткую схему так называемого соцреализма. Нечто подобное происходило и в нацистской Германии, где все авангардные и нонконформистские течения, от экспрессионизма до дадаизма, были объявлены «дегенеративным искусством» и запрещены. Пропагандировался только вождь Третьего Рейха в разных позах и классические формы, ориентированные на Античность и Возрождение.

В нынешней России до подобного «экстрима», слава Богу, пока не дошло, хотя судилище над Ерофеевым и Самодуровым свидетельствует, что мы сейчас находимся недалеко от Гитлера со Сталиным.

Тараканы, разбежавшиеся по помещениям Таганского суда, символизируют, надо полагать, что дело здесь нечисто. Там, где обитают тараканы, там грязь и нечистоты, в первую очередь, - морального свойства. И никакие молитвенные удары лбом об пол не избавят от скверны.

Еще натуральные тараканы напоминают о популярной метафоре – тараканах в головах, мыслительных тараканах, которыми явно кишмя кишат пустые черепушки современных охранителей неправедной власти в России.

Ну, а художники что? Правильно, - они «пидарасы», то есть, переводя с языка Хрущева на привычное наречие, извращенцы, перверты. Кто-то из них по привычке коньюнктурит, надеясь отмазаться от обидных оценок власти, другие, наоборот, нонконьюнктурят, нарываясь на запреты и уголовщину.

Но в главном они, художники, остаются верны себе – служат точным индикатором свободы/несвободы общества.

Саша Донецкий

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
Судебное дело о «Запретном искусстве»


 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31